Африканский романтик Гбенга

Имя и фамилию нигерийца Гбенги Апаты часто путают, принимая фамилию Апата за имя молодого человека. К подобным казусам восприятия Гбенга привык: в России он живет с 2010 года, в Кемерове – с сентября прошлого года.
– Гбенга, как ты решился приехать в холодную Россию?
– Я люблю получать новые эмоции, поэтому постоянно путешествую. Объехал почти всю Европу, был в США. Очень понравились города Германии, Франции и голландский Амстердам.
Читайте также:«Трудности перевода: еда в чужой тарелке»/«Трудности перевода: безмятежная Чехия»/«Трудности перевода: Индия без йоги и сари»/«Трудности перевода: игрушечный остров»/«Трудности перевода: картошка по-бельгийски«/«Трудности перевода: испанские причуды»/ «Трудности перевода: индеец майя»/Трудности перевода: запретное голландское барбекю
В Нигерии у меня есть друг из Иркутска, мы с ним вместе работали. Я спросил у него, где в России есть хорошие университеты, и он посоветовал ехать в Сибирь. У вас много вузов, но тогда я выбрал новосибирский. Ключевым стало то, что здесь учатся иностранцы, в том числе из Африки. В Новосибирске я проходил подготовительные курсы для своей дальнейшей учебы в магистратуре, но мне стало скучно, и я решил прервать программу, хотя заплатил полную стоимость – более двух тысяч долларов. Я вернулся в Нигерию, чтобы получить новую визу на обучение. И через четыре месяца приехал в Россию второй раз. В Томск. Поступил в политехнический университет, закончил его с дипломом магистра техники и технологии.

– Почему ты не поехал учиться в Европу?
– Мне было важно получить российский опыт. В будущем я обязательно поеду в Европу или Северную Америку, где буду писать кандидатскую диссертацию.
– В Нигерии так ценится образование, полученное за рубежом?
– Да. В Нигерии в принципе ценится высшее образование. Практически каждый молодой человек стремится поступить в университет, хотя у нас в стране нет бесплатных вузов. Многие уезжают учиться за рубеж, так как иностранная степень дает преимущества при получении работы в Нигерии, повышает ваш статус. Я инженер по профессии. Степень магистра российского университета поможет мне устроиться в хорошую фирму на родине.

– Какие профессии у вас считаются престижными и высокооплачиваемыми?
– У нас хорошо зарабатывают врачи, чего не скажешь о России. Врач в Нигерии – это очень престижно, потому что очень трудно. В университетах Нигерии учатся четыре, пять и шесть лет. Шесть лет учатся только врачи. Потом еще два года у них уходит на ординатуру.
Еще высоко оплачивается труд инженера. В России инженер – не престижная профессия, и, в основном, не высоко оплачиваемая. У нас – наоборот. В Нигерии инженеры, особенно те, кто связан с нефтедобывающей промышленностью, получают высокие зарплаты.
– А ты почему решил стать инженером?
– Я с детства знал, чего хочу. В школе мне были интересны точные науки: математика, физика. Поэтому я выучился на инженера. Папа у меня, кстати, тоже инженер. А вот братья выбрали другие специальности. Один, как и ты, занимается журналистикой, второй – программист. Родных сестер у меня нет.

– Чем занимается твоя мама? Какая роль в Нигерии отведена женщинам?
– Как в большинстве демократических стран, в Нигерии равноправие. Тем не менее, наши женщины в первую очередь рассматриваются как хранительницы очага. Но это не мешает им занимать высокие политические посты. Например, министр финансов Нигерии –женщина, бывший министр обороны – тоже. Моя мама – бизнес-леди, она владеет рестораном.
– Для вашей молодежи важно получить университетское образование. А в армии молодые люди служат?
– Я знаю, что в России все мужчины должны служить в армии. В Нигерии нет такой системы. У нас существует Академия обороны. И если уж кто-то связывает себя с военным делом, это становится его профессией на всю жизнь.

– Гбенга, ты объехал почти всю Европу. Во сколько лет началось твое первое путешествие?
– В 16 лет я поехал в город, который находится в другой части страны. Я был один и практически без денег: родители дали только на самое необходимое. Вообще отец растил меня и моих братьев в строгости, во всем старался нас контролировать. Так было до нашего поступления в университет. Мне это не очень нравилось, но теперь я рад, что меня воспитали именно так. С 16 лет я стал ездить по Нигерии, а потом отправился за рубеж. Вообще нигерийцы – самые путешествующие люди Африки. Я не ошибусь, если скажу, что мы наиболее путешествующие люди в мире.
– Как твои родители отнеслись к тому, что ты едешь в Россию? Друзья не назвали тебя «чокнутым»?
– Папа не был против моей поездки. Мама испугалась, что зимой в Сибири очень холодно. Еще ее тревожили истории о процветающем в вашей стране расизме. Но я был полон решимости. Хотя мне было нелегко, сейчас я могу с гордостью сказать, что достиг в России определенных успехов. Я жил здесь один, жил с комфортом, не спрашивая ни копейки у родных. И в конце концов я получил степень магистра.

– Расскажи о своей студенческой жизни в Томске.
– Первый год я жил в общежитии для иностранных студентов. Здесь были очень хорошие условия: просторные комнаты и большие кухни. Вообще это общежитие считается одним из лучших в городе. На втором курсе я снял квартиру и жил один. Я люблю жить в одиночестве.
Вообще мне очень нравится Томск. Это красивый сибирский город со своей традицией. Здесь много университетов, где учатся люди со всего света. Иностранцев в Томске даже больше, чем в Новосибирске. И все они приветливые, чего не скажешь о русских, в том числе о кемеровчанах. В Томске у меня осталось много друзей, я к ним езжу на уик-энды.

– Кроме неприветливости, чем еще русские отличаются от нигерийцев?
– Вы очень закрытые, какие-то депрессивные, хмурые. Мало улыбаетесь. Иду я, например, по улице, слушаю музыку, улыбаюсь, мне хорошо. Здесь на меня покажут пальцем: «Вот дурак!» У нас такого не бывает. Если у нас есть проблема, мы оставляем ее дома и на улицу выходим с хорошим настроением. Это, наверное, еще и потому, что в Нигерии много разных национальностей. Официальным языком у нас считается английский, но говорят здесь более чем на 500 языках. Нигерия – свободная страна.
Это касается и средств массовой информации. Нигерийские СМИ очень независимы, большинство из них являются частной собственностью. Государственные медиа тоже есть, но вряд ли люди будут к ним прислушиваться.

– В стране много национальностей, люди говорят на 500 языках. Что тогда вас объединяет?
– Думаю, что спорт. Точнее, футбол. В Нигерии футболу придают огромное значение. Многие мировые футболисты – выходцы из нашей страны. В московских клубах также играли нигерийцы Чиди Одиа, Эммануэль Эменике, Питер Одемвингие.
Если же в целом говорить о менталитете нигерийцев, то это религиозные и трудолюбивые люди. В то же время они не любят грузиться проблемами.
– Наверняка, у вас, как и в других странах, думают, что в Сибири по улицам ходят медведи. В России тоже сложились стереотипы об иностранцах. Например, многие думают, что все африканцы – рэперы. Это так? Ты любишь рэп?
–Нет, не люблю. Мне нравится джаз, блюз и некоторые поп-композиции. Я – романтик. Люблю стихи. Сам тоже пишу. Но это лишь хобби. Стихи я пишу для своего удовольствия.

– Где ты жил в Нигерии до приезда в Россию? И чем сейчас ты занимаешься в Кемерове?
– Я жил в Лагосе. Это крупнейший город Нигерии. Он находится в самом экономически развитом и жизнеспособном штате страны с одноименным названием. Всего в Нигерии 36 штатов. В Лагосе мне предложили хорошую работу, поэтому я переехал сюда из города Варри, где живут мои родители. В Варри у нас семикомнатный одноэтажный дом. Вообще, в Нигерии не принято строить высотные дома – максимум четыре этажа.
У нас, как и в России, есть нефть и газ, однако люди в Нигерии живут лучше. В России все очень дорого: квартиры, машины, одежда. У нас это намного дешевле.

В Кемерове я преподаю английский язык в лингвистической школе. Вообще, в вашей стране не так просто жить иностранцам. Например, если ты учился в Германии, после окончания университета можно спокойно жить полгода и искать работу. В России сложнее –везде требуют документы, документы, документы. Сплошная бюрократия. Но у меня с этим все в порядке.
Конечно, кроме преподавания, я встречаюсь с друзьями, хожу в кино, читаю, гуляю. Как все нормальные люди. Между тем, мне нравится учить людей языку, и я трачу на это много времени, я бы даже сказал, все основное время. Я вижу, как люди, которые приходят на мои занятия, повышают свои знания английского языка. Мои уроки оказывают положительное влияние, и это дает мне ощущение счастья.

– Гбенга, у тебя есть мечта?
– Это, скорее, не мечта, а цель: стать доктором наук и работать в академии.
– Ты живешь в России уже больше трех лет. Поделись своим впечатлением от страны.
– Россия – великая страна, богатая ресурсами. Здесь есть много умных и интеллигентных людей, которые могут сделать будущее России, если им дать такую возможность.
– Насколько я поняла, ты еще не определился, где будешь жить. Если ты уедешь из России, что будешь вспоминать через много лет?
– Холодные зимы и красивых женщин.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.