Арт-десант в Ленинск-Кузнецкий

Кемерово – город, который компилирует на своей территории людей со всей области. Куда бы ты не отправился, можешь быть уверен: кто-то из твоих знакомых родом оттуда. К туризму по Кемеровской области я относилась всегда скептически, поэтому решила расспросить знакомых о том, что можно посмотреть в Ленинске-Кузнецком, прежде чем туда отправиться.
Читайте также: Арт-десант в Гурьевск и Арт-десант в Киселевск

Один знакомый назвал тучу захоронений и у меня сложилось впечатление, что Ленинск-Кузнецкий – это кладбище. Второй назвал популярные места: там площадь, тут главный музей, монументы, делать там нечего. «Это же Ленинск», — иронично заключил он.
Насколько объективны ленинск-кузнечане, мне предстояло узнать. 24 августа «Арт-десант» из творческого объединения «Кот да Винчи» и корреспондентов «Газеты Кемерова» отправился покорять совсем не столицы, а маленький город, который строился вокруг шахт.

Храм

На въезде, в деревне Демьяновка, бросилась в глаза церковь с голубыми куполами. Храмы и соборы украшают города, пусть мы еще и не в Ленинске, но почему бы не заглянуть. Во дворе церкви неторопливо бродят куры, из деревянного дома к нам выходит матушка Люба.

Храм иконы Божией матери Одигитрия построили в Демьяновке 30 лет назад, рассказывает матушка по дороге к церкви. Работает он по вечерам субботы, в воскресные и праздничные дни, но храм всегда рад гостям. Специально для нас матушка Люба открыла двери церкви.
Внутри прохладно, пахнет чистотой и воском. Даже человек неверующий испытывает какой-то трепет от этой чистоты. Стены покрыты яркой, аккуратно сделанной росписью. Матушка Люба рассказывает, что расписывал храм художник Леонид из Новосибирска.

«Людей приходит всегда по-разному, иногда два-три человека, иногда – пятнадцать. Сейчас уже три дня никого не было… Храм стоит на дороге, икона Божией матери Одигитрия помогает в пути, поэтому сюда часто заходят проезжие люди, чтобы помолиться», — рассказывает матушка.
Матушка Люба работает в храме уже девять лет, ведет все хозяйство вместе с настоятелем. Деньги на содержание церкви все чаще получают от прихожан. Вскоре нужно будет убирать урожай, готовиться к зиме, которую в частном доме пережить не так легко. Но несмотря на это, матушка Люба верит, что нужно жить с богом, тогда прибавится добра в жизни и себе, и окружающим людям.

Террариум

На площади у Дома Культуры мы встречаем нашего проводника Максима Дианова. Максим какое-то время работал на радио, это сразу слышно по его живой, складной речи и поставленному голосу. Сейчас у Максима две работы: одна для души, другая – для того, чтобы было, что покушать. Первая работа – рекламный бизнес, а вторая – доставка еды.
Пока мы добираемся до первого пункта – террариума, Максим рассказывает нам о городе. Первое упоминание о населенном пункте датируется 1763 годом, тогда он назывался Кольчугино. В 1922 году его переименовали в Ленино, и Ленинск стал первым населенным пунктом в мире названным в честь Владимира Ленина еще при его жизни. Городом Ленинск-Кузнецкий стал в 1925 году. Он строился вокруг шахт, поэтому история напрямую связана с развитием угледобывающей отрасли.
После небольшой пешей прогулки подходим к дверям подвального помещения, над входом неприметная вывеска «Террариум». Не уверена, знают ли даже местные жители об этом месте, а уж мы, обычные туристы, пока даже не представляем, какой удивительный мир ждет внутри.

Нас встречает основательница и хозяйка выставочного пространства – Татьяна Бочарова. Татьяна – художник-анималист, некоторое время жила на Кубе, а вернувшись в 1990 году в родной город решила, что нужно сделать для своего города что-то похожее на то, что она видела за океаном. В 1990 году она открыла галерею, где выставляла в том числе и свои работы. С 1992 года началась реконструкция выставочного зала и в подвале под галереей возник террариум. Животные попали сюда разными путями: из закрывающихся зоопарков, цирков, с приезжими путешественниками, а некоторые выращены прямо здесь, в Ленинске-Кузнецком из яйца в огромное трехметровое чудище.

Так, например, нильский крокодил Кука. Татьяна Дмитриевна показывает нам старые фотографии, на которых Куку можно принять за ящерицу. Я поворачиваю голову и вижу огромного крокодила. Не из тех метровых, которых мы привыкли видеть в зоопарках и на выставках, а настоящего, грузного, неторопливого и грациозного хищника.
«Вырастить животное из яйца для меня – творческий процесс», — говорит Татьяна Дмитриевна.
Кука живет в аквариуме вместе с рептилией поменьше (но незначительно) – кубинским крокодилом Луисом. При этом животным не приходится ютиться и жить в тесноте, да не в обиде. В Ленинском террариуме располагается самый большой аквариум для крокодилов в России, в нем крокодилы могут как спокойно плавать, так и отдыхать на суше.

Хоть у крокодилов и нет нужды охотиться, они сохранили способности своих диких собратьев: глядя в воду сквозь стекло, мы видим, как Кука медленно двигается под водой, неторопливо разворачивает свое громадное тело, но при этом поверхность воды остается гладкой и не колышется.
«Вас укусить крокодильчиком?» — смеется Татьяна Дмитриевна и рассказывает историю о шуточном видеоролике. К 1 апреля сотрудники зоопарка не раз разыгрывали горожан. Однажды на Ленинском телевидении вышел сюжет о том, как крокодил проглотил маленького мальчика. Видимо, грим оказался настолько реалистичным, что горожане поверили и дело едва не дошло до скандала.

Кличка каждого животного, как поясняет Татьяна Дмитриевна, дается неслучайно. В прошлом году в террариум переехала бородатая Агама из Австралии. Ее решили назвать именем с родины – Джон. А нильский варан был назван Тарзаном из-за своего активного поведения. С тех пор, как он прибыл в зоопарк, Тарзан так и не смог успокоить свой взрывной нрав: застать ящера спокойным – большая редкость.
Татьяна предлагает всем желающим подержать огромного питона, который живет в террариуме чуть ли не с его основания. Я, не подозревая, что меня ждет, вызываюсь «примерить удавку» первой. Змей ложится на мои плечи и чуть ли не вдавливает в землю: массивный, холодный, немного липкий, он сразу обвивает мою ногу хвостом и начинает неторопливо двигаться, пытаясь вырваться из моих рук. Немного поздно я узнаю о том, что змея кусается. Панически пытаюсь улыбнуться в камеру, в то время как питон по-прежнему куда-то стремится. Меня успокаивают тем, что вовсе он не хочет меня задушить, а просто испугался и просится домой. Хорошо, если так.

После осмотра террариума мы поднимаемся наверх, в хранилище картин Татьяны Дмитриевны. Мужчины помогают ей передвигать большие холсты, на которых часто встречаются лошади. Татьяна Дмитриевна признается, что очень любит верховую езду и за городом у нее есть свой конь. Больше всего впечатляет полотно «Утро в Ноевом ковчеге».
«На картине представлены звери в ожидании утреннего кормления. На выставках картина всегда висит низко и все животные как будто смотрят на зрителя, он чувствует себя Ноем», — рассказывает Татьяна Дмитриевна.

Из кубинского подвала мы возвращаемся в город. Следующая остановка – музей СУЭК. Направляясь к музею, мы слушаем рассказы нашего попутчика, директора радио «DFM» Александра Тихонова. Он рассказывает о своем увлечении – езде на мотоцикле и прошедшем недавно масштабном байкерском фестивале в Ленинске-Кузнецком.
По дороге мы останавливаемся у палатки с медом. Здесь, на удивление, мы обнаруживаем продукты местного производства. Иван Немчанинов предлагает нам попробовать разнотравный мед с пасеки его отца. Семья Ивана занимается изготовлением и продажей меда уже 30 лет. По словам Ивана, около 30 семей в Ленинске-Кузнецком также держат свою пасеку.

По дороге мы останавливаемся, чтобы перекинуться парой фраз с красивой девушкой, которая стоит на остановке и немного грустно ждет автобус. Милана училась в Кемерове, но после выпуска вынуждена была вернуться в Ленинск-Кузнецкий в силу обстоятельств. В городе она планирует пробыть не более полутора лет.
«Здесь скучно», — жалуется девушка.

Музей

В музее нас встречает Елена Викторовна Чикурова. Всего лишь за полгода работы Елена собрала уникальный материал, которого до этого не было в архивах музея.

Экспозиция расположена по кругу, мы перемещаемся из зала в зал, от истории возникновения залежей угля, до открытия первых шахт в Ленинске-Кузнецком и современного состояния угледобывающей отрасли в регионе.
От слова «музей», как правило, пахнет нафталином, но от музея Ленинска-Кузнецкого веет промышленной мощью, гордостью за главное дело города. Он оборудован интерактивными досками, масштабными экспонатами, показывающими угледобывающую технику, но это далеко не все.

«Главное богатство – это люди», — говорит Елена. В самом конце выставки нас ждет огромное полотно с фотографиями работников и директоров шахт. Не забывает история и тех, кто отдал за дело свою жизнь: в музее оборудован специальный стенд, посвященный погибшим в авариях на шахтах. На стендах лица: черно-белые, и совсем новые фотографии. Пусть говорят, что Ленинск-Кузнецкий строился вокруг шахт, но оказавшись в музее, ты понимаешь, что строился он вокруг людей.

В прямом эфире

Чуть позже в своей студии нас принимает радио D.FM. Часовой эфир радиостанция в Ленинске полностью посвящает Арт-десанту. Каждый из нас смог попробовать себя не только в качестве журналиста и исследователя, но и в качестве исследуемого, что не так привычно. Ради этого эфира Максим Дианов даже решает вспомнить свои годы работы на радио и присоединяется к эфиру в качестве ведущего.

Ведет эфир громким, поставленным голосом Настя Селезнева, которую радиослушатели знают под именем Маша Шубина. Казалось бы, что делать в маленьком провинциальном городке такой энергичной, молодой девушке?

После эфира, уже на стоянке, Настя рассказывает, что в Ленинск-Кузнецкий она вернулась по зову души.
«Я уезжала в Новосибирск, работала там некоторое время. Но потом все равно понимаешь, что реализовать себя и найти себя можно и в родном городе. В огромном Новосибирске я чувствовала себя песчинкой, здесь же я на своем месте», — рассказывает Настя.
Утомленные эфиром, мы едим гавайскую пиццу, которую нам доставила фирма Максима, у автосервиса «Автопластика». Стена напротив, огораживающая территорию ГИБДД, расписана стрит-артом: виды Парижа, дождливые улицы, портреты Эйнштейна и Чеширского кота. Как поясняет владелец «Автопластики», эти рисунки выполнили Ленинск-Кузнецкие художники на заказ. В планах – расписать всю стену, нужны только умелые руки и голова на плечах. Администрация возражений не высказывает, к работе приглашают художников со всего Кузбасса.

«Гуринские бани»

Вечереет. Будь у нас больше времени, мы бы с удовольствием задержались подольше в «Гуринских банях». На окраине города расположилась огороженная территория с аккуратными беседками, рестораном для проведения торжеств и, конечно же, банями.

Гостеприимная хозяйка Ольга Сергеевна Степина показывает нам все и охотно делится историей своего бизнеса. Раньше они с мужем держали только ресторан, чуть позже, вдохновившись своим отцом, который то и дело убегал от проблем к другу в баню, Ольга решила, что нужно создать место отдыха, где каждый смог бы забыть обо всем и просто отдохнуть с большой компанией друзей.

В «Гуринских банях» отчетливо пахнет деревом, вокруг зелено, всюду аккуратный декор: шторы, русский плетень, деревянные лошадки, клумбы. Вскоре, обещает Ольга, на территории бань появится детская площадка. Вести дело вдвоем нелегко, но по энтузиазму, с которым Ольга рассказывает о своих банях, не скажешь, что заниматься этим ей в тягость.

Мы выезжаем из города поздно. Можно понять людей, которые отзываются о своем родном городе с пренебрежением, как только выберутся и поживут некоторое время в другом месте. Они долго находились здесь, видели одно и то же, для них маленький Ленинск был похож на клетку, из которой хотелось скорее выбраться. Но, совершая невероятно насыщенный и короткий набег на город, ты видишь его совсем иначе. Пусть для кого-то Ленинск-Кузнецкий остается золотой клеткой, а для кого-то – ярким и самобытным пятном на дорожной карте.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.