Настольные ролевые игры: мифы, реальность, смысл

Уже много десятилетий во всём мире настольные ролевые игры держатся на пике популярности. Для миллионов людей совершенно разных возрастов и профессий – это одно из увлекательнейших интеллектуальных развлечений.
В России Москва, Санкт-Петербург и Красноярск – не только мегаполисы с насыщенной жизнью, это – мекки любителей и мастеров настольных ролевых игр. В Кемерове тоже были и есть люди, увлечённые настольными ролевыми играми. При поддержке фонда #ВСоЗнании у них, возможно, сформируется не только единая площадка, но и узнаваемость.
А значит, любой новичок сможет приобщиться к увлекательным путешествиям во времени.

Отец ролевых игр

Настольные ролевые игры появились благодаря американскому писателю Эрнесту Гэри Гайгэксу. С самого детства Гайгэкс любил научную фантастику и разнообразные игры – от шахмат до карточных. В ролевых играх с друзьями выступал ведущим. Постепенно увлечение приобрело ряд правил и историческую тематику. С лучшим другом Доном Кэем Гэри Гайгэкс создали свод «законов» для игры с миниатюрными солдатиками, а взрывы имитировали с помощью петард.
Со временем в простых играх в войнушку (варгеймах) появились элементы фантастики. Так, в начале 1970-х годов появились настольная ролевая игра Dungeons & Dragons (D&D) и журнал Dragon, созданный для поддержки D&D. Совершенствуя идеи, Гэри выпустил улучшенную версию Dungeons & Dragons — Advanced Dungeons & Dragons.

В 1985 году из-за конфликта с новым управляющим своей компании Гэри Гайгэкс решил заниматься разработкой ролевых игр исключительно самостоятельно. Но новые ролевые игры Dangerous Journeys, Legendary Adventure и Castles & Crusades не получили такого успеха, как его главное детище. До конца жизни Гэри писал игровые руководства, романы и рассказы в жанре фэнтези и активно участвовал в жизни сообществ любителей ролевых игр.
Примечательно, что в рейтинге 30 людей, оказавших влияние на игровую индустрию, сайт GameSpy поделил 18 место между Гэри Гайгэксом и Джоном Толкиеном.
В Россию интерес к настольным ролевым играм пришёл в 1990-х годах. В Кемерове ролевики по большей части тяготели к историческим реконструкциям, лангедокам (театральным играм), собираясь в квартирах или время от времени выбираясь на небольшие мало кому известные площадки. Через 10 лет и так разрозненное сообщество фактически распалось. Эпоха возрождения началась всего лет шесть назад.
Сейчас идейным вдохновителем и воином тренда является выпускник КузГТУ Юрий Новиков. Несколько лет назад друзья пригласили его на игру в антикафе «Чашка». Необычное времяпрепровождение затянуло: непривычный формат, познавательно, раскрывается море разнообразных возможностей.

Всё сложное – просто

В конце сентября Юрий Новиков вместе с друзьями провели фестиваль «Ролешторм-3» на площадке филиала городской библиотеки им. Н. В. Гоголя, что на Весенней. Помещение небольшое, но уютное. Собирались и решали организационные вопросы несколько месяцев, переживали, что будет мало участников. А нет – десятки людей присоединились к празднику.
«Как правило, настольные ролевые игры воспринимаются как крайности. С одной стороны – игроки представляются либо бездельниками, покинувшими реальность, либо увлечёнными фэнтези до помешательства», – делится Юрий Новиков.

На самом деле всё проще, чем может показаться. К игроку нет никаких специальных требований. Ему достаточно оперировать логикой и фантазией. Задача настольных ролевых игр заключается как раз в том, чтобы подвигнуть человека расширять кругозор. Вот выбирает игрок роль военврача – вполне вероятно, что ему захочется узнать о хирургии больше.
В настольных ролевых играх есть ещё несколько неоспоримых преимуществ – рассматривать происходящее с разных позиций и уметь решать конфликты с другими игроками. Любопытно, насколько они разные. Это как гуманитарии, так и специалисты технической направленности, военные и студенты, менеджеры и программисты. Причём с каждым разом девушек-участниц становится всё больше и больше. По мнению Юрия, Кузбасс стремительно выбивается в лидеры по количеству женщин-игроков.
«Многие стесняются, боятся показаться «чайниками», спрашивают, можно ли прийти с друзьями. Друзья всегда приветствуются, но наша задача – как раз научиться играть в команде, находить общий язык с незнакомыми людьми. Так и игра будет интересней и более непредсказуемой, да и новые знакомства завяжутся», – уверен Юрий Новиков.

Кроме того, ролевые игры совершенно не затратное развлечение. Нужна лишь пара листов бумаги, ручка или карандаш, игральные кости, сценарий истории. Единственное, чего требуется в достатке, так это время: игра может продолжаться от полутора до восьми часов, если не больше. Но оно пролетает незаметно.

Жизнь – театр

Ролевая игра – развлечение для команды из четырёх-пяти человек и ведущего (мастера или рассказчика). Группу игроков может объединять любая тема. Хоть известная всем участникам книга-фэнтези, хоть кинофильм, хоть история Второй мировой войны.
Любая игра начинается с создания персонажей, но никак не с отождествления себя с героями или антигероями (как правило, это главное заблуждение новичков). Образы персонажей должны соответствовать особенностям мира или будущего приключения.

Принято считать, что мастер – некое всевидящее око, благодаря ему игроки узнают, что их персонажи видят и слышат в вымышленном мире. Именно он выносит ключевые решения, связанные с реакцией мира на действия персонажей, основываясь на логике, интуиции, трактовке бросков игральных костей и сценарии.
Кстати, сценарий описывает ход событий, предусматривает наиболее вероятные варианты их развития в зависимости от поступков героев в определённой ситуации. Однако в нём не содержатся прописанные диалоги, не обозначены и действия героев, поскольку за них отвечают игроки. Некоторые из эпизодов могут никогда не произойти, если поступки героев не приведут к их возникновению. Может быть и наоборот – действия, не подразумеваемые мастером, происходят благодаря поступкам этих самых героев.
Отрыв от реальности даёт основания считать настольные ролевые игры одним из вариантов зависимости – наряду с компьютерными играми. Хотя вся наша жизнь – игра, а люди в ней актёры.
По словам Юрия Новикова, главное отличие ролевых игр от компьютерных заключается в знаниях и умении ими воспользоваться здесь и сейчас. Чтобы играть в компьютерные игры, по сути, нужен только компьютер. Варианты развития событий и исход компьютерных игр предопределены разработчиком, герои тоже прописаны. Но, несмотря на полчища и гвардии, игрок всегда остаётся один.

«Безмерное увлечение компьютерными играми – действительно тупик. Человек замыкается на виртуальной реальности. Увлечение настольными ролевыми играми – это хобби или смена обстановки. Это как любить читать, ходить в кино или театр. Здесь не формируется болезненная зависимость. Всё как раз наоборот. Игрок окружён такими же любопытными людьми с разнообразными интересами, и у каждого свой характер, своя жизнь», – говорит Юрий.
К слову, в Европе в настольные ролевые игры часто играют целые семьи. Так родители лучше узнают, чем живёт их ребёнок, какие мысли он боится озвучить и на что готов пойти в нестандартной для себя ситуации.

P.S.
Очередной «Ролешторм» состоится зимой. Есть время познакомиться с сообществом кемеровских ролевиков, узнать подробности из первых уст мастеров и новичков в официальной группе. Чтобы не сомневаться, вот парочка отзывов тех, кто принял участие в недавнем фестивале.
Дмитрий Киреев: «На «Ролешторме-3» я побывал на двух данжах, у Алексея Валанова в сеттинге Dragon Age и у Витольда Белевича на игре «Как становятся приключенцами». Первый данж напомнил весёлое, хоть и опасное приключение, где было всё: гномские женщины, одним своим видом останавливающие разгневанную толпу от растерзания нашей скромной компании, хитроумные эльфийские маги, постоянно подкалывающие гномов по поводу их роста, отважные асассины, бегущие навстречу врагам с арбалетом наперевес, долийские эльфы, закованные в тяжёлую броню. Игра у Витольда больше напомнила сказку неторопливого рассказчика под звуки волшебной музыки. Ещё раз отдельно благодарю всех организаторов «Ролешторма», вы большие молодцы!»

Лёнка Прелёнка: «Огромное спасибо организаторам и участникам. Всё было очень мило и приятно. Организаторы – большие молодцы. Пожалуйста, продолжайте это начинание, это действительно здорово, нужно и важно. Участники, вы также творите эту магию. Без вас ничего не будет. Я получаю искреннее удовольствие от каждого визита к вам. Вот, пожалуй, всё, что я хотела сказать. Море позитива и удовольствия благодаря вам всем».

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.