Миграционно-рыночные отношения

С 1 января 2014 года иностранным работникам запрещено осуществлять любую деятельность в розничной торговле. Это постановление коснулось рынков, палаток, аптек и любую торговлю вне магазинов. «Газета Кемерова» выясняла, не нарушается ли закон на торговых площадках и встречаются ли иностранцы на рынках областного центра.
Согласно постаностановлению, подписанному Дмитрием Медведевым в середине декабря прошлого года, до наступления 2014 года всем работодателям предлагалось прекратить сотрудничество с иностранными рабочими. Стоит отметить, что иностранный сотрудник и гражданин иностранного происхождения – разные понятия. В соответствии с законом, иностранным сотрудником считается гражданин, временно пребывающий в России и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, а не любой приезжий, как зачастую ошибочно считают многие.
Применительно к аптекам Кемерова данные изменения в законодательстве оказались не актуальными. «Зарубежных» продавцов на рынке фармакологии в городе нет. По словам опрошенных провизоров, текучки кадров в аптечных магазинах и киосках практически нет. Продавцы могут работать на одной точке десятилетиями. Заведующая одной из аптек города Татьяна Виноградова рассказала, что не видит смысла в таком запрете, так как провизоров, в том числе и местных, категорически не хватает:

– В нашей аптеке никогда не работали иностранцы, да и про другие – не слышала. Нельзя сказать, что мы специально не берем кого-то, все проще – никто не идет работать. Если случается, что кто-то уходит, а это бывает крайне редко, то найти сотрудника на замену становится огромной проблемой. Провизоров привлекаем всем, чем угодно – удобный график и отпуск, хорошая зарплата, но попросту нет кадров. За последние годы практически в три раза сократился выпуск провизоров в медицинских институтах. Когда я училась, у нас выпускалось около, 150 человек в год, а в выпуске прошлого года было менее 50 специалистов. Вот и посчитайте, часть учащихся – иногородние, и они уедут к себе домой, часть останется, а сколько аптек по всему городу? Поэтому аптеки никак не затронет это постановление, у нас всегда была и есть нехватка грамотно обученного персонала.
Если в аптеках лиц иностранного происхождения не встречалось, то на рынках города они попадались на каждом шагу. Но в ходе выяснения подробностей у администраций рынков выяснилось, что в основном продавцы являются гражданами России и у них имеются все необходимые для работы документы. Арендодатели отмечают, что предпочитают сотрудничать с местными предпринимателями, у которых имеется не только российское гражданство, но и местная прописка.

На «Новом рынке» за стадионом «Химик» официально работает один мигрант, но и тот уже давно проживает на территории России. Исполнительный директор рынка Евгений Гришин рассказал, что еще до вступления постановления в силу, они ориентировались на работу только с теми людьми, у которых имеется гражданство РФ:
– Не знаю как у других, а у нас ежеквартально проводятся проверки и от администрации города, и от миграционных служб. Нам проблемы с законом не нужны, поэтому на рынке нет ни одного гражданина, который торгует без прописки и гражданства. У нас было такое, что приезжали люди, у которых прописка в других городах области, но мы были вынуждены отказать им в работе, так как сотрудничаем только с теми, у кого есть кемеровская прописка. Наши сотрудники безопасности рынка имеют журнал приема смен, в котором отмечают, кто и когда приходит на рабочие места и открывает бутики, если охранник видит нового продавца, он докладывает нам, а мы уже в свою очередь выясняем, на каком основании он тут находится, и кто ему разрешил работать. И, естественно, если у гражданина нет прописки и гражданства, то мы его к работе не допустим. Но это все в теории, подобных случаев у нас никогда не было.
Один из продавцов «Нового рынка» Александр согласился рассказать о его опыте работы с иностранными гражданами.
– Часто ли на рынках, включая этот, работают иностранцы?
– На других рынках я часто видел лиц неславянской внешности, у нас на рынке таких нет. Но я же не могу подойти на рынке к продавцу и потребовать показать мне его гражданство и право на работу. Этим должны заниматься сотрудники службы безопасности, миграционные службы. Поэтому не могу утверждать, что на других рынках я видел именно иностранных работников, они вполне могут быть и гражданами России. Вот взять китайский рынок, там сейчас много русских стало, а поначалу –одни китайцы были.

– Между собой продавцы разных национальностей конфликтуют?
– Продавцы из Средней Азии работают дружно и мирно, то есть не купил ты у него джинсы, например, то он тебя спокойно отпустит, так как следующий продавец его брат или еще какой-то родственник, и деньги все равно попадут в общую кассу. У китайцев совсем все не так, там каждый сам за себя, и они часто дерутся между собой, а клиентов уговаривают купить товар именно у него, а не у его соседа.
– Если бы на этом рынке стало больше иностранных продавцов, стали бы искать другое место работы?
– Лично я не испытываю ненависти или неприязни к другим национальностям, но, тем не менее, если бы здесь стали иностранцы появляться, то стал бы искать другую точку. Просто работаю тут чуть не с самого открытия, у меня свои покупатели, сплоченный коллектив. И тут раз, приезжает кто-то, встает через одну точку от тебя и начинает продавать точно такой же товар, но дешевле намного. Еще ладно, когда просто работают, но начинают цену сбивать. Я не против конкуренции, но те же китайцы, например они, привезут более дешевые вещи, порой некачественные, цену поставят низкую, и от меня народ будет уходить к ним, а со временем совсем перестанут сюда ходить. Все будут знать и говорить друзьям и знакомым, что тут – некачественный товар.
– Иностранные продавцы так часто делают?
– Да не в национальности дело, русский если приедет, и также делать начнет, то либо его выживать с рынка надо будет, если договориться не выйдет, либо самому съезжать и искать другое место. Но администрация рынка такое вряд ли допустит. Ладно, когда на рынке три-пять продавцов торгует одним товаром, больше уже нет смысла держать, потому что «грызня» будет, а не торговля. От такой вражды начнут продавцы уходить, соответственно администраторы рынков будут терять деньги с аренды помещений. Никому этого не надо.
– А кто-нибудь, кроме администрации рынка, следит за тем, чтобы не было иностранцев на рынке?
– Конечно. У нас вот недавно, практически сразу после Нового года, приехал отряд ОМОНовцев. Никто ничего не знал, работали себе спокойно, внезапно приехал автобус, все входы-выходы перекрыли, и пошли проверять. Ко мне подходили, к другим продавцам, спрашивали, есть тут кто подозрительный или нет. Никого не нашли и уехали. Да администрация сама не пойдет на такое, там же штрафы гигантские за нарушения.

На «Дружбе» действительно работает много китайцев, но, по словам администратора рынка Андрея, все работники имеют необходимые для работы на территории России документы, так как платить огромные штрафы управляющим рынкам нет никакого желания:
– У вас есть лишних 800 тысяч? У меня нет, но если у меня на рынке найдут «нелегала», то мне придется их где-то найти и оплатить штраф. Поэтому мне проще отказать тем, кто хочет работать не по закону. Нас постоянно проверяют, с самого открытия рынка миграционные службы никаких нарушений не находят. Я знаю об этом постановлении, но мы всегда проверяли сотрудников рынка, поэтому у нас ничего не изменилось с его принятием.
Тем не менее, случаи незаконной работы иностранных граждан в Кемерове имеют место. Как сообщала«Газета Кемерова» в июне прошлого года, на китайском рынке была зафиксирована деятельность мигрантов без соответвующих документов. Но, как говорят сами работники рынка, в последнее время на китайском рынке стало появляться все больше русских продавцов: если раньше соотношение русских и китайских продавцов здесь было один к четырем, то теперь китайцев практически не стало.

Все продавцы, которые соглашались поговорить, отмечали, что в сравнении с некоторыми другими иностранными работодателями, «китайцы культурный, образованный и цивильный народ, работать с ними – одно удовольствие». Жители КНР хотят просто работать и зарабатывать деньги, без лишней вражды и соперничества с коренными жителями страны, в которой трудятся.
– Были, конечно, случаи, когда китаец приходил пьяным, таких, мы до работы допустить не можем, – рассказывает охранник китайского рынка Александр, – разворачиваем и отправляем домой, подальше от рынка. Некоторые спокойно уходили, некоторые устраивали конфликты и затевали драки. Так вот что интересно, китайцы, видя драку, не заступались за своего, если понимали, что он не правильно себя ведет. В отличие от других иностранных работников, которые, не разбираясь в ситуации, сразу начинали драку с охранниками.
По словам сотрудников рынка, помимо русских и китайцев на «Дружбе» работают несколько армян, но они также являются гражданами России. Кемеровчанка Светлана не первый год работает здесь продавцом на китайскую хозяйку торговой точки и ни разу не пожалела о своем выборе работодателя:
– Все, кого я здесь знаю из иностранных продавцов – работящие, честные и простые люди. Единственное отличие – разрез глаз. Китайцы по-русски даже говорят лучше некоторых, и уже прошли те времена, когда продавцы не понимали покупателей. Они никогда не нагрубят, не обманут и в спину на своем языке ничего не скажут. Платят за работу хорошо и вовремя. У меня высшее образование, КемТИПП заканчивала, но идти технологом за 15-20 тысяч, с поварами ругаться – мне лично не надо. Да тут у половины рынка, у русской его части, высшее образование, но китайцы платят больше. А связано это с тем, что если они платить не будут, русские работать не станут, а своих продавцов с гражданством российским у них нет, и товар в таком случае вообще встанет.
Кроме полного запрета на работу иностранных граждан в сфере фармакологии и рынках, с 9 мая текущего года будет запрещена работа водителям с иностранными водительскими удостоверениями. На предприятиях, реализующих алкогольную продукцию, разрешена работа иностранным гражданам, но их количество не должно превышать 15% от общего количества сотрудников. Также разрешена работа иностранным сотрудникам и на предприятиях в области спорта, но их число не должно быть больше 25% от всего штата.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.