Позавчера Facebook объявил о достигнутой договоренности о покупке мессенджера WhatsApp за рекордные 19 миллиардов долларов. И снова по интернету пошла волна возгласов о том, что это новый мыльный пузырь в интернете. Так как меня часто в таких ситуациях пытаются привлечь как эксперта и мне приходится убеждать людей в обратном, я решил сделать об этом отдельный пост и ответить в нем на вопрос, который мне задают. Вопрос следующий: почему нынешняя ситуация в интернет-индустрии не является пузырем, и чем она отличается от ситуации 2000-х годов?
То, что мы видим сейчас, когда интернет-компании покупаются по невероятной стоимости, с огромным мультипликатором к доходности – это обычное поведение рынка в век «индустрии знаний». Интеллектуальный продукт (технология, улучшающая что-либо), пользовательская база, бренд – вот товар нынешнего времени. Собственно, идеальный пример такого товара – ДОЛЛАР: продукт – модель, улучшающая многие финансовые процессы (о недостатках пока умолчим, они есть у любой технологии); пользовательская база – весь мир; бренд – сильный.
Но вот самое важное, что отличает все это от пузыря 2000-х, это наличие технологической основы и конечного спроса у нынешних компаний. В пузыре 2000-х ни первого ни второго не было. В те годы на рынке царили компании, имевшие в активах только третий компонент – бренд. Но на одном бренде далеко не уедешь, поскольку бренд, не подкрепленный остальными двумя компонентами, фактически – пирамида, которая в любой момент может рухнуть, что, собственно, и произошло тогда.
Да, нынешние компании тоже могут достаточно быстро упасть. Например, в результате выхода более совершенного продукта. Но, в любом случае, это не может произойти мгновенно. Как раз таки по причине наличия пользовательской базы, которая инертна и руководствуется принципом «лучшее – враг хорошего». Если продукт хотя бы немного улучшает жизнь своих потребителей, он не схлопнется, как пузырь 2000-х. Да, он может «умереть», но этот процесс все-таки достаточно медленен, чтобы не схлопнулся весь рынок.
Другой вопрос – какой смысл покупать такие компании, если, основываясь на их текущих финансовых показателях, окупаться эта инвестиция будет сотни лет? Ответ прост – надо ориентироваться не на текущие показатели, а учитывать рост рынка, происходящие трансформации в поведении людей (смещение жизнедеятельности в интернет) и, следовательно, постоянное увеличение средней – по рынку – доходности от одного пользователя.
Плюс, конечно, у гигантов есть и другие мотивы, чтобы скупать молодые и успешные компании, работающие на их рынке и перетягивающие у них пользователей.
Так что не бойтесь, это не пузырь. Это, возможно, лишь небольшой перегрев. И это нормально для любого рынка – товарного, сырьевого или цифрового.
Архивы
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Октябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июль 2010
- Июнь 2010
- Май 2010
- Апрель 2010
- Март 2010
- Февраль 2010
- Январь 2010
- Декабрь 2009
- Ноябрь 2009
- Октябрь 2009
- Сентябрь 2009
- Август 2009
- Июль 2009
- Июнь 2009
- Май 2009
- Апрель 2009
- Март 2009
Рубрики
Метки
администрации без более время где гибдд год года году города два двух дело день дома кемерова кемерове кемерово кемеровской кузбасса кузбассе лет месте можно мужчина несколько области областной однако около под пока после произошло работы районе россии рублей сегодня сейчас со суд также территории человек-
Свежие записи
Новости от Яндекса