Попали в сети

Они называют себя крупными международными корпорациями, сотрудничающими с Apple, Mercedes и Coca-Cola, однако при этом не могут сформулировать ответа на простой вопрос о том, чем конкретно занимается их компания. Вдохновенно рассказывают о расширении бизнеса в условиях кризиса и о наборе огромного количества сотрудников в новые офисы, сулят приличные заработки и карьерный рост, а на деле оказываются навязчивыми прилипалами, «разводящими» простой народ на деньги и «впаривающими» свой сомнительный товар – косметику, БАДы, массажеры и технику. Моими «заклятыми друзьями» «сетевики» стали в тот же самый день, когда я разместила свое резюме на сайте поиска работы.

Пять предложений от одной фирмы

Не успела я глазом моргнуть, как на электронную почту посыпались сообщения о «заинтересованности в моей кандидатуре». Записаться на собеседование предлагалось самостоятельно, позвонив по указанному номеру телефона. Однако даже этого делать не пришлось: за день мне позвонили четыре (!) разных человека из одной и той же фирмы с настойчивыми предложениями прийти на беседу. На вопрос, в какую компанию меня приглашают, отвечали неразборчиво. У одной девушки мне пришлось трижды переспросить название организации, но в ответ я слышала все тот же невнятный набор букв. В соцсетях начали приходить сообщения с предложениями сверхприбыльной работы.

Первый «тревожный звоночек»: как правило, работодатель не приглашает соискателя, отправляя письмо на электронную почту или сообщение в соцсетях. Обычно на собеседование зовут по телефону, сразу обозначая, в какую компанию и на какую конкретно должность проводится отбор. И хотя сейчас все уже порой не настолько «традиционно», но многочисленные звонки от разных людей из одной фирмы почти наверняка говорят о том, что работает целая команда вербовщиков, действия которых не согласованны. Задача у них одна – заманить в офис как можно больше людей.

Толпы кандидатов и собеседование в шубе

Невзрачный офис в самом сердце города встретил меня и других соискателей наспех приколотой к двери табличкой, на которой значилось название организации. Справочные системы о ее расположении по данному адресу деликатно умалчивали. Внутри офиса толпился «разношерстный» народ: здесь мне встретились и холеные женщины в шубах, и скромные студенты, и пенсионеры. «Открывается представительство в Кемерове, набираем очень много людей», – пояснила приятная девушка на ресепшн, вручив анкету. Через десять минут меня пригласили в кабинет на собеседование. Едва открылась дверь, как взору моему предстала удивительная картина: в небольшом помещении располагалось около десятка столов, за которыми сидели одетые с иголочки люди, по обратную сторону от них – соискатели прямо в верхней одежде, с вещами и сумками в руках. На столь массовое собеседование я попала впервые в жизни. Мне указали на стул перед лучезарной девушкой Анной, которая при всей своей улыбчивости «не осмелилась» предложить мне снять шубу.

Второй «тревожный звоночек»: некоторые фирмы действительно иногда практикуют проведение коллективных собеседований. Однако они проходят по другим схемам: беседа кандидата с несколькими сотрудниками компании либо очное состязание нескольких кандидатов на вакансию перед рекрутером. Загнать толпу людей в тесное помещение и не предложить им при этом снять с себя верхнюю одежду – это «за гранью» морально-этических соображений. Большое количество одновременно пришедших на собеседование людей говорит не об открытии нового офиса, а об организации «конвейера» из тех, кого хотят надуть.

Ищем бухгалтера, который никому не нужен

Если до начала собеседования многое из окружающей нас действительности кажется странным и вызывает подозрения, то во время самих переговоров ваш собеседник сделает все возможное, чтобы эти сомнения улетучились. Уровень «облапошивания» граждан сетевыми конторками за последние несколько лет вырос в разы! Раньше все было до примитивного просто: заманили толпу народа в зал и давай им «впаривать» свою мало кому в реальности нужную продукцию, суля небывалые прибыли. Дескать, присоединяйтесь и вы к нашей успешной команде распространителей наноодеял да капсул «от всех болезней», а то ваш первый миллион по вам горькими слезами плачет. Сейчас люди стали умнее и не ведутся на такие предложения. Поэтому в ход пошел новый, усовершенствованный способ заманивания «в сеть»: тебя приглашают и собеседуют на должность, которой в этой организации не было, нет и никогда не будет: бухгалтера, администратора, менеджера.
Меня заманивали на должность специалиста по рекламе. Задаю прямой вопрос: какие обязанности я должна буду исполнять в вашей фирме. Четкого ответа не получаю. Зато на вопрос о заработной плате улыбчивая Анна отвечает четко: фиксированная заработная плата – 25 тысяч рублей. Все мои ответы сопровождаются активными кивками головой, поддакиваниями и комментариями о пользе моего бесценного опыта для их компании.

На мой нагловатый «подкол» по поводу того, что у «международной компании» не может быть такого непрезентабельного офиса, собеседница продолжает приветливо улыбаться и объясняет: тяжело найти нормальное помещение в центре города. «Конечно, в кризис вообще помещений не найдешь», – откровенно издеваюсь я. В ответ – только неизменная улыбка. Не девушка, а кремень.
Третий «тревожный звоночек»: нарочитая доброжелательность и восторженность навыками и умениями соискателя может вскружить голову даже самому подозрительному собеседнику. Человек, который ни разу не слышал про технологии нейролингвистического программирования, с высокой долей вероятности попадается «на крючок» и перейдет на следующий этап «обработки» – обучающие курсы.

Не ученье, а денег извлеченье

На обучающие курсы, которые «обязательно нужно пройти, прежде чем приступить к работе», зазываются все без разбора. На первое занятие вас приглашают прийти, захватив с собой «незначительную» сумму в 300 (400, 500) рублей на пропуск и методическую литературу — «нужно оставить деньги в залог, потому что люди сейчас пошли такие – берут и не возвращают»… Обычно предполагается где-то три-четыре занятия, на которых всех потенциальных сотрудников собирают в одну кучу и активно «промывают мозги». Вероятнее всего, вам будут вещать о нескончаемых потоках денег, небывалых товарооборотах, повышенном спросе на продукцию, будоражить ваше сознание примерами из собственной блестящей карьеры. Ваш вербовщик обязательно похвалится заработанным за три месяца крутым автомобилем, огромной квартирой в центре города, на которую он никогда бы не накопил, «работая на дядю». Итогом вашего обучения станет предложение заплатить взнос за вступление и приобрести продукцию на приличную сумму. Ни о какой вакансии бухгалтера или офис-менеджера никто уже и не вспомнит…

И остальные «тревожные звоночки»: идти на обучающие занятия не следует вовсе, даже если вы отдаете себе отчет, что уж вас-то точно никто «не раскрутит» на торговлю БАДами. Даже из любопытства идти туда не надо! Возможно, вас и не смогут втянуть в сомнительную деятельность по распространению «всякого разного», но свои издержки за работу по вашему привлечению прилипалы все равно попытаются «отбить». Принцип здесь простой: «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Хоть 300 рублей, да вытянем! «Ах, вы не можете заплатить 300 рублей? И это мне говорит взрослый 40-летний мужик, вам не стыдно за себя?», – это или что-то подобное, скорее всего, услышите вы, проявив сомнения по поводу необходимости внести оплату за истрепанные книжки.
О плачевных результатах «работы» в таких компаниях – сотни негативных отзывов в интернете. Тысячи обманутых людей «убиваются» над никому не нужными тюбиками с косметикой и коробками с БАДами. Большинство из них – пенсионерки, многодетные матери, не имеющие средств к существованию, но вынужденные выплачивать кредиты. Их просто умело заставили поверить в то, что при нашей сложной жизни можно заработать легкие деньги и жить припеваючи. Только вот деньги зарабатывают не они, а на них. Берегитесь!

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.