За елками

В Кузбассе началась пора больших елок: жаркое время для честных заготовщиков, черных лесорубов и участковых инспекторов, которым нужно успеть проследить за первыми и уберечь лес от вторых. В один из походов за новогодними елями напросилась «Газета Кемерова».

Мы едем в поселок Барзас, близ города Березовского, где расположено несколько предназначенных для заготовки участков леса. На одном из них в ходе ежегодного аукциона получил право заготавливать ель предприниматель Эдуард Чернышов, который занимается сезонным елочным бизнесом уже три года. Участок, на котором предстоит работать его команде, расположен на площади в шесть гектаров, территория тянется вдоль дороги на протяжении четырех километров: на ней, по результатам аукциона, предприниматель имеет право срубить в общей сложности 1200 елок.
– Вот эту еще спилите! И эту, Жень, тоже – чуть дальше надо пройти, – руководит процессом Чернышов, каждый раз указывая своим проворным ребятам, какие деревья брать. Медлить некогда: погода для заготовки, с его точки зрения, самая подходящая. «Елка сохранится теперь хорошо даже на улице, потому что тепло. Да и в целом приятно работать: видишь, что заготавливаешь. А начнутся морозы – все будет ломаться-осыпаться, так что нужно ловить погоду, пока она есть»,–говорит бизнесмен.

Это уже третья лесная вылазка его команды в новом сезоне: за две предыдущих лесорубы Чернышова заготовили триста елок, намереваясь в скором времени срубить и все 1200 – конечно, при условии, что столько подходящих деревьев на этом участке найдется. В том, что на рынке разойдутся они все, Эдуард не уверен. По его собственным прогнозам, «елки в этом году будут идти плохо»: во-первых, все популярнее становятся искусственные ели, во-вторых, теплая погода приведет на рынок еще больше черных лесорубов.
«Только от них мы и страдаем, потому что черные лесорубы легко сбивают цены, и люди предпочитают покупать деревья у них. А учитывая, что погода в этом году позволяет, этих товарищей будет больше, чем обычно», – поясняет он. В прошлом году у елочного бизнесмена Чернышова осталось 200 нераспроданных елок, которые он в итоге отдал для рождественских празднеств в епархию. Сколько останется в этом – не загадывает.

Продавая деревья на елочных рынках Березовского, он считает себя не только коммерсантом, но и лесным санитаром. «Большие деревья мы не берем – это не наша стихия. По документам, можем срубать только елки высотой от метра до двух. Вдоль дороги их в любом случае нужно убирать, прореживать, чтобы массив мог расти свободно и к тому же не затенял дорогу. Верхушки больших деревьев вырезают, бросая остальное, только черные лесорубы – мы же убираем то, что и без нас погибнет в следующем году», – рассказал Чернышов.
Согласно лесному плану области, ежегодный кузбасский еловый максимум – 67 тысяч деревьев на площади 147,5 тысячи гектаров. Именно столько деревьев можно срубать без ущерба для природы. В этом году департамент лесного хозяйства пока что продал чуть меньше 20 тысяч елок, разыграв среди предпринимателей право на их заготовку на традиционных ноябрьских аукционах, которые стартовали в середине месяца.
«По кемеровскому лесничеству в этом году разыгрывалось 15 лотов-участков, продали в сумме 9,6 тысячи елей. Если сравнивать цифры последних лет, можно заметить тенденцию к снижению. Например, в 2010 году кузбасским предпринимателям на елочных аукционах продали право заготовки 40 тысяч елей, а в прошлом году – 27,5 тысячи», – уточнила пресс-секретарь кузбасского департамента лесного хозяйства Татьяна Ярцева.

Отдельная головная боль инспекторов и контролирующих органов – черные лесорубы. Чтобы хоть как-то их урезонить, перед Новым годом в отрасли повышают штрафы за незаконную рубку леса.»В обычное время штраф за одно дерево, погубленное на территории защитных лесных насаждений, составляет порядка двух тысяч рублей, а подальше в тайге, где заготовка разрешена, – 700 рублей. Перед Новым годом, в период массовой рубки, сумма ущерба за дерево увеличивается вдвое. Уголовная ответственность наступает с пяти тысяч рублей ущерба – достаточно двух елочек в защитной зоне», – добавила Ярцева.
За полчаса работы в свою третью лесную вылазку бригада Эдуарда Чернышова заготовила 17 елок. Мягкой зеленой охапкой деревья сложили на снегу, и тут же их пересчитал старший инспектор барзасского участкового лесничества Андрей Оплачко.В следующий раз гроза черных лесорубов и друг честных заготовщиков инспектор Оплачко, выучивший за 12 лет работы местный лес как свои пять пальцев, проверит и пересчитает все срубленные на его участке деревья перед вывозом, что откроет елкам легальную дорогу на рынки и в квартиры людей.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.