Живой товар

Магазинчик с названием «Живая рыба» известен далеко за пределами поселка Инского, где он расположен. За рыбой сюда приезжают со всего региона, а ежедневный товарооборот поселкового магазина составляет 400 килограммов. Рыба здесь только местного производства. Как выращивают и реализуют сотни тонн товарной рыбы в год в Беловском рыбном хозяйстве, выясняла «Газета Кемерова».
Надписи «Беловское рыбное хозяйство» при въезде на территорию предприятия не найдешь: местный художник взялся ее реставрировать. Однако таксисты дорогу знают. От автовокзала Белова до рыбного предприятия мы добираемся за 20 минут, по пути слушая водительские истории о том, что на месте рыбного хозяйства когда-то был утятник.
Таксист подвозит нас до рыбного хозяйства, которое занимает небольшую часть Беловского водохранилища. Последнее было создано для нужд гидроэлектростанции как водоем-охладитель. Из-за работы ГРЭС вода здесь не замерзает даже зимой, поэтому при электростанциях стали строить рыбные хозяйства, используя технологию выращивания рыбы на теплых водах.

«Сейчас температура воды 10 градусов, – рассказывает старший мастер-рыбовод «Беловского рыбного хозяйства» Игорь Никишкин. – Конечно, для роста рыбам нужна вода теплее, но у нас тут не бассейн, регулировать температуру мы не можем».
Вместе с мастером-рыбоводом мы идем вдоль садков, в которых содержится рыба. Садки – это свободно свисающие в воду прямоугольные «мешки» из сетки, прикрепленные к металлическому понтону. Глубина каждого садка – два метра. В настоящее время зарыблено 800 садков по 12 квадратных метров каждый. Обойти такое хозяйство пешком непросто. Специалистам же проделывать весь путь приходится не раз в день. Помогает техника.

Игорь Никишкин поочередно поднимает сетки садков, показывая рыбу, и пытается подсказать фотографу, как лучше выстроить кадр и не заплескать объектив.
«Сейчас мы разводим шесть видов рыб: осетра, карпа, форель, сома, белого амура и толстолобика, — говорит мастер-рыбовод. – В 1978, когда только построились, начали с форели. Но из-за отсутствия хороших кормов оставили эту затею и перешли на карпа. Потом для биологической очистки водоема завезли толстолобика и белого амура. В конце 80-х завезли сомов. Своеобразный деликатес (у сома нет мелких костей) местные жители распробовали быстро. Когда появились более качественные корма, в ассортимент включили осетра и форель».

Проходя вдоль садков, мы заметили, что не ко всем из них прикреплены кормушки. Оказывается, толстолобик не нуждается в искусственной подкормке и живет за счет поедания водной растительности. А форель на автокормушки просто не реагирует. Хищник привык кидаться на пищу. Так что кормить эту рыбу приходится вручную и только днем: в темное время суток она малоактивна. Остальных рыб к автокормушкам удалось приучить, правда, они пугливы и предпочитают питаться, когда поблизости нет людей.

В феврале садки заполнены в основном молодничками. Это рыба, перезимовавшая одну зиму. К осени она наберет достаточный вес и станет товарной. Отдельно от молодничков плавают «производители». Их возраст – от двух до шести-семи лет. Поскольку к этому времени рыба вырастает до 12-15 килограммов, содержать ее дальше становится затруднительно. Товарную же рыбу растят всего два сезона и продают весом в два или 2,5 килограмма. Кормить ее дальше считают нецелесообразным.

От маточного поголовья до товарной продукции в «Беловском рыбном хозяйстве» выращивают карпа, белого амура, толстолобика и американского сома. Производителей осетровых здесь не держат: оплодотворенную икрой рыбу закупают «на стороне». Дело в том, что осетровые – холоднолюбивые рыбы. Форель вообще выращивают только зимой: она не выносит теплую воду, осетра – круглогодично, но при температуре не выше 30 градусов. Жаркое лето может погубить рыбу. Так, например, случилось в 2012 году. В это время мощности Саяно-Шушенской ГРЭС не были полностью восстановлены, и всем гидроэлектростанциям Сибирского Федерального округа, в том числе и Беловской, приходилось работать по максимуму. А чем мощнее работает электростанция, тем теплее вода поступает в водоем. Два месяца температура воды в Беловском водохранилище продержалась на отметке 35 градусов и выше. И осетр просто-напросто сварился. Между тем, осетр – самая дорогостоящая рыба, которую здесь выращивают. Килограмм живой рыбы обходится покупателю в 790 рублей.

Убытки предприятию может нанести не только природа. Летом поживиться рыбкой не прочь отдыхающие на Беловском водохранилище. От пловцов и аквалангистов свою собственность «Беловское рыбное хозяйство» защищает с помощью подводных ограждений.
«Из садка рыбу выловить сложно, – говорит Олег Кислов, – поэтому злоумышленники режут сетку. В каждом садке плещется две тонны. Конечно, разрезав его и выпустив рыбу, природу человек обогатит. Но наше предприятие при этом понесет ущерб в 200-300 тысяч рублей».
Как можно было заметить, все рыбное хозяйство находится на плаву. Со временем металлические конструкции подвергаются коррозии, поэтому понтоны приходится реконструировать.

Из «Беловского рыбного хозяйства» мы отправляемся в магазин «Живая рыба». Он находится напротив Беловской ГРЭС. Здесь не только можно купить рыбу, но и увидеть, как она появляется на свет. В одном здании с магазином находится инкубационный цех. Сейчас здесь идет подготовка самцов и самок канального сома к оплодотворению. Рыбу содержат в специальных ваннах, где поддерживают нужную температуру – пока это 23 градуса Цельсия. Ближе к середине марта, когда сомы будут готовы к оплодотворению, температуру повысят еще на два градуса. Инкубация канального сома продлится вплоть до июля, в это время для молоди температурный режим сохранится до 15-16 градусов. Из инкубационного цеха подросшие сомы отправятся в садки – в место, где мы побывали в самом начале нашей импровизированной экскурсии.

Как замечает старший мастер-рыбовод Игорь Никишкин, рыба, за исключением форели, в основном растет летом. Чем выше температура, тем больше усвояемость кормов. Инкубированный этой весной сом к осени вырастет до 300-400 граммов, а на следующий год достигнет уже 2,5 килограммов, то есть приобретет товарный вид.
Сам Игорь Никишкин в «Беловском рыбном хозяйстве» работает без малого 30 лет. Уроженец Омска приехал в Кузбасс в 1985 году. На вопрос, почему связал свою жизнь с рыбой, отвечает, что профессия романтичная. Директор предприятия Олег Кислов – тоже приезжий. Окончив Новосибирский агропромышленный институт по специальности рыбоводство, он приехал в Инской с женой и маленьким сыном. Сын вырос и пошел по стопам отца, хотя имеет и второе образование – юридическое.

Ежегодно «Беловское рыбное хозяйство» выращивает порядка полутысячи тонн товарной рыбы. В 80-е этот показатель был вдвое больше. Снижение производительности директор объясняет несколькими причинами. Первая – рынок сбыта.
«Вырастить рыбу стало проще, чем потом продать, – говорит Олег Кислов, – высокая себестоимость. Комбикорм, на котором мы выращиваем рыбу, завозится вагонами со специализированных заводов. А заводы в основном используют импортное сырье. Курс иностранной валюты растет – цена на комбикорм поднимается».

Второй причиной ограничений является влияние производства на водоем. Любое предприятие, функционируя на берегу реки, наносит ей вред. Рыба, как и любой живой организм, оставляет продукты жизнедеятельности, поэтому для «Беловского рыбного хозяйства» была установлена норма в 500 тонн. Какой рыбы в этом году будет больше, зависит от предприимчивости управления хозяйством.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.