Крути педали

Байкал, Алтай, Хакасия, Монголия, Киргизия, Казахстан – на велосипеде? Для Антона Гольдберга, новокузнецкого врача, травматолога-ортопеда, 1350 км за 16 дней на двух колесах – это не изнурительный экстрим, а долгожданный отпуск. В мае Антон планирует отправиться в очередное велопутешествие по цветущим степям центрального Казахстана. Ведь если жизнь расправила крылья и обрела новые оттенки, остается лишь крутить педали ей навстречу.

Заболел навсегда
Вот уже семь лет этот неутомимый человек «болеет» велотуризмом и с улыбкой вспоминает то время, когда 450 километров дороги казались очень долгими и длинными. В 2006 году на волне популяризации горных велосипедов коллеги подарили Антону на день рождения простенький «Велер-800». Как человек, который больше двадцати лет вообще не садился на велосипед, тогда он просто катался за городом, и даже не помышляя о походах.

– После того, как несколько месяцев мне пришлось буквально прожить в ординаторской, захотелось отвлечься от работы, – рассказывает врач. – Я вспомнил, что один мой хороший товарищ летом собирается с группой в пеший поход на Байкал. Позвонил и в тот же день – а была зима – купил снаряжение. Товарищ мой, правда, в поход так и не пошел: группа распалась. Но на Байкал я все-таки поехал, причем вдвоем с почти незнакомым мне человеком.

Первое путешествие – поход по таежным тропам и дорогам из Междуреченска в Абазу – было самым коротким, без крутого снаряжения. Но эмоции перехлестывали через край. Четверо суток в пути и 450 километров дороги. Ощущение полной свободы: первый вечер у костра и ночевка в палатке на берегу таежной реки.

– Не нужно думать о работе, нет проблем, которые нужно срочно решить, не трезвонит мобильный. Все, что требуется, – просто ехать вперед. Все получилось настолько замечательно, что захотелось продолжения, – вспоминает Антон.
Саяно-Шушенское море
Однажды в 2008 году, по пути к Хакасии, новокузнецкие велосипедисты решили добраться до водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС. Выбравшись из леса и проехав по плотине на другой берег Енисея, повернули налево, и вдруг из-за поворота показалась гигантская плотина. Размеры и масштабы потрясали: сооружение высотой с небоскреб с противоположной стороны «подпирало» огромное искусственное море. Местные жители рассказывали: если плотину прорвет, волной захлестнет сотни километров, даже до Абакана достанет.

Метров за пятьдесят до конечной точки туристов встретил шлагбаум и молодой охранник в очках и с автоматом. Он вышел из будки, лениво поправив фуражку, выжидающе поглядывая на группу с велосипедами, но за ограждение не пустил.
– Чего так строго? Еще недавно ведь и на смотровую площадку пройти можно было, и под гигантским болтом постоять! – удивились путешественники.
– Да вот так теперь. Пускать «диких» туристов перестали, как только смыло волной пьяного одного.
– Как это – смыло?!
– Ну, так и смыло. Тут ведь когда сброс воды бывает, такие волны! Вообще все ходуном ходит. А он вниз, к воде наклонился. Его и закрутило. Ничего, выжил. Только на туристов теперь запрет у нас. Даже экскурсию на станцию так просто не выпишешь, только от крупных организаций заявки принимаются, причем только заранее, – вздохнул охранник. – Не повезло вам, в общем. Не пустят вас никуда, хоть бы вы из самой Америки на великах прикатили.

Космос Киргизии
Когда в голову Антона пришла мысль «А не махнуть ли в Киргизию?», сама возможность такого похода казалась нереальной. Но целый год после этого прошел под знаком этой страны. Все разговоры с друзьями и родственниками упирались именно в нее.

– Я даже начал учить язык! – делится Антон. – Как-то мне сказали, мол, куда вы суетесь?! В Киргизии же люди пропадают. Там, говорят, легко можно человеческое мясо купить. «Мы все же, – отвечал я, – вежливо от человечины откажемся, лучше баранинки покушаем«.
В августе 2012-го мечта стала реальностью. Билеты на легендарный поезд «Новокузнецк – Бишкек» киргизского формирования были куплены, сам поход зарегистрировали в МКК Новосибирска, получили маршрутную книжку. Правда, из шестерых потенциальных участников осталось четверо. Но все они вернулись с ощущением, что Киргизия – настоящий космос, потрясающий воображение красотой горных пейзажей и подкупающий доброжелательностью местных жителей.

­

– Мои самые яркие впечатления родом именно отсюда, с высокогорных перевалов Киргизии, ее долин, раскрашенных в яркие цвета, будто выписанных прихотливой кистью художника, – продолжает свой рассказ новокузнечанин. – В отличие от Монголии, горы здесь много моложе, расстояния между ними меньше. И когда продвигаешься, например, по ущелью, ощущение близости гор захватывает. А на вершине перевала высотой в 4000 метров открываются потрясающие виды. Космические! Это сравнение мне кажется максимально точным.
К счастью, серьезных травм или поломок, с которыми туристы не смогли бы справиться в пути, не случалось. Тем не менее, всегда вместе с группой путешествуют медицинская аптечка, запчасти и инструменты: их суммарный вес измеряется килограммами. Единственная экстремальная ситуация произошла по пути в Киргизию. В поезде, в жуткую жару один из участников схлопотал жуткую токсикоинфекцию. Проще говоря, отравился испорченной курицей. На глазах у всего плацкартного вагона развернулась полная клиническая картина вплоть до коллапса и потери сознания.

­

– Бурей проносились мысли о наших дальнейших действиях по лечению пострадавшего от курицы. Я даже представил, как упростить маршрут и пройти его сокращенной группой. Но все обошлось, с нами оказались чудо-препараты, – резюмирует Антон. ­– Береженого доктора аптечка бережет.
Как я стал «монголом»
Вернувшись из одного похода, через пару месяцев доктор приступает к планированию следующего. Так проходит год: сначала просто мысли и разговоры, потом планы, затем предпоходная суета. Все это наслаивается на обычную жизнь, делая ее более насыщенной. С каждым годом маршруты усложняются: нынешним летом по Монголии группа велотуристов во главе с Антоном проехала 1350 километров.

– Еще в начале года я получил приглашения в два велопохода сразу. Организатор одного из них планировал путешествие по Европе в сентябре-октябре 2013 года, а идейный вдохновитель другого предлагал отправиться в Монголию, чтобы повторить свой прошлогодний визит в эту страну, но по измененному маршруту. От Европы я отказался сразу, тем самым подписавшись в своей преданности Азии. Так я стал одним из потенциальных «монголов», – уточняет Антон.
А затем начинает описывать первый день пути по Монголии. От юрт, в сторону дороги, к велотуристам с криком бегут дети. Один из спутников, Борисыч, уже почти опустошил свой запас конфет, раздавая их ребятне. Через несколько километров – остановка.
– Я иду на разведку и поднимаюсь на холм, за которым должно быть озеро. Озера нет. Неужели пересохло? От очередных юрт к нам скачут двое парней. Поравнявшись с ними, здороваюсь: «Сайн байна уу». А они только улыбаются в ответ, – вспоминает Антон. – Спрашиваю по-монгольски: «Хаанаа нуур?» («Где озеро?»). Вместо ответа слышу только что произнесенную мной фразу и понимаю: здешние монголы ни на йоту не понимают по-монгольски. Как потом оказалось, я был прав. В этой стране, прямо от границы с Алтаем и на сотни километров к востоку, коренные жители – казахи, и по-монгольски они, естественно, не говорят.И в картах с монгольскими названиями тоже не разбираются.

А озеро путешественники все-таки нашли. Когда солнце уже клонилось к закату, и велотуристы проезжали мимо стада пасущихся в степи верблюдов, им встретились дорожные рабочие. К счастью, среди них был один, немного говорящий по-русски. Он-то и показал, где находится озеро: чуть назад и вправо от основной дороги. И вскоре, действительно, из-за холмов показались юрты, за которыми призывно блестела поверхность водоема.
Не пора ли остепениться?
Из каждого похода все возвращаются в какой-то степени уставшими друг от друга.
– Я еду разбирать вещи, парковать вел – не домой, а в «общагу», там у меня гараж, – поясняет Антон. – Но вдруг понимаю: мне уже не хватает тех, с кем я только что расстался на вокзале.Байк запаркован, рюкзак разобран, на чистое тело надета нормальная одежда. В окно маршрутки проносятся пыльные и шумные улицы, ставшие непривычными. Люди, машины. Кажется, что все это ненастоящее и ненадолго. Но я спешу домой.

Хотя не у всех и не всегда дома все просто: походные увлечения не слишком хорошо уживаются с традиционными семейными ценностями. Жены многих велотуристов за видимым одобрением прячут скрытое осуждение затяжных «покатушек». Вроде, давно бы уже пора остепениться великовозрастным туристам, а они упорно продолжают проводить отпуска отдельно и тратить семейный бюджет на совершенно непрактичное хобби. В общем, пристрастие одного из членов семьи к велотуризму ячейку общества никак не укрепляет. Как считают сами путешественники, есть только одно исключение из правила: счастливые случаи, когда в велотуризм вовлечены оба партнера.
– С такими парами я не знаком, но они – есть, – комментирует Антон. – В будущем году я надеюсь приобщить к дальним походам дочь. Скоро ей исполнится девять, и ее новый велосипед уже ждет начала следующего сезона. Для меня крайне важно ее желание попробовать себя в совместных вылазках, и я искренне надеюсь, что предстоящее гормональное буйство подросткового периода не скорректирует этих ее намерений.

Цветы степей Казахстана
Будущий велотуристический сезон Антон Гольдберг откроет уже весной, отправившись в поездку по степям центрального Казахстана. В мае там не так жарко, как летом. Еще не пересыхают ручьи, и все вокруг цветет. Общая протяженность маршрута составит порядка 900 км, но легким его не назовешь. В первую очередь из-за достаточно протяженных участков грунтовых дорог с глинистым черноземом. Передвигаться по ним сложно: колеса облипают очень сильно. Климат там резко континентальный, да и иксодовых клещей весной – в изобилии.
– Поэтому все участники должны быть, как говорится, в форме, как физической, так и психологической. Группа – это отлично «скатанные» единомышленники, – обращает Антон внимание на детали. – Планируя поход в Киргизию, я столкнулся с проблемой поиска попутчиков. Кинул клич в интернете. Мне повезло, отозвались друзья, составили компанию, и в команде не было посторонних. Неизвестно ведь, как в стрессовой ситуации поведет себя малознакомый тебе человек. А неадекватные реакции одного участника – это угроза безопасности всей группы.
Всем, кто желает приобщиться к велотуризму, опытные путешественники советуют одно: хватит думать – ехать надо! Не стоит ждать, пока кто-то позовет вас. Начинайте – и выигрывайте. Приглашайте друзей и для начала попробуйте прокатиться достаточно далеко, с костром и горячим обедом. Ну, а дальше – по нарастающей. Ищите объявления о поиске попутчиков в предстоящих походах на сайтах, посвященных велосипедной тематике. И не уставайте крутить педали.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.