Через горы – в мониторы

В начале декабря стало известно о том, что компания Good Line вышла на первую строчку независимого рейтинга NetIndex, составленного на основе данных мирового эксперта в области замеров скорости интернета SpeedTest. Руководитель по развитию клиентского сервиса Дмитрий Гуляев и заместитель технического директора Егор Езерский рассказали «Газете Кемерова», почему кузбасский интернет признали самым быстрым в России.
– От чего зависит скорость передачи?
–Самый главный фактор – это расположение сервера, к которому обращается пользователь и удаленность провайдера от него. Чем короче маршрут сети и связующих устройств, тем быстрее скорость передачи данных от абонента к серверу. Например, наша компания организовала прямой канал связи с серверами «Вконтакте», находящимися в Санкт-Петербурге, поэтому задержки отклика, при обращении к соцсети, сведены к минимуму. Поэтому у других провайдеров, насколько нам известно, абоненты часто жалуются на задержки при воспроизведении музыки или видеороликов через данную соцсеть.
–Какв мировом масштабевыглядит маршрут интернет-трафика от сервера до конечного пункта – абонента?
–Провод от компьютера или роутера выходит из квартиры и поднимается на крышу дома. Там провода со всего здания объединяются в коммутаторах – свитчах, и по оптико-волоконному кабелю связь идет до следующего коммутирующего узла, так называемого узла агрегации. Здесь сам канал становится шире. То есть, например, если у клиента скорость – сто мегабит, то на узле агрегации она достигает одного гигабита. Этой скорости хватает на 30-40 абонентов. Когда их становится больше, провайдеры устанавливают новые узлы, чтобы клиенты могли получать интернет без потери в скорости.

На районные узлы агрегации интернет поступает с городских узлов, где скорость передачи может достигать 10 гигабит. Городской узел является ядром всей сети, где находятся серверы, отвечающие за работу с абонентами, распределение траффика и так далее. Кроме того, в серверные приходят каналы магистральных провайдеров, которые строят связь между городами.
После этого трафик становится внешним, предоставляют его магистральные провайдеры. Между городами оптика проходит в основном под землей, и стоит это очень дорого, поэтому магистральных провайдеров намного меньше, чем городских. Наша компания проложила оптико-волоконную связь между городами Кузбасса под землей за два года. Стоило это больших трудов и затрат, но мы справились.
Следующими в этой цепи идут континентальные провайдеры. Их еще меньше, чем магистральных. Они объединяют страны и материки, скорость передачи данных там исчисляется уже не гигабитами, а терабитами. Примерно так выглядит схема маршрута при условии, что сервер находится на другом континенте, и передача данных происходит за считанные доли секунды.

–Откуда интернет появляется у Good Line?
– Мы работаем сразу с несколькими магистральными провайдерами. Это дает ряд преимуществ и гарантию того, что в случае потери связи с одним из провайдеров наши абоненты не останутся без интернета. Связь осуществляется через оптико-волоконный кабель.
Вообще, обрыв канала связи от магистральных провайдеров крайне маловероятен. Несколько лет назад был один случай потери связи с магистральным провайдером. Тогда в Москве произошел крупный пожар, после которого часть страны на несколько дней осталась без интернета. Но, как я уже говорил, такие случаи единичны и происходят крайне редко.
–Что вообще из себя представляет интернет от провайдера?
– Следует понять, что интернет – это набор серверов, находящихся по всему миру. Нельзя сказать, что интернет находится где-то в одном месте. Есть дата-центры, которые предоставляют всем желающим места под сервера, по сути, это место в стойке, к которому уже подведен высокоскоростной интернет. В принципе, любой человек или компания, могут обратиться в дата-центр со своим сервером с целью его размещения. Это удобнее и дешевле, чем строить такой центр самому, обеспечивать его бесперебойным электропитанием, охлаждением, нанимать обслуживающий персонал и так далее. Провайдеры, в свою очередь, осуществляют связь абонента с любым из этих серверов независимо от его физического нахождения.
– Какой объем данных может храниться в таких центрах?
– Подобной информации в открытом доступе нет. Огромное количество контента приходится на социальные сети Facebook, «Вконтакте» и другие. Не так давно в компании Google произошел двухминутный сбой, в течение которого были недоступными около 40% мирового траффика. Другими словами, почти половина данных всего мирового интернета находится на серверах этой компании по всему миру.

– У компании Good Line есть свои серверы?
– Конечно, все наши внутренние ресурсы, например, игровые серверы, «Большое-ТВ», часть контента А42.ru находятся на наших серверах. Мы не сдаем места в стойках, так как не являемся дата-центром и не предоставляем услуги хостинга. Все данные, хранящиеся на нашем сервере, дублируются, поэтому при каком-то сбое наши абоненты не потеряют свои данные, и все наши ресурсы будут работать в обычном режиме.
– Что может полностью отключить сервер?
– Из внешних факторов – только стихийное бедствие, пожалуй. Но в случае, например, землетрясения, способного разрушить дом, мало кого будет волновать наличие интернета. Все кабели, включая оптику, нами дублируются, электропитание на серверы поступает как от горэлектросети, так и независимо – от генераторов и аккумуляторов. Поэтому, даже если в городе отключится электричество или произойдет разрыв кабеля, интернет никуда не пропадет.
– Были ли случаи в вашей компании, когда без интернета оставался целый район или город?
На моей памяти, самым большим отключением стал сбой в одном из районов Кемерова на несколько часов. А чтобы город, нет, у нас такого не было.

– В рейтинге NetIndex аккумулируются результаты со всего мира, когда пользователи ежесекундно проверяют со своих компьютеров и мобильных устройств скорость соединения. Компания Good Line, еще около года назад закрепившаяся в тройке лидеров среди российских провайдеров, в конце 2013 года заняла лидирующую позицию. Как и кем составляются такие рейтинги, и влияет ли количество абонентов на их результаты?
– Рейтинги, как правило, формируются пользователями интернета, которые хотят узнать фактическую скорость своего провайдера и сравнить ее с тем, что им обещали при подключении. По ip-адресу устанавливается провайдер, с которого производится измерение скорости, после чего эти данные заносятся в базу, и на их основе составляется рейтинг.
Что же касается количества абонентов у провайдера, то такой взаимосвязи с положением в рейтинге нет. У «Ростелекома», для сравнения, абонентов больше, но в том же рейтинге они занимают не самое лучшее место.
– Вообще как сильно изменилось потребление интернет-траффика за последние годы?
– Не могу сказать за других провайдеров, но у нас суммарная скорость интернет канала сейчас составляет порядка 40 гигабит. Для сравнения, года три назад скорость составляла около 10-15 гигабит, при этом абонентская база выросла в два или даже в 2,5 раза. Устройств становится больше: если раньше на семью приходился лишь один компьютер, то теперь в семье могут быть не только компьютеры, но и телефоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры, и все это подключено к интернету.

– Компания Good Line планирует развивать свою сеть?
– Естественно, на данный момент пропускная способность нашего канала более 60 гигабит. Сейчас, как я уже сказал, используется около 40, это дает большой потенциал, возможность запуска новых, сверхскоростных тарифов, например.
Еще в начале 2000-х приходилось арендовать оборудование, но сейчас в компании только собственное техническое обеспечение, и это дает нам полный контроль над качеством связи и независимость. Мы постоянно следим и обновляем его на всех этапах передачи данных. Каждый год траффик потребляется все больше, контент становится все разнообразнее, и каналы на глобальный интернет нужны очень серьезные.
– Последний вопрос касается конкуренции между провайдерами. Сильна ли она в нашем регионе?
– Знаете, здоровая конкуренция только стимулирует развитие в любой сфере. Бывает, конечно, что ведется и агрессивная конкуренция. Однажды был случай, когда осенью кто-то сделал подкоп под наш кабель. Специально дождались январских праздников и перерезали провода, чтобы сложнее его было найти под снегом. В это время, возможно, хотели таким способом переманить абонентов. Но у нас в каждый город прокладывается не один, а два кабеля, поэтому даже если с кабелем что-то происходит, то маршрутизаторы автоматически перестраиваются, и интернет идет, например, не из Кемерова, а через Белово, и абоненты не замечают никаких изменений. К счастью, случаи такой конкуренции бывают редко. В основном, мы довольно мирно работаем на рынке. И каждый год модернизируем свои системы, улучшая свои конкурентные преимущества.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.