gazeta.a42.ru
28 июня 2013 в 14:30
  • 7767

Сам себе город

Фото: Сам себе город 1

В Кемеровской области 19 моногородов – все, кроме Кемерова. В федеральную программу поддержки вошли пока три – Таштагол, Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий. 

За три "программных" года там построили вагоноремонтный завод, запустили сборку "БелАЗов" и трамваев, начали перерабатывать метан, возить больше туристов и активно поддерживать предпринимателей. "Чем еще, кроме угля, можно заниматься в Кузбассе", – вот вопрос, на который ищут совместный ответ федеральные и местные власти.

Таштагол: руда и туристы

Сложнее всего обстояли дела в Таштаголе: градообразующая отрасль представлена там "Евразрудой", удельный вес горнорудной промышленности составляет более 65% в общем объеме промышленного производства города. Причем в связи с рыночной нестабильностью и ухудшением технических условий добычи металла периодически возникает вопрос о закрытии части производства, что может оставить многих людей без работы. По прогнозам, уровень безработицы при этом взлетит практически до 10%, что в два раза больше пиковых показателей, которые постигли город в экономически тяжелом 2009 году. При таком раскладе основная задача в ситуации с Таштаголом – создание максимального количества новых рабочих мест.

За годы действия программы в Таштагольском районе построили 46-километровую линию электропередач, появление которой сняло инфраструктурные ограничения для реализации инвестиционных проектов. Равно как и открытие автодороги "Чугунаш-Шерегеш", на 16 километров сократившей расстояние до туристического центра.

Инвестиционную привлекательность повысило также создание зоны экономического благоприятствования "Горная Шория", для резидентов которой максимально снижены региональные налоги: на имущество – до 0%, на прибыль – до 13,5%.  

Больше всего сил и средств на юге Кузбасса вкладывают в развитие туристической отрасли. Самые масштабные туристические планы связаны со строительством горнолыжного комплекса "Шерегеш". По данным администрации области, общая инвестиционная стоимость комплекса – больше двух миллиардов рублей. С 2010 по 2012 год в него вложено инвестиций почти на 400 миллионов. Еще 1,662 миллиарда рублей принадлежит частным инвесторам. На эти деньги проложено 42 километра горнолыжных трасс, построено 48 гостиниц, 57 кафе и ресторанов, 17 подъемников, SPA-салон, подъемно-кресельная дорога, два здания проката и сауна.

До 2020 года планируют построить также круглогодичный гостиничный комплекс с развитой инфраструктурой комплексного обслуживания, развить сектор "Е" и туристическую базу "Медвежонок". К началу мая 2013 года на строительство комплекса из внебюджетных средств фактически поступило 66, 753 миллиона рублей. На развитие сектора "Е" и "Медвежонка" – 15 миллионов. В целом же туристическая отрасль уже принесла городу больше двух тысяч постоянных рабочих мест.

Сам себе город 5

Напомним, что в июне стало известно о решении правительства России передать 5,5 гектаров федеральной земли в Таштагольском районе в муниципальную собственность для дальнейшего развития "Шерегеша".  До этого момента вопрос о разграничении прав собственности на землю оставался одним из главных барьеров, поскольку федеральная земля не могла быть использована для капитального строительства объектов туристической инфраструктуры и передана в управление собственникам.

Это решение позволит до 2020 года инвестировать в развитие спортивно-туристического комплекса "Шерегеш" еще более 10 миллиардов рублей, дополнительно построить 152 гостиницы и 60 горнолыжных трасс и увеличить туристический поток до миллиона человек в год.

Таштагол признан наиболее эффективным моногородом России. "К началу 2013 года удалось на 5% снизить монопрофильность – до 63,7% – и создать больше семи тысяч постоянных и временных рабочих мест. В стадии разработки находится еще 15 проектов на общую сумму свыше 15 миллиардов рублей", – пояснил "Газете Кемерова" Дмитрий Исламов, заместитель губернатора области по экономике и региональному развитию.

Сам себе город 7

Ленинск-Кузнецкий: сотни тысяч евро за метан

Ленинск-Кузнецкий – воплощение моногорода настолько, что на этой почве даже смог стать героем "Огонька". В одном из номеров журнала в разделе "Россия и мир" опубликован посвященный Ленинску фоторепортаж "Уголь в наследство" – о шахтерских династиях, которые, по словам журналиста, являются главной достопримечательностью города.

Для того чтобы "достопримечательностей" в Ленинске стало больше, туда направлено порядка двух миллиардов бюджетных рублей, среди которых 1,8 миллиарда – из федерального бюджета. На эти деньги была построена дорога до Кемерова , а в остальном было решено двигаться в сторону экологической безопасности: в 2012 году запустили завод по утилизации и переработке шин, на шахте имени Кирова начали перерабатывать в тепловую и электрическую энергию метан, за что компания "СУЭК-Кузбасс" получила почти полмиллиарда евро. С помощью установки метан улавливается и направляется на мини-ТЭС, а она в свою очередь перерабатывает газ в тепловую и электрическую энергию.

"В рамках Киотского протокола, который предусматривает ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов, компания СУЭК-Кузбасс впервые в угольной отрасли России получила за сокращение выбросов 431,6 тысячи евро, – рассказал заместитель губернатора области по экономике и региональному развитию,  – полученные деньги, согласно протоколу, пойдут на реализацию таких же экологических проектов. В общей сложности на шахте утилизировано 17,7 миллиона кубометров метана, в том числе за 2012 год – 5,7 миллиона кубометров. До 2014 года утилизация метана увеличится до 24,5 тысячи тонн в год".

Сам себе город 9

Что касается завода по утилизации и переработке крупногабаритных и массовых шин, то в общей сложности в него вложено 164,8 миллиона рублей, создано 60 новых рабочих мест. "Речь идет о повышении экологической безопасности всего региона. На предприятии установлено новейшее оборудование, которое способно измельчать шину весом до пяти тонн путем механического многоступенчатого способа переработки. Вредность производства снижена до минимума из-за отсутствия вредных выбросов в окружающую среду. Крошка от переработки шин может использоваться при строительстве дорог, изготовлении тротуарной плитки, плитки для спортплощадок и другой востребованной продукции", – добавил Исламов.

Прокопьевск: трамваи, "БелАЗы", перепелки

В Прокопьевске, третьем по величине городе Кузбасса, решили диверсифицировать экономику с помощью увеличения доли обрабатывающих производств, здесь приоритетным стал машиностроительный комплекс.

В 2012 году совместно с Белорусским автомобильным заводом в Прокопьевске открылся сервисный центр и запущена сборка "БелАЗов" грузоподъемностью 90 тонн, благодаря чему себестоимость  машин снизилась на 17 %. Также совместно с "Белкоммунмашем" начали производить трамваи. Как сообщают региональные власти, к текущему моменту уже собрали первые 15 трамваев, при этом цена вагонов снизилась на треть. В результате в прошлом году производство транспортных средств выросло на 37,8 % к уровню 2011 года. Кроме того, в мае 2013 года подписано соглашение о поставке в Кемеровскую область 46 автобусов на сумму 177 миллионов рублей. В Кузбасс автобусы поступили в июне.

Сам себе город 11

Сам себе город 13

В 2009 году был  запущен вагоноремонтный завод "Новотранс" мощностью 10 тысяч вагонов в год. Для Кузбасса, подвижной состав которого сильно изношен и требует ремонта, запуск "Новотранса" – событие значительное. Не считая 700 новых рабочих мест, которыми завод обеспечил город.

Сам себе город 15

Пока одни ищут работу на открывшихся производствах, другие – создают свои собственные: за три года действия программы на поддержку малого и среднего бизнеса в Прокопьевск было направлено 126 миллионов рублей, благодаря чему начинающим предпринимателям выдан 251 грант, 72 микрозайма и 105 компенсаций. Часто в бизнесмены идут те, кто решил сменить профиль, в том числе шахтерский.

Среди предпринимателей-шахтеров – Владимир Саночкин: 16 лет он отработал в шахте, а потом открыл свое дело и стал птицеводом. Начал с 10 перепелок, а когда в марте 2011 года получил на развитие 300-тысячный грант, обороты возросли. Теперь в хозяйстве птицевода Саночкина больше полутора тысяч птиц.

"Без тех денег я бы не смог так быстро подняться, – вспоминает он. – На них я купил птиц, холодильник, генератор, обеспечивающий бесперебойное электроснабжение инкубатора, и раскрутился: в числе моих заказчиков – 24 магазина города".

Сам себе город 17

Правда, сейчас бизнес шахтера-птицевода переживает не лучшие времена: из-за скачка цен корм для перепелок стал обходиться в два раза дороже, добавились траты и после увеличения страховых взносов.  "Поголовье мне пришлось все-таки сократить: неурожайный год сильно подпортил фермерам жизнь. Мешок пшеницы стоил осенью 270 рублей – сегодня приходится отдавать по 560 рублей, - говорит птицевод. - То же самое происходит и с мукой, и с горохом. Цены в два раза подскочили. Уходило, например, у меня раньше в месяц в среднем на корм по 10 тысяч, а в начале года за январь и февраль я уже отдал 30 тысяч! Пришлось даже повысить стоимость одной упаковки яиц на пять рублей. Шутка ли?"

Для сравнения: в декабре Саночкин в день собирал по 1200 яиц, то есть в конце месяца их количество перевалило за 36 тысяч. Сейчас предприниматель оставил лишь самых молодых и перспективных несушек, которые дают по 500 яиц в день и, соответственно, 15 тысяч в месяц.

Тем не менее, Владимир не отчаивается и намерен пережить трудности стойко и благополучно. Корм для своих пташек хозяин делает самостоятельно, рассчитывая нужные пропорции: готовый стоит в несколько раз дороже самодельного – яйца получались бы в прямом смысле слова золотыми. Плюс к тому – бизнесмен очень любит свое дело и может часами  рассказывать о полезных свойствах, которыми обладают перепелиные яйца, в народе уже давно названные "ампулами здоровья". "Это такая сила, я вам скажу! Если бы все люди выпивали по три-четыре яйца в день, то о болезнях забыли бы. У меня восемь лет болели суставы, я ночами спать не мог, а сейчас вот уже три года как забыл, что это такое", – смеется Владимир.

Сам себе город 19

Работа с моногородами уже дала Кузбассу несколько новых производств, 16 тысяч рабочих мест и привлекла 38 миллиардов частных инвестиций. Несмотря на это, большая часть планов находится только на первом этапе своего воплощения.

В частности, в Ленинске-Кузнецком в 2013-2014 годах построят завод по выпуску конвейерных систем, запустят производство конвейерных лент и введут в эксплуатацию обогатительную фабрику шахты имени Кирова. В Прокопьевске начнут ремонтировать колесные пары и строить железнодорожные пути. В секторе "Е" Таштагольского района построят крытый аквапарк, спортивный комплекс и новые туристические объекты. Удастся ли реализовать все планы, пока неизвестно, равно как и то, какой из кузбасских городов первым сможет избавиться от приставки "моно".  

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
ГК «Атмосфера» устроила шоу-презентацию для клиентов и партнёров в Кемерове
Яндекс.Метрика