«Помогите на билет до Красноярска»: расследование двух кемеровчанок

«Впервые я увидела эту девушку весной 2015 года возле крупного торгового центра. Она – прилично одетая с ребёнком на руках – подошла ко мне и сразу в слёзы: «Нужны деньги на билет до Красноярска…». Толком не подумав, от жалости я полезла в кошелёк и протянула ей 500 рублей.
Каково же было моё удивление, когда я встретила эту девушку с ребёнком спустя четыре месяца уже в другом районе города. Я так разозлилась на неё, сказала, чтобы она о своём сыне подумала. Но ей было всё равно. В марте 2016 года попрошайка снова шла мне навстречу. На этот раз деньги нужны были ей уже не на билет…».
Этой историей 42-летняя кемеровчанка Елена Иванова (фамилия изменена по просьбе героини — ред.) поделилась в социальных сетях, в группе сайта для родителей. Она решила найти хоть кого-нибудь, кто знаком с девушкой-попрошайкой, и выяснить, в каких условиях живёт её малыш, который почему-то всё время спит на руках своей матери. Так началось собственное расследование, о котором Елена рассказала «Газете Кемерова».

«Зачем вам это нужно?»

Когда девушка с ребёнком подошла к Елене в третий раз, то, заливаясь слезами, уверяла: «Меня бросил муж, я одна с двумя детьми. Родителей нет. На работу не берут, сына в садик не устраивают. Дочь в первый класс пойдёт – денег нет. Вот и прошу их…». Говорила, что ей очень стыдно, но что поделать.
«Я спросила, как её зовут. Ответила: «Ольга». Также узнала у неё адрес и номер телефона. Девушка продиктовала и то, и другое. В тот же день я позвонила по указанному её номеру – никто не брал трубку. Решила съездить туда, где она якобы живёт. Дома никого не было. Постучалась к соседке. Оказалось, что по названному адресу действительно проживает некая Ольга – порядочная работающая женщина с дочкой-школьницей. Возможно, попрошайка знала эту Ольгу, потому и дала её контакты».

Круг замкнулся. Но через несколько дней на помощь Елене пришла неравнодушная будущая мама – 22-летняя Дарья Коломиец. Вместе они начали расспрашивать всех, кто хоть что-то знает о таинственной попрошайке. На связь в группе в соцсети вышла её знакомая. Оказалось, девушку с улицы зовут Мария, ей 26 лет, живёт на Южном с двухлетним ребёнком и парнем, с которым уже более пяти лет употребляет наркотики. Есть у неё ещё и семилетняя дочь, но её забрала к себе мама бывшего мужа Марии. Собственные родители девушки с ней не общаются.
После этого Елена и Дарья поняли: теперь они это дело точно не оставят, потому что ребёнком кому-то нужно заняться. Они продолжили расследование. На следующий день Дарья отправилась к Марии домой: поговорить, выяснить, нужна ей ли помощь. Квартира находилась на первом этаже, окна старые – деревянные. Стекло на внешней раме разбито, а поэтому хорошо слышен детский плач.
«Сердце сжалось от боли. Я сама тогда была беременна и понимала: дети – святое», – рассказывает девушка.
Дарья стучалась в дверь, но никто не открыл. Пошла к соседям – откликнулась пожилая пара из квартиры напротив. Рассказали, что эту семью никогда не видно: с ребёнком во дворе они не гуляют, рано утром куда-то уезжают и в полночь возвращаются на такси обратно. Ночью ребёнок разрывается от плача, но родителям до этого никакого дела нет. Говорили также, что многие соседи уже неоднократно обращались в полицию и отдел опеки.

«После этого визита мы тоже позвонили в местный отдел опеки. Трубку взяла женщина, которая спросила: «Вы кто? Зачем вам вообще это всё нужно? Не лезьте не в своё дело». Действительно, а кто мы? Неравнодушные жители, которые беспокоятся о чужом ребёнке, потому что никому он не нужен. Нам сказали, что ходили домой к Марии – всё было нормально: ребёнок накормленный, в руках – игрушки. Мы говорим: «А вы знаете, что она ребёнка использует для того, чтобы попрошайничать?» Но на нас просто накричали в ответ», – вспоминают Дарья и Елена.

«Не может он так быстро уснуть…»

К девушкам подключилась бывшая подруга Марии – Ульяна, которая нашла их благодаря посту о попрошайке.

Ульяна согласилась помогать в любой день. К тому же она жила недалеко от Марии – в соседнем доме. Договорились: как только искомая девушка появится во дворе, Ульяна сразу сообщит об этом. Так и поступили: однажды она увидела, как семья с ребёнком на руках выходит из подъезда и направляется на остановку. Тут же быстро собралась, села в машину и поехала за автобусом, в который зашла пара. Он доехал до вокзала – там же остановилась и Ульяна, а также подоспевшие Дарья с мужем и Елена.
«Мы с Еленой пошли пешком за Марией и её сожителем, а мой муж и Ульяна потихоньку ехали неподалеку на машине. Мы смотрели, как ведёт себя ребёнок: он резвился, прыгал вокруг родителей, а те, шатаясь, с потупленным взглядом шли рядом. Направлялись они вверх по проспекту Ленина. По пути заходили во все торговые центры: удалялись по очереди в туалет на 15 минут, выходили невменяемые и снова шли на улицу.
Когда дошли до Променада-3, то мать ушла в туалет с сыном: её не было минут 20. Когда она вышла, ребёнок уже спал у неё на руках. Не может он так быстро уснуть, да ещё и в таком месте! Как-то знакомая женщина-врач видела эту попрошайку, попросила поставить мальчика на землю – так он чуть не упал. Неизвестно, кололи ли его наркотиками или нет, но с ребёнком точно что-то было не так…
Выйдя из торгового центра, она начала бродить по парковке и просить у водителей деньги. Мы вызвали полицию. Приехала девушка-полицейский. Стояла и наблюдала. Мы спрашиваем: «Почему вы не действуете?». Она: «Ей пока никто не дал денег. Мы не имеем право просто так задерживать человека». Через полчаса она уехала по рабочим делам. Неожиданно сожитель Марии, который всё время наблюдал за ней со стороны, подал ей какой-то знак, и они вместе побежали во дворы. Мы потеряли их след», – рассказывает Дарья.

Женщины написали письмо уполномоченному по правам ребёнка в Кемеровской области Дмитрию Кислицыну с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Он же направил запросы заместителю главы Кемерова по социальным вопросам Олегу Коваленко и начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области генерал-майору полиции Юрию Ларионову. Процесс пошёл.
Через месяц пришли ответы из разных ведомств. В них сообщалось, что 27 апреля 2016 года на основании заявления матери на период её лечения от наркотической зависимости мальчика положили в больницу для обследования, а уже в мае его поместили в Дом малютки. Марии же назначили административное наказание в виде предупреждения по статье 35.5 части 1 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего. Также девушка прошла стационарное лечение в больнице и до сих пор наблюдается у врача-нарколога.
«С 8 июня по 29 июня девушка проходила стационарное лечение в ГБУЗ КО КОКНД, выписана в связи с окончанием курса лечения. В настоящее время наблюдается у врача-нарколога по месту жительства. Также 17 ноября 2016 года эта семья поставлена на учёт в отделение МКУ ЦСПСиД города Кемерово, как семья, находящаяся в социально опасном положении. Специалистами Центра регулярно осуществляются социальные, социально-педагогические патронажи семьи», – рассказали в Управлении образования городской администрации.

«Рады, что ребёнок в безопасности»

Елена Иванова в конце октября этого года снова видела ту же девушку у торгового центра. Она опять просила деньги у прохожих.
«Я подошла к ней. Говорю: «Маша, привет! Ты меня помнишь?» А она в слёзы: «Мне билет нужно купить…». Видно, что она, как и прежде, невменяемая. Мы с Дарьей очень рады, что ребёнок сейчас в безопасности. Как представлю, что могло быть с ним, если бы мы не вмешались…. Общество порой не реагирует на такие ситуации, и законов у нас подходящих нет, чтобы решать подобные проблемы. А когда мальчишку положили в больницу, выяснилось, что нам нельзя не только навестить его, но и помочь с деньгами на лечение. Говорят, что на это имеют право только родители или его родственники. Мы помогали, а перед нами закрыли двери».

Несмотря на все сложности, расследование, по мнению Елены и Дарьи, привело к главному – спасло жизнь ребёнка, которому скоро исполнится три года. Беспокоит их только одно: Мария не лишена родительских прав и может забрать сына из Дома малютки. И вернуться к прежней жизни. По информации управления образования города Кемерово, девушка в августе этого года устроилась уборщицей подсобных помещений. А значит – встала на путь на исправление. Приведя жизнь в порядок, она сможет вернуть ребёнка в семью.
«Об этой ситуации мы знаем, детально в ней разбирались. Женщина неоднократно привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Однако предупреждения и штрафы на неё не действовали, ситуация в семье не менялась, при этом она могла негативно отразиться на ребенке. В итоге при взаимодействии органов опеки и попечительства в мае 2016 года двухлетний мальчик был изъят из проблемной семьи и помещен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на шесть месяцев. Этот срок дается женщине для исправления ситуации. Если ничего не изменится, она будет лишена родительских прав», – прокомментировала историю заместитель начальника управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Кемеровской области Инна Баляскина.
P.S.
В ГУ МВД рассказали, что делать, если вы тоже стали свидетелем попрошайничества.
«Административная ответственность за попрошайничество не предусмотрена. Однако стоит чётко понимать, что, когда в такую деятельность вовлечен ребенок, тем более малолетний, это уже противоправная деятельность. Поэтому любой здравомыслящий человек, ставший свидетелем подобной ситуации, просто обязан сообщить об этом в полицию. Ведь ребенок может находиться в неблагополучной среде и ему может грозить опасность. Родителей, которые втягивают малышей в попрошайничество, или чьи дети постарше самостоятельно занимаются попрошайничеством – такие факты единичны, но они все же встречаются – мы привлекаем в административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего».

«Будет спрос – будет и предложение»

– Попрошайки в нашей стране есть, и их много. Проблема, которую не замечает государство, с каждым годом приобретает всё большие масштабы. Основную часть «мафии нищих» составляют инвалиды и пожилые люди. Но прибыльнее всего попрошайничать с детьми – они вызывают больше жалости. Наш фонд «Поиск пропавших детей» ведёт активную работу, пытается организовать волонтеров для борьбы с этим преступным бизнесом на детях.
У нас есть проект «Дети-рабы в руках попрошаек», который направлен на борьбу с эксплуатацией детей. Каждый день, неделю или месяц, в зависимости от возможностей наших активистов, волонтёры фонда выходят в рейды. На нашу круглосуточную «горячую линию» ежедневно поступают звонки от очевидцев, которые столкнулись с попрошайкой в метро, электричке или на улице. Мы просим вызвать полицию, затем мы сами проверяем эти точки в ближайший свободный день. Если находим там попрошайку, то фиксируем факт эксплуатации ребёнка на видео и фото, а потом вызываем правоохранителей. Ждём приезда, контролируем задержание и доставку попрошайки в ОВД. Волонтёры тоже едут в отделение полиции, там они пишут заявление, добиваются тщательной проверки документов, вызова скорой помощи (чаще всего дети болеют).
Почему нужно вызвать полицию? В российском законодательстве есть статья №151 УК РФ «О вовлечении несовершеннолетнего в противоправные действия», в том числе попрошайничество. То есть просить милостыню с ребенком запрещено Уголовным кодексом. Но статья не работает из-за неверной трактовки слова «вовлечение» – ребёнок по ней должен осознавать свои действия. О чём тут можно говорить, есть груднички ещё говорить не умеют, а взрослые дети запуганы? Наша организация с 2010 года добивается внесения изменений в эту статью и замены слова «вовлечение» на «использование». Но пока безрезультатно.
Важная часть нашей работы – это информирование населения нашей страны об этой проблеме. Мы говорим о том, что подавать попрошайкам нельзя. Будет спрос – будет и предложение.
Что делать человеку, если столкнулись на улице с попрошайкой с ребёнком?
Сразу вызывайте полицию по номеру 112. Оператору можете смело заявить, что вы знаете закон и попрошайничество с детьми запрещено. Постарайтесь дождаться приезда полиции. Если можете поехать в ОВД – езжайте. Напишите заявление. Наши операторы «горячей линии» 8 (499) 686-02-01 подскажут вам верные формулировки. Обязательно позвоните нам и сообщите об увиденном. Не забудьте сделать фото или видео того, как попрошайка просит милостыню с ребёнком или как он попрошайничает сам.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.