Отец Энтони: мы видим возрождение религий

Приход Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии является единственной церковью для католиков, проживающих в Кемерове. До этого небольшое количество верующих собиралось в квартире на улице Рукавишникова, где проводились различные богослужения под руководством одного из служителей будущей церкви, генерального викария Энтони Брангана. В интервью «Газете Кемерова» отец Энтони рассказал о католичестве, личном отношении к другим религиям, скандале с педофилами среди епископов, абортах и проблемах, с которыми пришлось столкнуться при строительстве кемеровской церкви.

– Каким образом вам удалось построить такую церковь?
– В 1997 или 1998 году наш епископ встретился с мэром города, и попросил его выделить землю под строительство будущей церкви, на что тот, в свою очередь, сразу согласился. По этому вопросу была организовано собрание администрации города, после которого нам сообщили, чтобы начинали искать место и подготовку плана будущей церкви. Главный архитектор Кемерова Александр Климов, который принимал участие в собрании, предложил свою помощь. Стоит отметить, что те люди из горсовета, с которыми мы сталкивались по ходу строительства на его различных этапах, всегда были с нами любезны и услужливы.
В 2000 году мы вместе с администрацией, представителем мусульманской общины, которые, так же как и мы искали землю, но под мечеть, милицией и прочими ответственными лицами ездили по городу на автобусе, рассматривали и обсуждали наше предложение о строительстве в парке у областной библиотеки, но оно не подошло. После этого мы смотрели другие места, и в конце 2000 года был утвержден тот участок земли, где мы сейчас находимся. В 2002 году архитектурный чертеж был готов, началось согласование со строительными компаниями, коммунальными службами. Спустя семь лет церковь была достроена и освящена, мы переехали с Рукавишникова и с тех пор живем здесь.

– За чей счет живет католичество в Кемерове? Кто, например, дал денег на строительство церкви?
– Большинство денег на строительство было собрано за рубежом, в католических церквях и приходах Германии, Италии, Америки и Ирландии. После распада СССР епископы из Европы и Северной Америки создали фонды, чтобы помогать католикам бывшего Союза, для возрождения и обновления структуры церкви. Кроме того, эти фонды помогли в восстановлении православных церквей. Много людей помогало и помогает нам сейчас пожертвованиями.
– Кто-то из госслужащих после окончания строительства и освящения церкви пожелал стать вашим прихожанином?
– Прихожан из чиновников у нас нет. Регулярно приходят письма от губернатора с просьбой помолиться. Например, последний раз это было связано с событиями на Украине. К нам приходят врачи, полицейские, инженеры, студенты. В приходе у нас присутствуют 50-80 человек по воскресеньям, но на праздники бывает гораздо больше. На освящении было много людей, у нас даже не было свободных лавок, которые мы приобретали в расчете на 150 человек, и людям приходилось стоять.

– Вы считаете, что делаете все, что можно для церкви?
– Здесь, в России, как везде в мире, много духовных и социальных проблем. Мы стараемся с Божьей помощью делать все, что можем для помощи людям. Например, устраиваем группы для анонимных алкоголиков: люди приходят сами, без каких-либо направлений, и мы очень этому рады. Сестры работают со многими людьми. Недавно мы окрестили женщину, которая умирает от СПИДа. Посещаем престарелых, больных и никому ни в чем не отказываем. Мы получаем одежду, обувь из зарубежья, российских приходов и раздаем их всем нуждающимся. Однажды мы помогали нашему прихожанину, живущему в частном доме, купить корову.
– С чем вы связываете небольшое количество прихожан?
– На данный момент православие – главная религия страны. По всей России католиков около двух процентов от всего населения, но до революции их было гораздо больше. Многих священников и монахов – православных и католических – во время коммунизма арестовывали и даже расстреливали. Практически все церкви были разрушены, как например, было в Новосибирске и Красноярске. В Мариинске, в дореволюционное время, было много поляков и немцев, которые были католиками. Так было по всему Кузбассу.

– Иерей женского монастыря отец Владимир сказал, что сейчас в мире, и в России в частности, «большой религиозный кризис» по причине которого люди не хотят верить. Вы считаете так же?
– Без сомнения, в мире есть кризис как религиозный, так и моральный. Но также есть ясные знаки возрождения религий. Я приехал сюда в 1996 году, и на то время у православных был Никольский храм в Кировском районе, и шло строительство Кафедрального собора за цирком. Сейчас в Кемерове более 20 православных церквей по всему городу. Это похоже на кризис? Скорее наоборот – у них все очень хорошо. Раньше там собиралось 100-200 человек, а сейчас – больше тысячи. Это очень важно. Многие выступают против церквей, пишут о них плохие вещи, но приходы меньше от этого не становятся.
– Довольно часто говорят, что православие проще, чем католичество. К примеру, не запрещено несколько раз сочетаться браком. Вы не видите в этом причину того, что католицизм не особо распространен в России?
– В католичестве есть возможность через церковный суд решить, что не было таинства, когда мужчина и женщина совершили брак. В таких случаях можно выходить замуж и жениться повторно. У нас действует целибат для всех священников в латинском и римском обрядах католиков. И в православии также действует целибат, но для монахов.
Единственное сильное отличие в том, что мы считаем Папу Римского приемником Петра и главным настоятелем церкви во всем мире. Нынешнего Папу я не видел – лично вообще сложно с ним встретится, так как это очень занятой человек, – но я как-то раз был в Риме и получил благословение от Иоанна Павла II. На самом деле мы практически одинаковые с православными.

– Вы поддерживаете отношения с представителями других религиозных конфессий?
– Несколько раз к нам приходил Аристарх, митрополит Кемеровский и Прокопьевский. Мы также посещаем православные церкви. Можно сказать, что дружим со священниками и прихожанами других христианских приходов. Проводить что-то совместное с православными гораздо проще. В прошлом году мы объединились для празднования Дня святого Валентина, устроили совместную выставку в городской библиотеке, общались, танцевали. Я несколько раз был у мечети «Мунира», но внутрь не проходил. Некоторые наши прихожане посещали мечеть, но ничего о ней толком не рассказывали. С мусульманами мы не так общаемся: они были на освящении церкви, но после этого ни мы к ним, ни они к нам не приходили. Это по большей части связано с тем, что мы очень заняты делами у себя в церкви.
–А были случаи, что в католичество переходили из мусульманства или православия?
– Крещеные к нам приходят. Мы никого не уговариваем вступать в нашу веру, и даже если кто-то изъявляет свое желание, то принять сможем не раньше чем через год. Человек должен показать, что он истинно верующий, готов молиться как мы, читать Иегову и так далее. От нас точно так же уходят в другие религии. Кто-то редко, раз в год приходит в церковь, кто-то уходит совсем. Люди приходят и уходят, это обычное дело. На это Рождество пришло более 100 человек. Это была неожиданно, но весьма приятно. В целом приход стал меньше, даже если сравнить с прошлым годом, но люди идут, а это главное.

– Вы уже 18 лет живете в России. Нет желания вернуться на родину?
– Это было бы хорошо, но я служу здесь, и это мое призвание. У меня нет желания быть в другом месте, я рад продолжать работать здесь. Последний раз к себе домой в Ирландию я ездил в январе этого года. У меня там живут две сестры и брат, родители уже умерли. Раньше у нас была большая семья – 13 детей, так как отец был женат два раза. Он, кстати, был католиком. Вообще, в Ирландии в отличие от Кемерова практически все католики. По воскресеньям в церквях собирается около 60% всех прихожан, а 20 лет назад – около 90%. Ежедневно приходит более 100 человек в каждую церковь Ирландии. Это связано с тем, что в последние годы стало появляться много других религий – мусульмане, православные, – но большинство остается верным католичеству.
– Смена Папы как-то меняет политику вашей церкви?
– Можно сказать, да. После того как Папу Пия XII сменил Иоанн XXII, который был довольно старым, собрали священный синод, чтобы отследить направление церкви и связать ее с теми изменениями, что происходят в мире. В течение трех лет были подготовлены документы, направленные на исправление ситуации. Но учение и традиции католической церкви остались неизменны. Все папы поддержали и продолжают это начинание.

– Бывает, что люди недовольны либеральными нововведениями какого-либо Папы?
–Это как в политике: есть либералы, а есть консерваторы. Некоторые считают Папу Бенедикта и Папу Иоанна Павла слишком консервативными, а другие думают, что Папа Франциск слишком либерален. Нынешний отец Франциск почитаем многими, в основном за счет своей открытости. Он направляет крещеных католиков на приближение к Иисусу, требует дать обет этому и старается подчеркнуть, что у каждого крещеного есть обязанность дать свидетельство об Иисусе. Папа (как и мы) считает, что чем больше людей признает Христа в себе, тем меньше в мире будет бедности, коррупции, преступности и грехопадения. Это стоит на первом месте у Папы Франциска. Кроме того, он непрестанно доказывает, что церковь против абортов, так как сам верит в это. Несколько раз он выступал против рабства, так как его сейчас слишком много в мире. Женщин и детей эксплуатируют лишним трудом, а также сексуальным рабством, и это очень плохо.
– Ватикан не так давно признал, что около 400 священников-католиков были пойманы на педофилии.
– Да, это был большим скандалом. Никого нельзя использовать для таких целей, а особенно детей – это плохо. Это началось около 20 лет назад, когда подобные случаи стали открываться для прихожан в церквях. То есть эти 400 священников жили и совершали развратные действия в разное время. На тот момент поступили неправильно – пытались скрыть факты от остального мира, не думая о вреде, который был нанесен детям. Священников, пойманных на педофилии, снимали с одного прихода и приставляли к другому, вот и все, что с ними делали.

– То есть их даже от церкви не отлучили?
– Никто не знал, что делать в той ситуации. Было очень трудно снимать священника со службы полностью, из-за рукоположения и многих других обстоятельств и обязательств церкви. Сейчас уже знают, как можно защитить детей, а в то время даже понятия не имели. Это плохо, бесспорно, но если почитать историю других религий, то можно узнать, что скандалы были и в них. Подобное случается не только в церквях, но и в светской жизни. Сейчас на основе своего опыта церковь борется с этим везде.
– Вы сами поддерживаете слова Папы Франциска о запрете абортов?
– О, да-да, конечно! Если подумать о природе, что самое удивительное из ее творений? Лично для меня – человек. Почему так вышло, что только у человека есть разум, сознание, свобода мысли, воображение, чувства. Многие не могут принять этого, а ведь с самого зачатия это уже человек. Даже сравнить не с чем, и ничто не стоит дороже человеческой жизни – ни золото, ни деньги. Машины и телевидение не столь удивительны. В Библии говорится о развитии человека в утробе матери, и Иисус Христос в чреве Девы Марии уже был человеком. Аборт, в соответствии с нашей верой, является убийством.

– Вы сами дали обет безбрачия и не можете заводить семью и детей, но в тоже время, считаете зачатие и рождение ребенка великим чудом. Разве вам не хочется приобщиться к таинству?
– Постоянный и неизменяемый союз между мужчиною и женщиною и свое сексуальное отношение – это дар от Бога с творения и красивое. Мы, священники из латинского обряда церкви католической, связавшие себя целибатом, хотим быть свободными. Для нас это некая жертва тому, чтобы служить, ни на что не отвлекаясь.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.