Самый несекретный полигон

«Как горожанин, я не понимаю – почему свалки находятся в такой близости от жилых районов? Ну, или полигоны отходов – как их не назови, смысл тот же. По-моему, их надо выносить куда-то очень далеко за городскую черту. Вот представьте ситуацию – случится там сильный пожар. Накроет дымом весь Кемерово, город задохнется! Опять же экологические проблемы – следит кто-нибудь на полигонах за этим, делают пробы почвы, воды?».

Пенсионерка Валентина Ивановна, обратившаяся в редакцию «Газеты Кемерова», уверена – такие проблемы интересуют многих горожан. Тем более, добавляет кемеровчанка, кузбасская столица быстро растет, а значит, должно увеличиваться и количество мусора, который нужно утилизировать. Не забиты ли уже до отказа городские свалки? Словом, вопросов хватает. Ответы на них мы и попытались найти.

Курганы, птицы и бульдозеры

«Тут у нас самый большой полигон в городе, общая площадь где-то 91 гектар. Видите вот эти холмы? Это тоже мусор, но сейчас мы туда ничего не ссыпаем. Тут такой законсервированный участок – отходы лежат, пересыпанные землей из карьера. Ждем пока все осядет, на это годы уйдут. Потом можно заново захоранивать. А вообще мы сейчас прямо по мусору и идем. Хорошо, что зима – летом бы и не прошли».

Максим Сухов, заведующий полигоном твердых бытовых отходов в Заводском районе, показывает журналистам «Газеты Кемерова» свою подотчетную территорию. В зимнее время главная городская свалка, куда свозят мусор со всего Кемерова, выглядит вполне «благопристойно» – просто курганы, покрытые снегом. Но чем дальше продвигаешься вглубь полигона, тем сильнее становится специфический запах, и все чаще на пути попадаются бульдозеры, сгребающие отходы в кучи – так и образуются те самые холмы. И еще – сотни, если не тысячи птиц, непрерывно кружащиеся над этим царством мусора. Птичий крик и шум моторов – два главных звука здесь.

Грузовики на мусорные отвалы приезжают с большой частотностью – чуть ли не каждые пять минут. Именно полигон в Заводском районе несет основную нагрузку по захоронению отходов пятого и четвертого классов опасности – проще говоря, того самого мусора, который горожане выкидывают в контейнеры около дома. По отходам этого класса «работает» еще полигон в Кировском районе, но он небольшой – площадью в 18 гектаров.

80 тысяч «КамАЗов» мусора

Между тем, ежедневно с городских улиц мусоровозы «эвакуируют» около 3500 кубометров отходов. В наиболее «урожайные» дни доходит и до 4000 кубометров, показатели тут неравномерные. А ежегодно «набегает» цифра в 1 миллион 760 тысяч «кубов» – таковы, по словам директора кемеровского МП «Спецавтохозяйство» Анатолия Сомикова, данные за 2013 год. Получается 80 тысяч «ходок» для стандартного «КамАЗа»-мусоровоза вместимостью кузова в 22 «куба».

Вывозка идет без выходных и праздников – собственно, как раз в такие дни работы у водителей мусоровозов становится только больше. За каждой машиной закреплен определенный участок, за один «присест» очистить содержимое всех контейнеров трудно, приходится делать по несколько «ходок». И весь этот мусор неизбежно нуждается в захоронении.

«Необходимость создания нового полигона твердых бытовых отходов, конечно, назрела в городе. Полигон в Заводском районе существует с 1940 года, его площадей уже явно не хватает. Пока используем существующие площади – бытовые отходы перегнивают, через 18-20 лет заполненные участки свалки можно использовать вторично. Но все равно – в недалеком будущем полигон необходимо переносить на новое место, подальше от города. Другое дело, что это очень дорогое удовольствие, требуется около 700 миллионов рублей. И более детально перенос можно обсуждать лишь тогда, когда такие средства появятся в наличии. Кстати, в настоящий момент цена вывоза в Кемерове одного кубометра отходов – 28 рублей. Но со следующего года это будет стоить дороже – 29,19 рублей», – говорит Анатолий Сомиков.

Нормальный воздух и превышение железа

Так или иначе, но пока старый полигон Заводского района по-прежнему то место, куда съезжаются мусоровозы со всего города. Правда, уверяет директор полигона Максим Сухов, площадь «мусорного царства» не расширяется – пока хватает тех самых внутренних резервов, места активного захоронения время от времени меняются. Однако нагрузка на полигон большая. А тут еще и новая проблема.

«Пластик. Он ведь не разлагается, никуда не исчезает. Раньше пластика было относительно немного, теперь же тоннами везут – пакеты, упаковки, прочее. Все это занимает место, тут проблему надо как-то решать», – рассказывает директор полигона.

Впрочем, полностью «резервы» городской свалки все еще не исчерпаны. Тем более что, объясняет Максим Сухов, с точки зрения экологической безопасности полигон вполне соответствует всем необходимым стандартам. Санитарная зона, как и предписано законом, составляет 500 метров, ближайшие жилые дома расположены еще дальше. И, по словам сотрудников «Спецавтохозяйства», никаких официальных жалоб от жителей города на запах или другие «неприятности» от свалки к ним не поступало.

«Что же касается санитарно-эпидемиологического контроля, то он над полигоном ведется. Сотрудники Центра гигиены и эпидемиологии дважды в год осуществляют проверки – берут пробы почвы, воздуха и воды на территории полигона. Все эти процедуры «Спецавтохозяйство», естественно, оплачивает. По результатам проверки составляется протокол. Вот самые свежие данные – воздух в норме, почва чистая с экологической точки зрения, концентрация химических элементов в почве допустимая. В воде небольшое превышение содержания железа, но тоже в пределах допустимого», – сообщает Анатолий Сомиков.

А вот опасения пенсионерки Валентины Ивановны относительно «мусорных» пожаров в «Спецавтохозяйстве» разделяют – действительно, это едва ли не самое страшное, что может произойти на полигоне. Именно поэтому, говорит директор муниципального предприятия, возможность возгораний отслеживается круглосуточно.

Главные причины пожаров

Кстати, вороны, чайки, мусоровозы и бульдозеры – далеко не единственные «постоянные обитатели» городской свалки. В нескольких местах на территории полигона дымят костерки, около которых греются бездомные. На непрошенных гостей-журналистов поглядывают настороженно, вступать в разговоры не спешат, отворачиваются. Однако Максим Сухов наших опасений насчет «пожароопасности» бомжей не разделяет.

«Эти костерки – опасность совсем не в них, особенно зимой. Самая частая причина пожаров – это тлеющая зола, которую привозят из контейнеров частного сектора. Здесь она продолжает тлеть – что и может привести к возгоранию. Еще одна проблема – это химические процессы внутри мусорных отвалов, так тоже может возникнуть пожар. Чтобы избежать такого, мы и пересыпаем мусор землей и глиной, постоянно «ворошим» его бульдозерами. Кроме того, к полигону приписана пожарная машина. Так что любое возгорание мы можем быстро обнаружить и ликвидировать».

Постоянно нужды свалки обслуживают два тяжелых бульдозера, водители которых работают в две смены по десять часов. Есть еще и сторожа, в чьи обязанности входит регулярный обход территории – в том числе, и в ночное время. Но, несмотря на мрачный «антураж» этих мест, ничего опасного и таинственного здесь не происходит – разве что «готичные» черные вороны. Но птицы заняты вполне прозаическим делом – роются в отходах, презрительно посматривая на людей и проходящие мусоровозы. Свалка живет своей повседневной жизнью. Когда-нибудь ее перенесут на новое место.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.