Сага о виниле

Олег Мигаль, главный врач медицинского центра «Элигомед» и президент музыкального клуба Rockhouse – коллекционер винила, входящий в топ-10 самых известных собирателей пластинок в мире. Человек в очках, которые когда-то носил сам Джон Леннон, часами может рассказывать о том, как The Rolling Stones открыли черный блюз всему миру, и объяснять, что Мэрилин Монро на самом деле была великой рок-н-рольщицей. Он помнит, где в 80-х была кемеровская «горбушка», и почему за покупку пластинки Black Sabbath‎ можно было угодить на сороковую зону «мотать авоськи».
В его коллекции – две с половиной тысячи уникальных пластинок, и как настоящий доктор, Олег Мигаль уверен: «улитка» внутреннего уха человека наиболее полно воспринимает именно аналоговый звук, а стерильная «цифра» – совершенно не физиологична.

От белого халата – к паяльнику
Я – из поколения андеграунда, насквозь пропитанного запахами канифоли и припоя. Это мы простаивали ночи в очередях музыкальных магазинов и были готовы мыть полы, только чтобы купить новую пластинку. В 70-е, когда еще жил в Гурьевске и учился в средней школе, я уже был приобщен к винилу ценителями и меломанами, которые не уставали потрясать мое воображение. Это сейчас понимаю, насколько мизерными были их коллекции, но в них все-таки встречались настоящие Queen и Deep Purple. Тогда я слушал их и понимал, насколько колоссальна разница между записями, скажем, на Warner Brothers и на родной «Мелодии».

Но окончательно сердце гурьевского школьника сразила пластинка 1975 года: альбом Venus and Mars, записанный Полом Маккартни совместно с коллективом Wings. С этого все и началось. Никто даже не мог подумать, что, окончив музыкальную школу, я когда-нибудь я стану врачом. Кроме моей мамы, единственного окулиста в Гурьевске и Гурьевском районе. Я приходил к ней в больницу, смотрел на ее белый халат, мысленно примеряя его на себя, но дома меня ждал другой мир: паяльник, канифоль и наша подростковая рок-группа, первая и единственная на всех танцплощадках города.
Коллекция началась с Пугачевой
К 80-му году мое увлечение рок-музыкой достигло такого уровня, что мне понадобилась установка, то есть – проигрыватель грампластинок. Родители не могли позволить такой роскоши, поэтому два месяца школьных летних каникул я добросовестно отработал в городском стройуправлении, получив в итоге целых 96 рублей. Этих денег хватило на то, чтобы купить «Аккорд 203/1» и две пластинки. В гурьевском магазине ничего, кроме «Беловежской пущи» ансамбля «Песняры» и «Зеркала души» Пугачевой просто не было. Их и приобрел. А на конверте пластинки Аллы Борисовны даже сделал подпись: «Моя первая грампластинка».

С «Зеркалом души», кстати, связан один интересный факт. Мало кто знает, что распространенное издание в красном конверте, которое вышло в свет в 1980 году, не является первым. Более того, по сути, представляет собой саундтрек к фильму «Зеркало души». А первый релиз альбома состоялся годом ранее, и это была пластинка с абсолютно другими песнями. Впрочем, оба издания – вещи, по сути, уникальные, очень близкие к настоящему качественному арт-року. То, что делали в то время Пугачева и ее инструменталисты, как минимум, достойно уважения.
К слову, сейчас на Ebay.com продается японское издание «Миллиона алых роз». Начальная стоимость диска – около 17 тысяч рублей. Но этот лот не имеет особой коллекционной ценности, ибо пластинка продается без OBI, то есть ленты-паспорта, которым опоясывались конверты всех пластинок в Стране восходящего солнца. Для коллекционера OBI – уникальное привлекательное дополнение к пластинке, существенно повышающее её стоимость. Поэтому цена того же «Миллиона алых роз», но уже с OBI, на российском «Молотке» начинается с отметки в 90 тысяч рублей.

Брежнев взял Афганистан
В далекие 80-е на улице Соборная, ровно на том месте, где сейчас стоит храм, располагался рынок. На его территории была площадка продажи грампластинок. Такая маленькая кемеровская «горбушка», где тусовались все местные ценители качественного зарубежного винила. Помню, Pink Floyd только что выпустили альбом The Final Cut с подзаголовком «Реквием по послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Pink Floyd. Пластинка вышла на лейбле Harvest компании EMI Records Ltd.
Поскольку текст одной из песен содержал слова «Брежнев взял Афганистан», издание автоматически попало в перечень запрещенных к распространению на территории СССР. Этот черный список, действительно, существовал, передавался через райкомы и обкомы партии. И если Pink Floyd тогда считался антисоветчиной, то Black Sabbath, например, запретили за мракобесие‎.

На кемеровской «горбушке» сотрудники ОБХСС регулярно проводили контрольные закупы. По результатам проверок заводились уголовные дела. И среди моих знакомых меломанов есть пара товарищей, которые по три года «отмотали авоськи»‎ после неудачной попытки обзавестись запрещенной пластинкой. Более-менее свободно мы вздохнули лишь к концу 80-х, когда реальное идеологическое послабление стало ощущаться вообще во всем. Тогда появилась масса советских групп, которые худо-бедно пытались петь рок, а в Кемерове открылся первый рок-клуб. Как сейчас помню, располагался он в подвале одного из домов на улице Тухачевского. Именно там проводились самые первые андеграундные сессии музыкантов города, и это было очень круто.
Первоклассный первопресс
Грампластинка сама по себе – вещь уникальная. Ей больше 112 лет, и она пережила все возможные музыкальные форматы. Винил не только олицетворяет собой минувшее столетие, это пласт культуры, который сегодня переживает ренессанс. Впрочем, увлечение винилом – не самое демократичное занятие. Конечно, есть пластинки стоимостью 10 долларов, но они не представляют ценности для коллекционера. Цена уникальных изданий, таких, как ранние альбомы The Beatles или Пресли периода Sun, например, зашкаливает за несколько десятков тысяч долларов.

В прошлом году я стал счастливым обладателем суперраритетного – иранского – издания Led Zeppelin III (1970 год). Это был третий студийный альбом британской рок-группы, который плохо в Европе продавался и получил негативные отзывы критиков. И вот представьте: в шариатском государстве вполне официально фирма HIT Stereo хоть очень ограниченным тиражом, но все же выпустила этот релиз. Заполучить подобное издание – мечта любого коллекционера. Я эту мечту осуществил. Качество записи у иранцев, к слову, ужасное, но в данном случае – не в этом суть.
Есть пластинки, ценность которых определяется чисто географически. Например, есть у меня винил, изданный в Гренландии с труднопроизносимым названием на староэскимосском языке. Оказывается, в 1978 году на этом острове, где живет всего-то ничего людей, была своя progressive-рок-группа, которая выпустила весьма неплохой диск. И эта пластинка – тоже в моей коллекции.

The Rolling Stones начинали как неумехи
Сейчас я покупаю только то, что буду слушать сам, и в моей коллекции никогда не будет классики или джаза. Я всегда был приверженцем очень тяжелого рока. И даже мною глубоко уважаемых «битлов», которые сделали современную музыку так же, как Пушкин – русский язык, я «ставлю» не чаще двух раз в год.
Вот «роллинги» – другая песня. В свое время их признала вся Америка, ибо это они открыли миру черный блюз, вытащив его за пределы пространства по «ту сторону железной дороги». А ведь «The Rolling Stones» начинали как неумехи. Парни, которые не могли связать двух струн, в итоге стали супермастерами, которых признали гении ритм-энд-блюза Би Би Кинг и Рэй Чарльз. Рок-н-ролл и хард-рок, по сути, – это архаичный черный блюз, адаптированный под европейского слушателя.

Я вам больше скажу: вся современная музыка родилась в американской церкви. Еще в 17 веке в протестантских церквях пели госпел. А это был самый настоящий рок-н-ролл, танцевальные ритмы и живость. Черный госпел с его тактами, притопываниями и прихлопываниями слушал в церкви маленький Элвис. А когда вырос, просто перенес все в каждую свою песню.
Никто не знал о Love Hurt
Одна из моих любимых групп – Nazareth. Как коллекционер – я, конечно же, хочу собрать все пластинки коллектива, благо, альбомов у них немного. Сложность задачи в том, что первые релизы издавались на редких лейблах, поэтому сегодня эти вещи имеют огромную коллекционную стоимость. Если массовыми тиражами Nazareth занимались EMI Group, то первопрессные и труднодоступные пластинки выпускались Pegasus и Mountain Records‎. Собрать Nazareth в изданиях на всех лейблах – это уже достижение настоящего коллекционера.

Всем прекрасно известно, что гимн страдальцев от любви всех времен и народов Love Hurts после Everly Brothers спели Nazareth, которые и сделали эту песню хитом. Дважды хитом, если быть точным. Но мало кто знает, что эта композиция – из альбома Hair of the Dog (1975 год), потому что на самом альбоме ее нет. Во всех европейских изданиях песню Love Hurt заменили на другую композицию, и только в Америке песню все-таки включили в трек-лист. Во всех остальных странах она издавалась как сингл или в составе сборников. Понимаете разницу? Если у тебя в коллекции, помимо всего остального Nazareth, есть американский релиз Hair of the Dog с Love Hurts в списке композиций, твое коллекционирование имеет смысл.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.