Мастер дикой фотографии

Работы кузбасского фотографа Андрея Васильченко за последние несколько лет регулярно получают признание на престижных конкурсах как национального, так и международного значения. Самый свежий пример – Андрей стал финалистом конкурса «Дикая природа России-2014», организованного журналом «National Geographic Россия» и «Русским географическим обществом». А до этого были и включение в шорт-лист международного конкурса «Лучший фотограф» в номинации «Анималистическая съемка» и победа в губернском конкурсе «Медиапрестиж-2013».
Андрей – фотограф-универсал, снимает почти во всех возможных жанрах. Но самая любимая «специализация» для него – это съемки дикой природы. О том, насколько такие съемки трудны и увлекательны, кого можно поймать в фотообъектив в полях и лесах Кузбасса, какие еще фотожанры он считает важными и нужными, и еще о многом другом, Андрей Васильченко рассказал корреспондентам «Газеты Кемерова».

Там, где летает неясыть

«В 2005 году, после рождения моего младшего брата, отец купил цифровой фотоаппарат. Я взял его в руки – и в первый же день сделал около 500 снимков, самых разных. Они были не то, чтобы сильно хороши, но и не так уж плохи. Вот после этого опыта я всерьез и увлекся фотографией, понял, что это мое. При том, что каким-то суперпрофессионалом, гуру фотоискусства, я себя вовсе не считаю. А цель сейчас ставлю такую: на примере своих работ показать, что Кемерово и Кузбасс – это места с просто неисчерпаемым потенциалом для фотографа. И красоту, и интересные сюжеты, и что-то неизведанное – тут все можно найти. Надо только уметь искать».

Из Кузбасса Андрей, по его словам, уезжать никуда не намерен – здесь вырос, учился ремеслу фотографа в Кемеровском госуниверситете культуры и искусств, отсюда уходил на службу в армию (служил в Подмосковье и даже стал участником майского Парада на Красной площади), сюда же и вернулся, чтобы жениться и начать постройку собственного дома в селе Колмогорово.Там, в Колмогорове, в Яшкинском районе, Андрей сейчас и живет, каждый день уезжая на работу в Кемерово. И это его вполне устраивает, в том числе и потому, что областной центр полон интересных сугубо городских сюжетов, ну а совсем рядом с селом и «начинается» столь любимая дикая природа.

«Многие из своих «диких» снимков я сделал в радиусе буквально 30 километров от Кемерова. Например, фото сов-неясытей – с тех пор, как прекратились массовые потравы грызунов на полях, эти совы тоже расплодились в окрестностях. Иногда идешь по дороге – а они перелетают с дерева на дерево. Ну я немножко понаблюдал за ними – и через пару дней уже был в курсе их привычек: когда они наиболее активны, и их легче всего можно поймать в кадр. В результате, и появилась серия снимков с совами – удалось «подловить» в динамике, получилось вроде бы неплохо».

«Засидки», «скрадки»и весь световой день

А вот с другими «моделями», серыми цаплями, говорит фотограф, мороки значительно больше, чем с совами – близко к себе они людей не подпускают, крайне пугливы. Да и вообще – в идеале, снимать птиц и животных надо так, чтобы они тебя и вовсе не заметили, вели себя естественно. Поэтому и приходится прибегать ко всякого рода хитростям – приходить к водоему, где цапли обитают, затемно, в маскировочной одежде, незаметно подкармливать, чтобы подлетели поближе. А еще устраивать «засидки» и «скрадки» – специальные укрытия, «закамуфлированные» ветками. В случае Андрея, «засидка» – это одноместная рыбацкая палатка, куда он ставит стул и штатив, высовывает наружу объектив…да так нередко и сидит весь световой день, стремясь поймать тот самый неповторимый момент. Работа кропотливая, но, уверяет мастер «дикой» фотографии, дело того стоит.

«Если снимок получается, если я могу донести до зрителя, то, что увидел сам – это очень здорово. Мощь и красота природы – явления, которые никогда не устареют, которыми всегда будут восхищаться. Сейчас вот я бьюсь над тем, чтобы сделать такой снимок – силуэт летящей птицы на фоне закатного неба. Но, конечно, одними птицами я не «ограничиваюсь». Меня интересуют и просто пейзажи, и съемка лесных зверей. Вот это фото, вереница диких кабанов на заснеженном поле, его я сделал неподалеку от села Шестакова Чебулинского района, в местном охотничьем хозяйстве. Забрался на горку – и увидел такую картину!»

«Кабанье» фото стало для Андрея счастливым – именно оно попало в шорт-лист конкурса «Лучший фотограф», получив признание и специалистов, и простых зрителей. Впрочем, с кабанами кузбассовцу вообще «везет» – один раз с лесной «хрюшкой» Андрей столкнулся буквально нос к носу, и впечатлений от этой встречи хватило надолго.

«Снимаю я на опушке и вдруг замечаю, что вот, буквально в нескольких шагах, за кустом, стоит здоровый кабан. Видимо, случайно «выбежал» на меня – и остановился. Я стремлюсь поймать его в кадр, ветки мешают, а он постоял немного, подумал, а потом…развернулся и убежал. И вот только тогда я понял – а что было бы, если бы он побежал на меня? Кабан есть кабан, животное серьезное. И я для себя решил – «заигрываться» с диким зверьем все же не стоит, ни один, даже самый удачный снимок, человеческой жизни не стоит. Но вот что интересно – обо всем этом подумалось потом, а в момент опасности я ничего не боялся. Вошел в азарт, с фотографами это бывает», – смеется Андрей Васильченко.

Сафари в Горной Шории

Впрочем, несмотря на риск, неизбежный для того, кто снимает дикую природу, кузбасский фотограф мечтает и о «свиданиях» с животными, еще и посерьезнее того «внезапного» кабана. Например, в коллекции Андрея, по его словам, явно не хватает самого сибирского Хозяина – бурого медведя. Да и еще много кого нет в этой коллекции, поэтому окрестностями Колмогорова, охотхозяйством в Шестакове и лесами вокруг озера Танай, куда фотограф выезжает сейчас, он ограничиваться не намерен. В планах – посещение заповедника «Кузнецкий Алатау» и глухих уголков Горной Шории. Там, уверен Андрей, он сможет поймать немало чудесных моментов.

«Хотелось бы когда-нибудь и на сафари в Африку съездить, но это уже дело отдаленного будущего. А так мне и в Кузбассе работы хватит. И вдохновения тоже. Ведь для того, чтобы снимок получился хороший, необязательно каждый раз льва или медведя снимать. Сними схватку синички и вороны – тут тебе и сюжет, и динамика, и драматизм. Понимающий зритель оценит. Кстати, о зрителях – свои фото я, в основном, выкладываю в интернете, и даже удивительно, сколько получаю откликов. Надо сказать, в основном, доброжелательных. Так что пора подумать и о своей фотовыставке – такие планы есть, сейчас думаю, как и где это лучше сделать. Материала у меня уже и на три выставки накопилось – животные и птицы, затем пейзажи и еще производственные фотографии. Это тоже мое увлечение».

Герой кадра – человек труда

Производственные фото – это то, что Андрей снимает, посещая кузбасские заводы, фабрики и шахты. Как говорит фотограф, его главные герои тут – люди труда, отрабатывающие полную смену на тяжелых производствах, те самые «простые работяги», не так уж и часто попадающие в кадр, да и не стремящиеся к этому.

«Их мастерством и трудовым мужеством я не перестаю восхищаться, и никогда не перестану. Не спорю, офисные работники тоже нужны, но мои герои – это все-таки рабочие заводов, шахтеры. Кадр с производства не интересен, если в нем нет такого вот героя, настоящего человека труда. Когда появляется такая возможность, я посещаю, скажем, производственный цех. Никому не мешаю, выбираю себе точку обзора – и опять-таки ловлю момент. Это может быть что угодно – какая-нибудь повседневная бытовая сценка, «противостояние» человека и машины, другие моменты. Тут уже часто зрителю решать – что именно он видит, какие символы. Над фотографией надо задумываться – мне кажется, это один из смыслов моей работы».

Летающие над болотом серые цапли и люди, стоящие у станка, заснеженная сибирская тайга и находящаяся ныне на стадии разработки серия снимков в жанре «уличной фотографии» – таков разброс интересов Андрея Васильченко. Что же до конкурсов, то в них он собирается участвовать и дальше, естественно, надеясь на победу. Скажем, намерен отослать одну из своих работ на престижнейший международный конкурс World Press Photo, победителем которого как раз недавно стал наш земляк – фотограф Сергей Ильницкий.
«Вот и я решил поучаствовать – посмотрим, что из этого выйдет. Какой именно снимок пошлю? Ну это будет фото… А вообще давайте пока не буду говорить, ладно? Cекрет. А там видно будет».

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.