Не так давно наткнулся на очень занятную статью нашей местной газеты, где студенты кафедры автомобильных перевозок провели собственное независимое исследование качества бензина на АЗС г. Кемерово. Недолго думая, нашел контакты одного из авторов исследования и имел с ним приватную беседу, занятно очень оказалось!
Ниже привожу наиболее интересные моменты статьи и фотоматериалы контрольного сжигания 1 мл. топлива на тарелке из часового стекла. Выводы, как говорится, делайте сами! Выражаю огромное спасибо авторам за предоставленные материалы!
"За инженерные кадры, газета КузГТУ, г. Кемерово, июнь 2013, " Не все то бензин, что им называют". Автор: Василина Иванова
Бензин только одной из семи обследованных АЗС Кемерова прошел испытания, которые устроили третьекурсники КузГТУ!
…-Нам было интересно узнать качество бензина среди самых распространенных и популярных АЗС в России, таких как, "Газпром", "Лукоил" и "Роснефть", и сравнить качество бензина данных заправок в Кемерово с другими АЗС, менее известными и популярными, которые были выбраны абсолютно случайно ( среди них "Tatneft", "Фин-трейд", "Форус", "Пальма") — объясняет Андрей Кузнецов.
Поскольку для третьекурсников это был первый опыт, руководил ими старший преподаватель кафедры "Эксплуатации автомобилей" А. Г. Кульпин. Он объяснил студентам какие испытания на соответствие бензина ГОСТу нужно провести: определить смолистость и загрязнение топлива, его плотность и фракционный состав и т.п. Далее ребята действовали самостоятельно. Для проведения научной работы было взято 16 образцов бензина разных марок с 7 АЗС. Пробы топлива брались в железные канистры, которые были предварительно вымыты и выпарены. Молодые ученые приезжали на заправку, оплачивали на свои средства ровно пять литров и заправляли канистры. Затем, образцы "отогревались" до комнатной температуры в лаборатории ГСМ кафедры "Эксплуатация автомобилей" и поочередно изучались.
Плотность образцов бензина молодые ученые измеряли специальным прибором — ареометром. Результат — все образцы соответствуют ГОСТу.
С помощью обычных мерных колб ребята определяли потери отпуска бензина на АЗС, то есть, допивают или не доливают. Кстати, по ГОСТУ с пяти литров разрешается недолив максимум 25мл. В реальности, на семи кемеровских АЗС, студенты КузГТУ констатировали недолив в среднем от 100-300 мл.Только на одной АЗС во время проведения данного обследования недолива не случилось. Перелив наши ученые не отслеживали :)
Выявлять октановое число в марках бензина третьекурсники ездили в г. Прокопьевск. Лаборатория филиала КузГТУ имеет сертификат независимой и оборудована она по последнему слову техники, что позволяет осуществлять экспертизы топлива и масел и давать официальные заключения по итогам исследований. Итак, испытания на октановое число показали: из семи образцов бензина 92 марки только два отвечают требованиям ГОСТа; бензин 95 марки — все семь образцов в порядке, И ни один из двух образцов 98-го бензина и соответствовал ГОСТу. По мнению наших исследователей, этот метод не дает 100% точных данных. Официально признанными считаются итога экспертизы на «одноцилиндровой» установке. Но об этом позже.
Также студенты учитывали и фракционный состав по маркам, который выявляли путем перегонки бензина на специальной установке, подобной «самогонному» аппарату. Результаты перегонки показывали, сколько «бензина в бензине», а сколько тяжелых фракций, которые не испарились. При этом учитывались и замеры температурного режима, с помощью которого можно судить об эксплуатационных свойствах бензина.
Цифры такие: два образца из семи 92 марки прошли по ГОСТу. Два образца из семи 95-он и один из двух образцов 98 марок бензина — тоже соответствуют ГОСТу.
Исследователи КузГТУ отмечают, эти методы дают только цифры. Истинность их можно определить. Наиболее простой, наглядный и надежный способ определения "бензин-не бензин" — это сжигание…
… Далее следовал эксперимент —сжигание 16 проб горючей жидкости с кемеровских АЗС — так определили, что из образцов есть, собственно, бензин.
На тарелку из часового стекла молодые ученые капали 1 мл топлива, поджигали и ждали полного сгорания. Затем на белом фоне смотрели на то, что на ней осталось. Если «стекло» относительно чистое, значит сгоревшее топливо — бензин соответствующего качества; Если на тарелке остались смолистые отложения, копоть и т.д., — это горючее загрязнено примесями или в нем есть присадки, выявить которые можно только с помощью специального оборудования в сертифицированной лаборатории.
Последний опыт выдержали достойно только два образца бензина с одной городской АЗС. 14 из 16 образцов других шести автозаправок оставили после сжигания сильную загрязненность — смолистые отложения; копоть и т.д.
По итогам всех испытаний из 16 образцов (бензин 92, 95, 98) семи автозаправок столицы Кузбасса образец бензина с АЗС только одной компании молодые ученые КузГТУ назвали близким к идеальному -практически без примесей. Это АИ-92 и АИ-95, которыми «кормятся» железные кони отечественного и зарубежного производства.
По предложению заведующего кафедрой «Эксплуатация автомобилей» ММФ Александра Ивановича Подгорного студенты представили свою работу на научной конференции «Россия молодая».
— В своем «расследовании» мы старались добиться максимально объективных данных. Одной из претензий, высказанных нам на конференции, было отсутствие официального заключения, причина — паша лаборатория в головном вузе не является сертифицированной, поэтому давать официальные заключения права не имеет. Сами мы считаем, что одним из минусов работы является разовый забор образцов бензина, а для полноты и точности эксперимента необходимо взять образцы с каждой заправки как минимум по три раза в различное время…
…Несмотря на неофициальность результатов своей первой научной работы, молодые ученые готовы к более полному и объективному изысканию. Для этого им потребуется повторить прежние и провести новые испытания з сертифицированной лаборатории прокопьевского филиала. Ребята надеются, что в будущем лаборатория в головном вузе КузГТУ будет оборудована всем необходимым для этих я других исследований и будет иметь сертификат независимой. Тогда итоги научных экспериментов молодые ученые могут с полным правом обнародовать.
А пока они советуют читателям «ЗАиК» проверять качество бензина тем самым доступным и надежным способом, суть которого описана выше, — сжечь 1 мл горючего на стеклянной тарелке. И увидеть своими глазами, бензин в баке или а-ля бензин.
Информация к размышлению и дискуссии. А бензином с каких АЗС заправляетесь Вы?
Комментарии 22
Так какой самый самый?
Прошло уже почти 2 года с момента публикации статьи. Возможно, что ситуация в корне поменялась. Проверить самому не сложно — сжечь небольшое количество бенза на чистом стекле и посмотреть на то, как он горит и что оставляет после горения.
несколько способов проверить качество бензина www.drive2.ru/b/1492305/
Заказуха чистой воды сразу видно. Похоже студенты и их преподаватель далеко не в своем уме. Определить качество топлива с помощью прозрачного стекла… бред. Нужны конкретные анализы лабораторные которые будут указывать конкретные цифры. И периодичность анализов минимум год, 2-4 раза в месяц.
Да ладно, дилетанты одни работают ) Насколько мне известно, в Новосибирске существуют всего 3 частные (!) лаборатории контроля качества ГСМ («Газпромнефть», «Красный Яр», «Беркут»), которые явно не будут дескридитировать свою продукцию. В Кемерово же, необходимого для аналиов оборудования, до недавнего времени, не было вообще. На часовых стеклах визуально определялось количество отложений, косвенно подтверждает качество топлива. Ведь ничто не мешает этим же отложениям задерживаться в ДВС, аналогично как на стекле, в большей или меньшей степени. Полностью соглашусь, что разовые пробы не годятся никуда, но ведь наличие хоть какой-то информации, пусть даже, со случайной пробы, гораздо лучше, чем ничего.
Отложения скорей всего в топливной системе могут остаться да и то только те, что пропустил топливный фильтр (если забит и стоит давно) немного, все это оседает в основном в топливном фильтре, в камере сгорания их вообще не должно быть.
Так они же не в виде механического осадка присутствуют, а в растворенном. Как их фильтр будет задерживать? Откуда тогда такие картинки с черными ГБЦ?
www.tuning-motors.ru/images/DSC00595b.JPG
Смотря какая ГБЦ показана на вашем рисунке, турбовый двигатель или нет. Если турбовый то какого производителя если нет тогда опять какой производитель. Двигателя разные поэтому все по разному и впрыск и турбонадув и т.д. У меня друг проживает в Кемерово сам имеет две АЗС, на мой вопрос про фин-трейд сказал, что не советует там заправляться. Для более реального эксперимента(хотя бы чуть приближенному к реалистичности) это также купить бензин на АЗС прогнать его через фильтр или его подобие и также сжечь на стекле. А все эти картинки двигателей это для впечатлительных людей на мой взгляд. Вот если Вы сами сфотографируете такую ГБЦ держа ее в руках и скажите, что заправлялись хотя бы пол года на одной АЗС и только например 92, вот тогда еще поверю, и то после того как покажите эту ГБЦ до того как начали заправляться. Сам целый год заправлял машину на Роснефти у вас на Ленинградском, то 95 то 92. Потом пришла пора менять топливный фильтр, сам присутствовал в рем. зоне когда его меняли бак был чистым без отложений, это сказали и сами механики. Такая ГБЦ может быть и от попадания масла в камеру сгорания, кольцам ахтунг или турбина гонит через впускной коллектор. А скачивать картинки из инета не зная источников и ссылаться на это, ну как то не очень(если конечно не знаете источник).
Мы опять говорим о совершенно разных вещах! Грязный фильтр или бак — это взвешенные механические примеси, а нагар на клапанах или свечах — это растворенная в топливе присадка (сера, например), которая никак не фильтруется топливным фильтром. Можно иметь чистый бак и фильтр, но при этом убитые свечи и нагар на клапанах. Тест на сжигание пробы на стекле как раз и показывает, как "чисто" сгорает топливо и что остается после сгорания.
Фотография, которую я привел выше, сделана с ГБЦ Audi A8 2002 4.2 литра бензин атмо (www.tuning-motors.ru/zacshitas.htm). Но проблема, там была не в качестве топлива, а в нарушении герметичности колец и маслосъемных колпачков, так что ИМЕННО это фото не при делах, признаю. Но, не слишком ли много "страшилок", связывающих нагар и прогорание клапанов от некачественного топлива? Хотя бы здесь, на драйве:
www.drive2.ru/l/4053239664633473783/
www.drive2.ru/l/1200890/
www.drive2.ru/l/288230376152796512/
При этом, льется качественное масло, льется регулярно.
Или же на других источниках:
www.drive2.ru/b/1175398/ — убийство свечей зажигания;
www.autoreview.ru/archive/2007/09/benzin/ — сравнительный тест авторевю;
Опять таки, качество бензина у нас оценивают очень субъективно, зачастую по отзывам типа: "валит-не валит" или "ест больше", при этом никак не аргументируя какой-либо экспертизой, как и ваш знакомый, собственно. Профильная тема про кемеровские заправки на дроме разрослась уже почти на 500 страниц forums.drom.ru/kemerovo/t1151339854-p478.html
Я это все к чему написал, то что сделали студенты — очень далеко от полноценного исследования. Но начало положено, лаборатория качества ГСМ в КузГТУ в прошлом году была оснащена новым оборудованием и планирует пройти сертификацию, чтобы выдавать официальные заключения. Институт химических и нефтегазовых технологий начал тесно сотрудничать с яйским НПЗ. Увидим ли мы дальнейшие исследования — покажет время.
Немогу не согласиться с вами но частично:
1 ссылка на ланос, похоже парень пенсионерит и ничего не сказано про компрессию.
2 ссылка на БМВ там реально из за масла, 4 литра на 10 000.
3 ссылка на АЗС в Тюмени тоже ни о чем.
Если кольца хотя бы чуть пропускают масло то и свечи даже на авиационном бензине будут с нагаром и клапана тоже.
А самое главное это все другие города, мы же ведем диалог за Кемерово(если правильно понимаю).
Вы говорите, что есть оборудование это хорошо, думаю оно себя быстро окупит если за результаты тестов будут платить владельцы заправок)).
Единственный и правильный способ это самому каждую заправку своего авто наливать бутылочку и относить на анализ в Куз ГТУ, и не говорить им откуда залил. Конечно необходимо заправляться на одной АЗС минимум полгода и одним и тем же бензином. Но всегда есть огромное НО, это очень дорогое удовольствие. Один анализ будет стоить примерно 5000 т.р. множим на кол-во заправок в месяц примерно 4 получаем 20 000 т.р. и еще раз множим на 6 месяцев и получаем 120 000 т.р. Никто не готов к такому. Для себя сделал вывод верить нельзя, поэтому лью себе TBE кастрол(это не реклама).
Так суть в том, что подавляющее большинство бензинов в Сибири производится на Омском НПЗ (за исключением Ачинского НПЗ, чья продукция считается, традиционно, качественнее и Ангарская НХК с производственной мощностью в 2 раза ниже Омского НПЗ). Поэтому в баках кемеровчан, новосибирцев и тюменцев, вполне верояно, плещется один и тот же бенз. А остальное — это уже жадность владельцев АЗС.
Как только появится сертификация, то об объективных исследованиях можно будет забыть, начнется коммерция, с этим согласен ))
А насчет присадок типа кастрола, считаю, что вещь абсолютно необходимая в багажнике, для тех, кто мотается по межгороду и приходится заправляться на АЗС сомнительной репутации, это как топливный контацептив.
Проверил вчера бензин ГПН АИ-92 также на стеклышке(заправка как на ленинск ехать с пос. Южного) он вообще еле горит, капнул его также 1мл. он растекся по стеклу, после сгорания осталось еще, что то типа жирных капель. В инете пишут значит диз. топливо присутствует, растекается значит примесей всяких полно. Ради любопытства сжег еще бензин с магазина чистый, он вообще не растекается и горит как надо. После него протер стекло (как их там забыл, чем женщины макияж снимают белые кругляшки из ваты по моему) чисто, после АИ-92 ужас.
вот если бы они делали эти анализы хотя бы 2- раза в месяц чтоб определиться стабильно ли там хороший бенз продают, а то получается сегодня финттрейд завтра либо лукойл или роснефть или гпн? одна проба не показатель!
В свете отсутствия каких-либо исследований на рынке наших местных АЗС, это хоть какой-то способ оценить качество топлива. Как справедливо отметили авторы, практически любой автолюбитель может самостоятельно сжечь пробу топлива на чистом прозрачном стекле и оценить его светопроницаемость после этого.
Интересно было бы посмотреть на аналогичный эксперимент с 98 G-drive от АЗС Газпром.
Провели бы такие исследования по москве, да с сертифицированной лабораторией… и обнародавть по телевизору, вот было бы интересно!)
Сам заливаю Газпром Г95 с покупки автомобиля, а это без малого 30000км, пока полет нормальный)
Боюсь, за гласность таких исследований исследователей могут и заказать ) Тяжела нынче доля молодого ученого-правдоруба ) По теме, после доклада студентов на конференции и публикации статьи, прошел юбилей факультета, на котором проводились эти исследования. И именно в лабораторию исследования качества топлива были вложены неплохие деньги. Так что ждем дальнейших материалов из моей родной альма-матер )
Полтора года Роснефть 95-м, претензий не было. Но теперь задумался) Хорошая статья, спасибо!
Раньше на Фин-трейде заправлялся, но теперь далеко туда ездить, когда 3 Газпрома почти около дома, выбора нет ((
Я выбрал ГПН 95-ый. Месяца 3 экспериментировал с АЗС и топливом, в итоге, особых претензий к нынешнему выбору — нет. Машина всегда заводится нормально, детонации и звона нет, улучшение динамики и расхода, относительно 92-го, небольшие, но есть. Летом меня свечи на пробеге 50 тыс, на них можно было отъездить еще столько же. Относительно недоливов, конечно, сложно судить.