gazeta.a42.ru
3 февраля 2014 в 18:05
  • 5820

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу

Сегодня у нас завершение подведения итогов, и лучшая десятка фильмов, которыми мне запомнится прошедший 2013 год.

 

10. Жизнь Адель

Суть. Учить детей и влюбляться в симпатичных девушек. Любить лапшу и изменять возлюбленной по глупости. Страдать от одиночества и приходить к пониманию того, что иногда прошедшее вернуть нельзя – обычная жизненная история главной героини Адель.

Чем больше всего запомнится. Голубыми волосами Эммы и избавлением от их магии в тот момент, когда Адель заворачивает в финале картины за угол, где ее ждет новая страница с новыми чувствами и переживаниями.

Резюме. Это классическое кино, сделанное по канонам киноискусства. У него – четкая структура и отсутствие недостатков в операторской, сценарной, режиссерской и актерской работе. У него – абсолютно авторское лицо. У Кешиша все фильмы неторопливые, с множеством деталей, нюансов, которые он подает осторожно, с нужной ему последовательностью и скоростью.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 5

Это не всем может понравиться. Его фильмы не требуют от зрителя эмоций на уровне катарсиса. Режиссер не заставляет зрителя страдать, переживать, любить. Он просто вовлекает зрителя в свой мир и предлагает прожить экранное время со своими героями, но получается это только с теми зрителями, у которых есть такое желание, или хотя бы попытка это сделать.

И еще – фильмы Кешиша имеют очень терпкое и очень приятное послевкусие. Даже если картина не поразила и не удивила во время просмотра, – кадры и сцены из фильма будут всплывать в памяти еще долгое время. И это будут очень приятные воспоминания.

 

9. Ведьмы из Сугаррамурди

Суть. Ограбив банк, главные герои с маленьким сынишкой одного из них убегают от органов правопорядка и застревают в городке, наполненном настоящими ведьмами. Это оказывается гораздо хуже и опаснее для здоровья, чем то, если бы они попали в полицейский участок.

Чем больше всего запомнится. Позолоченный Иисус с автоматом, длинная худощавая рука в унитазе и нехитрая мысль (причем не сказать, что неправильная) – все женщины в той или иной степени ведьмы.

Резюме. Абсолютно иглесиавский фильм. По структуре, по визуальной подаче, по степени сюжетного трэша, который подается на контрасте со смысловой составляющей. Это у нас проблемы взаимоотношения мужчины и женщины обсуждаются в дешевых гостиницах или фешенебельных офисах. А вот воплотить известное утверждение: "Все женщины – ведьмы", поговорить о проблемах воспитания детей, о нелегкой мужской доле в эмансипированном мире и найти выход из этой тупиковой ситуации может если не гений, то огромный талант. Многим фильм покажется простеньким, но простой не значит незамысловатый.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 7

Замыслов-то тут как раз много, и реализуются они просто великолепно. Возможно, предыдущая работа этого режиссера "Печальная баллада для трубы" визуально интереснее и по смысловому наполнению глубже, но в ней Иглесиа откровенно сдувался к последней четверти фильма и откровенно надоедал излишне нарочитым стилем. В "Ведьмах" же после последнего кадра хочется сразу увидеть продолжение, и, желательно, подлиннее.

 

8. Великая красота

Суть. Циничный и стареющий писатель, как и все остальные, плывет по течению жизни и желает, как и его ровесники, чтобы в безумных дискотеках и богемных вечеринках хотя бы на несколько минут вернуть себе ощущение молодости. Вдруг на одном из поворотов вялотекущего существования он задумался над вопросами, над которыми обычно либо задумывается гораздо раньше, либо не задумываются вообще: кто я, в чем смысл моей жизни, и зачем я здесь?

Чем больше всего запомнится. Взмывающая в небо стая розовых фламинго и столетняя старушка, невыносимо мучительно ползущая по огромной лестнице для искупления всех своих возможных грехов.

Резюме. Свой фильм Соррентино мог бы назвать "Ускользающая красота", но это название уже было занято другим великим итальянцем. Ему вполне бы подошло саркастичное "Сладкая жизнь", но и такое кино уже было снято. Создатель "Великой красоты", явно не скрывая этого, снимает чуть ли не ремейк шедевра Феллини. Но его картина при всем при этом выглядит произведением абсолютно самостоятельным и, несмотря на то, что говорит о вещах волновавших и волнующих особей человеческого пола всегда, – современным, а не застрявшим во вневременье.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 9

Соррентино насыщает свой фильм хаосом и беспорядком, непонятными сценами, граничащими со сновидением, странными происшествиями. И вдруг возникает абсолютное узнавание реальности, в которой каждый из нас существует. И, кстати, не думайте, что получите ответы на заданные главным героем вопросы. Ответы, в принципе, и не нужны, но их нужно задавать, чтобы попытаться разобраться в сладости жизни и величии красоты.

 

7. Молода и прекрасна

Суть. Переодеваясь в туалете отеля в материнские шмотки, недавно потерявшая невинность школьница предстает перед клиентами, которым она продает свое тело в виде холодной и взрослой леди, чья "взрослость" мигом пропадает, когда об ее незаконной предпринимательской деятельности узнают полиция и родные.

Чем больше всего запомнится. Шарлота Ремплинг и Марина Викт, лежащие вместе в кровати и являющиеся олицетворением постоянства и времени.

Резюме. Франсуа Озон наконец-то избавился от своей инфантильности и ребячества, которые в его возрасте выглядели уже не мило, а трагически смешно. Франсуа Озон решил вместо фильмов о невозможной любви и о любви, сопряженной обычно с неимоверными трудностями и опасностями, – снимать картины, в которых любви нет, и где главные герои не хотят никого любить, потому что не видят в этом необходимости. Франсуа Озон по-прежнему снимает фильмы о сексе, подростках и о том, как им удается социализироваться в окружающем враждебном мире, вместо того, чтобы жить в своей внутренней счастливой вселенной.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 11Несмотря на то, что делает он это по-прежнему с только ему свойственным ироническим прищуром, – сейчас это у него выходит гораздо злее и психологически точнее. Впрочем, насчет подростков не совсем верно: в этот раз мастурбирующие, вступившие в пубертатный период мальчики остаются у него на втором плане, а главная героиня находится в том возрастном межвременье, когда с миром беззаботного детства уже надо расставаться, а вступать в новую взрослую жизнь совсем не хочется. Когда трахаться с мужиками и продавать свое тело уже можно, но воспринимается это все, как игра, как юношеское самолюбование. "Всего 17" – именно так звучит оригинальное название фильма, и оно куда более точно отражает суть и посыл картины.

В какой-то российской ленте звучала фраза: "Они перебесятся и станут такими же, как мы". То есть скучными, респектабельными, предсказуемыми. Для главной героини Изабель момент этого превращения очень близок. С одной стороны – простое женское счастье в виде хорошего парня с большими красивыми глазами – она ошарашивает словами: "я тебя не люблю". С другой, – на его мольбу: "дай нам еще один шанс", – она молчаливо соглашается. Надо выбрать дорогу. Очень скоро придется это сделать, но пока ей всего 17...

 

6. Повелитель лавин

Суть. Двое американцев, после опустошающих лесных пожаров где-то в провинциальной тиши, делают разметку дороги, попутно выясняя проблемы отношений с противоположным полом (впрочем, не в происходящих событиях, а в рассказах друг другу), встречают забавного персонажа в виде старичка, обожающего употреблять самогон за рулем.

Чем больше всего запомнится. Все проблемы, конфликты и недомолвки между людьми во всем мире, оказывается, решаются одним проверенным способом. Совместной попойкой.

Резюме. После просмотра фильма находишься просто в эйфориеподобном настроении, ведь изначально ты ожидаешь скучного разговорного инди-кино о неприглядной жизни простых трудяг в американской глубинке. Гордон Грин, абсолютно не избегая клише роад-муви и американского инди-кинематографа, сотворяет на экране одну из самых забавных, притягательных и атмосферных картин 2013 года. Он говорит со зрителем понятным и доступным языком, не воображая себя гением и не стараясь выглядеть утонченным и рафинированным, но при этом умудряется сказать очень важные и нужные каждому вещи. Дружба и любовь, жизнь и смерть, старость и молодость, одиночество и уединение. Возможно этот фильм не из числа остающихся в истории кинематографа, но он точно из тех, благодаря которым этот самый кинематограф можно любить.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 13

 

5. Простые сложности Нико Фишера

Суть. Отец главного героя узнает, что родное чадо бросило учебу и пополнило ряды бездельников и лоботрясов и блокирует кредитную карту своего сына. И это не последнее печальное событие, произошедшее с главным героем Ником в день, о котором идет повествование.

Чем больше всего запомнится. Предрассветный Берлин и ночные "гопнички", поведение которых на немецких улицах практически ничем не отличается от их собратьев по разуму на улицах российских.

Резюме. Картина рассказывает о нашем современнике: Нико чуть больше 30, но при этом он довольно инфантилен (как в поведении, так и в образе жизни). И, несмотря на возраст, он не может определиться с тем, что ему нужно: герой бросает юридический, потому что "это не мое", но что же "его" – герой до сих пор понять не может.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 15

Режиссер "Oh boy", говоря о картине, сказал, что нынешние 30-летние ведут себя так, как 20-летние десятилетие назад, и это очень точно передается в ленте. Причем точное отображение нынешнего времени просто разлито в воздухе картины.

Ну и самое главное в фильме то, что в образе героя, меланхоличном Нико – каждый может вдруг в какой-то момент увидеть себя, своих друзей, почувствовать дух поколения, как бы это высокопарно-наивно не звучало. И через это кратковременное знакомство с героем – Нико становится нашим спутником всего на один день – авторам удается пронзительно и ясно очень многое сказать о людях, об обществе, о времени. О Жизни.

 

4. Гравитация

Суть. Невесть как попавшая со всем грузом своих психологических переживаний в экипаж астронавтов героиня Сандры Балок, и в космосе сталкивается с проблемами уже не морального, а вполне-таки физического свойства. С честью и отвагой их преодолевая.

Чем больше всего запомнится. Анекдоты Джорджа Клуни, русская водка на разрушенном отечественном корабле и несмелые шаги главной героини в финале по обычной и такой родной земле.

Резюме. О чем был снят этот фильм? Вот в задавании этого вопроса и в попытке ответа на него происходит главная градация посмотревших картину. Куарон – не мастер арт-хауса, он не прячет постулаты и заложенные моральные дилеммы глубоко в ткань произведения. Но он, безусловно, самый интересный и яркий среди режиссеров, работающих в жанре "умного мейнстрима". И, если зритель за летающими в скафандрах Баллок и Клуни и взрывающимися кораблями не может разглядеть явный и на поверхности лежащий посыл – это проблема самого зрителя, а не произведения. Там есть плюсы и минусы.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 17

Картина абсолютно аутентична и, несмотря на то, что мы с вами в космосе не были, убеждает нас на все 100%, что все там так и есть. Она психологически достоверна: следя за действиями героев ни на минуту не возникает ощущения фальши. Технически профессиональна и безупречна. Куарон, правда, довольно часто манипулирует зрителем, закладывая определенные эмоции и доставая их из смотрящего с ощущаемым удовлетворением. Но все-таки делает это искусно, деликатно исключая даже намек на пошлость в отношениях автор-зритель.

P.s. Ну а что касается ответа на вопрос, о чем фильм, я его давать не буду. Зачем нарушать чистоту эксперимента?

 

3. Гольциус и пеликанья компания

Суть. Чтобы развести богатого аристократа на деньжата, необходимые для печати своих книг, ушлый Гольциус устраивает ему театрализованные представления, взяв за основу эротические истории из Библии, которые сопровождаются изменами, похотью, оскоплением и даже смертью.

Чем больше всего запомнится. Параллелей между происходящими событиями в картине и с тем, что происходят в "путинской" России настолько много, что непонятно, как министерство Культуры пропустило подобный фильм на экраны фильм, не арестовав заочно и не обвинив в очернении "великой страны" его создателей.

Резюме. Честно скажу, боялся смотреть этот фильм. Гринуэй в последнее время заигрался, побрел по полю экспериментов, все больше теряя связь со зрителем в угоду своим представлениям и желаниям, становясь скучным и тягомотным. "Гольциус" – это просто культурный экшн! При этом, конечно, обладающий массой скрытых и двойных смыслов, перевертышей и перверсий, как это любит сам Гринуэй. Социальный? Да. Своевременный и современный? Да. Красивый? Конечно! Сексуальный? Ну, это пусть каждый для себя сам решит. Масса аналогий, очень к месту подходящая ирония и безусловный ум (но не умничание) действительно вернули мне того Гринуэя, которого я любил.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 19

2. Фрэнсис Ха

Суть. Главная героиня не может осуществить свое желание стать танцовщицей, с парнями отношения никак не складываются ("несвидабельна" она), а лучшая подруга бросает ее ради какого-то довольно унылого и малосимпатичного мужика. К тому же, у нее нет денег и ей периодически негде жить. А в остальном – все хорошо, все хорошо, все хорошо…

Чем больше всего запомнится. Нелепые шуточные драки, которыми можно проверить настоящую дружбу. Неуклюжие падения на нью-йоркских улицах и съемные квартиры, которые для тех, кто когда-нибудь в них жил, покажутся удивительно знакомыми.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 21

Резюме. Ноа Баумбах из мастерской Уэса Андерсона, и это по его режиссерским работам заметно. Его персонажи и совершаемые ими поступки подаются в ритме джазовой импровизации, которая выдается спонтанно, изящно и тотально талантливо. И только уже посмотрев фильм, понимаешь, что вся эта подача просчитана до мелочей, что ее простота и легкость скрупулезно спланированы, и от этого восхищения только прибавляется.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 23Фрэнсис – это героиня из "Я шагаю по Нью-Йорку" 21 века. Инфантильная 27-летняя барышня, в меру феминистка, в меру пофигистка, не любящая заправлять кровать и убирать в комнате, верящая в идеальную дружбу и ставящая перед собой несбыточные цели, которые не способна достичь, к концу фильма смиряется с тем, что реальность порой жестока, друзья могут кидать, а несбыточные цели нужно менять на то, на что можешь быть способна. Обычно при такой дезидеализации становится грустно, но только не в случае с фильмом Баумбаха. Потому что у него в картинах джаз – это когда обычному человеку хорошо.

1. Охота

Суть. Обиженная на своего воспитателя детского сада за недостаточно оказанное ей внимание девчонка не придумывает ничего лучшего, как в отместку ему рассказать паре человек о том, что тот показывал ей то, что показывать маленьким девочкам нельзя. И, вообще, вел себя с ней довольно мерзко и непристойно. И даже те, кто совсем недавно звал этого воспитателя на дружеские посиделки с гиканьем, улюлюканьем и неподдельным энтузиазмом включаются в травлю человека, чья вина еще никем не доказана.

Чем больше всего запомнится. Ужас и просто осязаемый при просмотре страх человека, который точно знает, что он не виновен, и понимание того, что это знание не может гарантировать его безопасности.

Резюме. Отличная драма от замечательного режиссера. Настолько же сильная кинематографически, насколько нужная и актуальная сегодня. В общем-то, кроме этих двух предложений о фильме можно ничего больше не говорить. Но надо признать, что на первое место эту картину я поставил, прежде всего, по совокупности художественных достоинств и социальной значимости. Были в этом году фильмы визуально куда более изощренные, но вот настолько важных и правильных по ответам на заданные вопросы – не было точно.

Многие требуют от кинематографа не только постановки проблемы, но и ответов на волнующие и сложные вопросы. Винтерберг сделал это в полной мере – общество больное агрессией, ксенофобией, внутренними страхами вырывающимися наружу выглядит уродливо и жалко. "Господа, вы звери? Вы звери, господа...", – вопрошала и утверждала звезда немого кино из прошлого века. Ответом и подтверждением ей стала картина из века нынешнего. Охота продолжается.

Лучшее 2013: незабываемые прогулки по Берлину, Нью-Йорку и космосу 25

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика