Прилавок без лавок

Интернет в корне изменил культуру общения между людьми и магазинами. Почти у каждого молодого человека в стране есть аккаунт на eBay, половина Кемерова ходит с пакетами из Wildberries, читает книги, заказанные на Ozon, и покупает hand made в тематическом паблике из «ВКонтакте». В тонкостях интернет-коммерции разбиралась «Газета Кемерова».
«В моей жизни сейчас нет ни одного предмета одежды, купленного в России. Ноутбук, с которого я пишу, куплен в Штатах. Оттуда же приехали по частям все четыре моих велосипеда плюс масса другого разнообразного барахла. Оно даже сделало мне славу человека, у которого всегда есть при себе интересные вещи, которые если и дойдут до российского рынка, то года через два-три и вряд ли по гуманным ценам», – рассказал житель Омска Иван, который зарабатывает в том числе тем, что делает заказы на еBay для всей Сибири.
Свое «первое барахло» в виде бас-гитары, курительных трубок и еще нескольких мелочей Иван купил в 2006 году, когда поехал в Америку по студенческой программе Work and Travel. По возвращении в Россию от удобного американского рынка он отказываться не захотел и продолжал заказывать вещи через знакомых. «Тогда еще не было десятков посреднических компаний, готовых за небольшие деньги предоставить американский адрес, и я просто отправлял покупки бывшему коллеге, который паковал все в одну коробку и переправлял мне сюда. Со временем знакомые стали просить достать им интересующие вещи, и в итоге это переросло в более-менее доходный карманный бизнес, которым остается до сих пор. В 2007 году купить вещь в Америке казалось не обыденностью, как сейчас, а чем-то очень особенным и даже недоступным – на грани особой уличной магии. От мелочей вроде гитарных запчастей и приборов обработки сигнала до айфона первого поколения. Это теперь он стандартны атрибут, а тогда представлялся волшебным чудо-аппаратом», – вспоминает он.

Кемеровчанка Надежда Семенова сейчас живет в Краснодаре, и впервые оценила преимущества интернет-шоппинга четыре года назад после покупки линз на сайте российского специализированного магазина. Она советует завести для покупок через интернет отдельную карту или же пользоваться виртуальной – услуги выпуска таких карт предоставляют некоторые банки. «Я не знаю, как именно формируется цена на товары в иностранных интернет-магазинах, но они там и правда на порядок дешевле, чем в России, даже с учетом платной доставки. Думаю, это из-за отсутствия десятков посредников и накруток. Детскую коляску Stokke и автокресло Maxi-cosi я заказывала в Германии, витамины покупаю тоже всегда в Европе, фотографии и книги печатаю в США», – делится Надежда.
Обороты ведущих мировых интернет-магазинов настолько внушительны, что вынудили службы экспресс-доставки и таможенников искать компромисс. Речь идет о событиях конца 2013 года, когда компании, в числе которых немецкая DHL и американская FedEx, заявили о прекращении поставок товаров частным лицам в Россию из-за серьезных трудностей при ввозе. Тем не менее в итоге госструктура и бизнес договорились, и уже в январе текущего года доставщики взяли свои слова обратно. Прибыль eBay в 2011 году перевалила за миллиард долларов и составила почти 1,5 миллиарда при обороте в 11,65 миллиарда долларов. В графе «прибыль» Amazon указана сумма в 631 миллион, а оборот магазина составляет более 48 миллиардов долларов. Оборот Ozon скромнее: специализированный книжный магазин имеет около девяти миллиардов.

В Кемерове находится два пункта выдачи заказов Ozon, они были открыты в числе первых. Как сообщила «Газете Кемерова» сотрудник маркетинговой службы магазина Мария Назамутдинова, за 2013 год в Кузбассе среднегодовой рост продаж составил более 20%. Среди самых читаемых кузбассовцами книг, исходя из данных статистики заказов, – «Несвятые святые», «Семь навыков высокоэффективных людей», «Мощные инструменты развития личности» и «Моделирование будущего».
В интернете работают не только международные и федеральные коммерческие гиганты, но локальные торговые структуры поменьше. К таким, в частности, относятся широко распространенные в соцсетях магазины-паблики, предлагающие hand made, фабричную продукцию или услуги по заказу интересующего товара у поставщиков.

С эффективностью такого рода коммерции хорошо знакома Анна Даутова, основательница известного в Кемерове паблик-магазина аксессуаров «Папер Shop». Торговлю «ВКонтакте» она организовала потому, что созданный изначально для этих целей сайт без поддержки в соцсетях просто не работал.
«Продавать что-то «ВКонтакте» я изначально не планировала и вообще считала это позорным. Сначала я создала блог, на базе которого собиралась держать магазин. Но через несколько дней выяснилось, что без поддержки в соцсетях он не собирает аудиторию вообще: люди должны откуда-то о нем узнавать. Над блогом работали долго: придумывали концепцию, название, дизайн. А в итоге просидели неделю, и никто у нас так ничего и не купил. Видя это, мы решили попробовать зайти в «Контакт», и как только зашли – дело продвинулось. Тогда я впервые поняла, что без соцсетей и поддержки уже знакомой тебе аудитории в этом деле ничего не сделаешь. В итоге сайт, который поначалу должен был быть основой магазина, стал его подкрепляющей информационной базой», – рассказала она.

По словам Анны, теперь «ВКонтакте» хотя и перебор продажников, развитие самих коммерческих пабликов высокого уровня еще не достигло.»Продажников «ВКонтакте» явный избыток, я могу подтвердить это примером: через пару лет после запуска «Папер Shop» мы попробовали сделать аналогичный магазин для Новосибирска, и оказалось, что привлечь аудиторию стало намного сложнее. Люди, которые раньше были настроены благосклонно и сами добавлялись в друзья, теперь отправляют подобные группы в подписчики не фильтруя, – поясняет она. – Тем не менее, пик развития коммерции в соцсетях, с моей точки зрения, пока не наступил. Потому что в России еще до сих пор отказываются активно прибегать к некоторым современным инструментам, которыми давно и повсеместно пользуются, скажем, в США. Например, не используют приложения по встраиванию интернет-магазина прямо в аккаунт – с платежкой, корзиной и прочими соответствующими механизмами, которые делают торговлю в соцсетях намного удобней и качественнее. Русскоязычные версии этих сервисов есть, они доступны, но ими просто никто не пользуется. Люди предпочитают по-прежнему загружать фотки и собирать заказы вручную. Это одна из причин, почему я думаю, что на данный момент российским магазинам-пабликам есть куда двигаться».

Риск получить кота в мешке при заказе товара в интернете, конечно, присутствует, единственная возможность обезопасить себя от недобросовестных продавцов – внимательно читать условия приобретения покупки. По словам съевшего собаку на заказах из-за границы Ивана, уловок и хитростей у интернет-торговцев масса, к которым «в основном прибегают китайско-азиатские продавцы в желании нагреть побольше денег с глупых «гайдзинов».
«У человека, который все читает внимательно, шансов попасться гораздо меньше. Плюс со временем вырабатывается специфический опыт, позволяющий видеть «левые» предложения и отсеивать их по косвенным признакам. Однозначно, важен хороший уровень английского языка. Это сильно облегчает жизнь и не выставляет пользователя типичным глупым и наглым русским клиентом, который пытается качать свои права с ужасными ошибками через переводчик. Что, кстати, неимоверно раздражает, – говорит он. – Что касается лично меня, то при покупке товаров в «живых» магазинах я не просто разорился бы на одежде, но элементарно не смог бы найти то, что мне нужно и что я спокойно могу купить в Америке. Все-таки с точки зрения цены, выбора и удобства рынок там очень привлекательный».

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.