Почему не стоит бояться пузыря

Позавчера Facebook объявил о достигнутой договоренности о покупке мессенджера WhatsApp за рекордные 19 миллиардов долларов. И снова по интернету пошла волна возгласов о том, что это новый мыльный пузырь в интернете. Так как меня часто в таких ситуациях пытаются привлечь как эксперта и мне приходится убеждать людей в обратном, я решил сделать об этом отдельный пост и ответить в нем на вопрос, который мне задают. Вопрос следующий: почему нынешняя ситуация в интернет-индустрии не является пузырем, и чем она отличается от ситуации 2000-х годов?
То, что мы видим сейчас, когда интернет-компании покупаются по невероятной стоимости, с огромным мультипликатором к доходности – это обычное поведение рынка в век «индустрии знаний». Интеллектуальный продукт (технология, улучшающая что-либо), пользовательская база, бренд – вот товар нынешнего времени. Собственно, идеальный пример такого товара – ДОЛЛАР: продукт – модель, улучшающая многие финансовые процессы (о недостатках пока умолчим, они есть у любой технологии); пользовательская база – весь мир; бренд – сильный.
Но вот самое важное, что отличает все это от пузыря 2000-х, это наличие технологической основы и конечного спроса у нынешних компаний. В пузыре 2000-х ни первого ни второго не было. В те годы на рынке царили компании, имевшие в активах только третий компонент – бренд. Но на одном бренде далеко не уедешь, поскольку бренд, не подкрепленный остальными двумя компонентами, фактически – пирамида, которая в любой момент может рухнуть, что, собственно, и произошло тогда.
Да, нынешние компании тоже могут достаточно быстро упасть. Например, в результате выхода более совершенного продукта. Но, в любом случае, это не может произойти мгновенно. Как раз таки по причине наличия пользовательской базы, которая инертна и руководствуется принципом «лучшее – враг хорошего». Если продукт хотя бы немного улучшает жизнь своих потребителей, он не схлопнется, как пузырь 2000-х. Да, он может «умереть», но этот процесс все-таки достаточно медленен, чтобы не схлопнулся весь рынок.
Другой вопрос – какой смысл покупать такие компании, если, основываясь на их текущих финансовых показателях, окупаться эта инвестиция будет сотни лет? Ответ прост – надо ориентироваться не на текущие показатели, а учитывать рост рынка, происходящие трансформации в поведении людей (смещение жизнедеятельности в интернет) и, следовательно, постоянное увеличение средней – по рынку – доходности от одного пользователя.
Плюс, конечно, у гигантов есть и другие мотивы, чтобы скупать молодые и успешные компании, работающие на их рынке и перетягивающие у них пользователей.
Так что не бойтесь, это не пузырь. Это, возможно, лишь небольшой перегрев. И это нормально для любого рынка – товарного, сырьевого или цифрового.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.