На солнечной стороне Эльбезы

Горная Шория. Поселок Эльбеза. Находится он примерно в 50 километрах к востоку от Таштагола. Дороги сюда нет. Летом в Эльбезу добираются по Мрассу, зимой – на снегоходах. В поселке с населением около 50 человек всего 16 дворов. Эльбезинцы живут охотой, рыболовством, держат скот и птицу. Иногда сюда прилетает вертолет –привозит продукты и инструменты.
Сегодня у шорцев праздник. К ним летит губернатор, чтобы запустить первую в Кузбассе солнечную электростанцию. Раньше в поселке работал дизель-генератор. Главе Таштагольского района Владимиру Макуте приходилось завозить сюда вертолетом по две с половиной тонны ГСМ в сезон. Генератор работал всего несколько часов в день.
Смотрите также фоторепортаж «Эльбеза: там, где кончаются дороги»

Не гневи духов

Попасть в Эльбезу не так просто – дорога только одна, по снегу. Глава района Владимир Макута созвал в поездку весь местный снегоходный клуб. Трое его участников уже в поселке, остальные 13 человек едут сегодня. Сбор в 7.00 у администрации. Из Таштагола выехали затемно. Погрузив вещи в машины, мы направились в сторону Чилису-Анзаса. Через час-полтора колонна остановилась, снегоходы сняли с прицепов. Впереди еще около полутора часов пути по заснеженной тайге верхом на снегоходах.

«Не гоним, по целине не гарцуем, держимся в 15 метрах друг от друга. Я иду впереди», – скомандовал глава района. Заревели моторы, из-под гусениц полетел снег.
Дорога оказалась накатанной. Видно, что эльбезинцев не забывают. Клубу снегоходчиков только дай повод куда-нибудь съездить.
Единственная остановка за всю поездку – на перевале. Здесь большой сугроб и поваленное дерево. Под снегом, скорее всего, пень. Неподалеку из снега торчат чьи-то лыжи. Место это священное, дальше просто так ехать нельзя, положено задобрить духов. Духи любят что-нибудь вкусное, например, конфеты. Пока участники экспедиции собирают дары, сзади доносится рассказ о группе, наплевавшей на местные поверья и застрявшей посреди тайги – сломался снегоход.

Медвежья шкура за бутылку водки

В Эльбезе утро. Женщины накрывают стол в местном клубе, мужчины заняты во дворах. А уже через несколько минут к клубу стекаются практически все обитатели поселка. Для них визит гостей – большой праздник. Положено провести обряд, покормить огонь.

Самому старшему жителю поселка 77 лет. Зовут его дядя Володя. По-русски он говорит плохо. Сказывают, что в былые времена дядя Володя был лучшим охотником и в одиночку ходил на медведя.

Дядя Володя хитро щурится и говорит, что знает место, где лежит медведь. Предлагает сходить. Непонятно, шутит он или нет: местные утверждают, стар он стал для охоты и ходит только на рыбалку. Услышав отказ идти, как он сам выражается, «мочить медведя», дядя Володя предлагает медвежью шкуру. Взамен просит бутылку водки. А потом снова щурится, заявляет, что не дожил бы до 77 лет, если бы пил, жмет руку и, посмеиваясь, уходит.
В Эльбезе не пьют уже 18 лет. Но, говорят, есть в поселке один пьяница. Где он живет и как его зовут, жители не рассказывают. Но уверяют, что это точно не дядя Володя.
По улице бегают с десяток собак. Собаки охотничьи. Кто натаскан на белку и бурундука, а кто –на медведя. Хотим узнать у дяди Володи, кого из четвероногих он брал на охоту, но в ответ слышим только: «Плохой собак. Лает». Видно, что на самом деле старик просто не хочет рассказывать.
У местных узнаем, что на медведя ходит пес по кличке Тайга. У него порвано ухо, шрамы на морде и волчий взгляд. Тайга здесь вожак.

Раньше, до появления в поселке снегоходов и вертолетных поставок, эльбезинцы ездили в соседние деревни на лошадях. Теперь лошади возят только сено и дрова. Анатолий Шелтреков как раз собрался за сеном, да помешали снегоходы.»Она пугливая. Понести может», –объясняет шорец. Его лошадь равнодушно жует сено и только ведет ухом, когда раздается рев двигателя.

Уникальная разработка

Электростанция, которую построили в поселке, обошлась в пять миллионов рублей. Строители рассказали, что на саму станцию ушла примерно половина суммы. На остальные деньги провели электричество в каждый дом, осветили улицы.

Почему станцию построили именно здесь? Губернатор говорит потому, что в Эльбезе не пьют.

«Я был здесь несколько раз. Сейчас вспоминаю то, что раньше было. Помню, в первый раз приехал –чуть в обморок не упал. Ни одного трезвого, никого не найти, ни с кем не поговорить. Это было 18 лет назад. А потом мы собрались, сели, и вы сказали: «Все, Аман Гумирович, завязываем! «, – обратился Тулеев к эльбезинцам.

Доверять этим людям можно: в 90-е губернатор подарил жителям поселка трактор. Он работает до сих пор. В других поселках от таких же подаренных тракторов не осталось даже запчастей.
«64 киловатта суммарная мощность, по 4 киловатта на дом, 16 домов. Что можно сделать на 4 киловатта? Да, в принципе, все, что на «большой земле». Это телевизор, свет, бытовые приборы: чайник, электроплита, фен, компьютер. Монтировали станцию долго в основном из-за удаленности. Завозились панели на вертолете, вагончик, в котором стоит оборудование. Где-то недели три не было погоды. Три месяца заняли работы», – рассказал инженер Артем Ибрагимов.

«Долго ее рассчитывали, – к разговору подключился его коллега Иван Магель. – Тут затенение нужно было так посчитать, чтобы зимой и летом панели были максимально освещены. Большинство работ выполняли местные – сварка там, еще… Естественно, за деньги».
Все оборудование, кроме контроллеров заряда, отечественное. Станция единственная в России, компоновка аппаратуры для нее была разработана на закрытом заводе Роснано «Лиотех» в Новосибирске.

Строители солнечной электростанции Иван Магель иАртем Ибрагимов

Оборудование стоит внутри вагончика. Всей станцией управляют с помощью небольшого сенсорного экрана

Аккумуляторы здесь используются такие же, как в гибридных автомобилях – литий-ионные. Они полностью заряжаются за два часа и в местных условиях проработают лет 15. Управляется станция дистанционно, из Новосибирска. Эльбезинцам нужно будет только очищать панели от снега – вот и все обслуживание. Пасмурная погода не мешает ей вырабатывать электричество.

«Вчера здесь на всю ночь дискотеку в клубе устроили, аккумуляторы жгли. Только на 20 процентов посадили», – подчеркнул Иван Магель.

Эксперимент удался, и теперь не за горами электрификация всех 47 шорских поселков, пока остающихся без света. По распоряжению губернатора, в ближайшие годы батареи установят в четырех поселках. Вторым населенным пунктом, освещаемым энергией Солнца теперь и по ночам, станет Усть-Анзас.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.