Прямо в сердце

Литературный театр «Слово» начал сезон с Булгакова. На камерной филармонической сцене режиссер Ирина Латынникова поставила «Собачье сердце» – пожалуй, самый любимый в народе текст о том, что не гипофиз делает человека человеком и что даже очень умные люди однажды могут ошибиться.

Репетировать «чудовищную историю» – такое определение подобрал для повести сам автор – коллектив театра начал в сентябре, в конце октября представив зрителям премьеру. Основное внимание уделили центральной сюжетной линии текста – а именно истории научного эксперимента, в результате которого из безобидной и ласковой дворняги на свет появилось чудовище по фамилии Шариков.
Как ни странно, спектакль, поставленный по тексту Булгакова, начался с прелюдии из Блока. А точнее – с его хрестоматийного зачина из «Двенадцати» про «ветер на всем белом свете». Что, видимо, можно понимать как общую метафору изображенного на сцене безумия, воцарившегося не только в описанной московской действительности 1920-х годов, но и в отдельно взятой квартире профессора. Разруха — говоря по-булгаковски.

За открывшим спектакль эпиграфом последовал уже «родной» булгаковский текст, к которому в «Слове» отнеслись, как всегда, очень бережно. Первым из героев на сцене, равно как и в книге, появился многострадальный пес Шарик в исполнении Федора Бодянского и завел свое тоскливо-голодное «У-у-у-у-у», сменив его известной тирадой про холод, голод, злых поваров и дворников.

Периодически монолог Шарика перемежался с картинами из врачебной практики Филиппа Филипповича, который «вел прием» на противоположном конце сцены. Соединив в одну смысловую параллель первые главы повести, режиссер вывела главных героев произведения вместе, позволив зрителям сразу визуально уловить, кому на этой сцене предстоит быть антагонистами.

Кульминационным моментом «Слово» сделало операцию по превращению Шарика в Шарикова. Это событие в спектакле показано подробно, торжественно, волнующе и зловеще, словно великое таинство. Образ Филиппа Филипповича, роль которого исполнил Григорий Забавин, также был наполнен чем-то мистическим, от Фауста. Аналогия естественная, учитывая, что великий экспериментатор Преображенский тоже рушит законы мироздания, и тоже — ради облалания знанием.Акцент на фаустовской стороне образа ставило неоднократное упоминание о том, что в момент операции «профессор был страшен», и, конечно, гипнотические, почти осязаемые взгляды, которыми Филипп Филиппович на протяжении спектакля пронизывал своего подопытного.

В остальном же на сцене все было точно по классику,что, впрочем, полностью отвечает заявленной «Словом» установке на литературность.»Собачье сердце» – очень современный текст, потому что он о том, к чему может привести вмешательство человека в миропорядок. Люди всегда пытались изменить установленный ход вещей: вернуть себе молодость, создать эликсир вечной жизни, изменить то, что изначально дала им природа. Сейчас эта тема актуальна особенно, учитывая достижения науки. Профессор Преображенский рассуждает о том, что можно и чего нельзя, учит других, а про себя – забывает и в итоге вынужден исправлять последствия собственного поступка или, скорее, проступка. Конечно, это произведение в первую очередь о моральном выборе человека»,–отметила «Газете Кемерова» директор театра Александра Казанцева.

Прекрасный булгаковский текст, хорошо сыгранный и прочитанный, – вот, пожалуй, самое точное определение премьерной постановки в «Слове». Думается, что при столь выигрышном раскладе у нее просто не может быть недостатка в поклонниках.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.