Суховский: парниковый эффект

60 тысяч квадратных метров вечного лета. К ярким лампам тянутся тысячи кустиков салата, петрушки, укропа и другой столовой зелени. В поддонах бежит питательный раствор. Здесь, в идеальных условиях, огурцы превращаются в 15-метровые лианы, ползущие со скоростью 10 сантиметров в сутки. Как выращивают суперовощи, читайте в репортаже «Газеты Кемерова».
Огурец – это 95-97% воды и ничтожно малое количество калорий. Остальные три процента – витамины и макроэлементы. И еще огурец – это ягода. С точки зрения ботаники.

Гидропоника: салатный конвейер

В Суховском два производственных участка: №1 и №5. На первом занимаются рассадой. Здесь же расположены семь огуречных теплиц и пять салатных линий. Еще одна теплица пока пустует – скоро там посадят цветы для города.

Работники совхоза каждый день имеют дело с миллионами семян. Одни, например, семена лука, сеют вручную. Салат сеет автомат. Овощеводы заполняют пенопластовую форму стаканчиками с торфом. Высеваются семена, все поливается и отправляется в камеру проращивания с 90-процентной влажностью при температуре 27 градусов.
«Когда семена прорастут, а из стаканчика появится корешок, их можно отправлять в рассадное отделение. За два дня две девушки-рассадницы должны успеть посадить одну теплицу –полтора гектара рассады. На пятые сутки включается досветка. Трое суток лампы не выключают, потом –по состоянию растений», –рассказывает помощник начальника участка по технологии Инна Кривицкая.
Огурцы выращивают иначе: в кубиках из минеральной ваты на специальных столах-поддонах, периодически затопляемых питательным раствором. Это гидропонная система периодического затопления. Пока молодняк не окрепнет, в теплице объявляют карантин. Вход не по делу запрещен.
«У нас лето круглый год! Везде зима, а у нас лето. Поэтому мы всегда при солнце вместе со своей продукцией, –рассказала овощевод с пятилетним стажем Алена Давыдова. – Я на даче тоже овощи выращиваю, и опыта поприбавилось. Раньше просто так семена кидаешь, а сейчас думаешь, как сеять. Да, кстати! Мы не садим –мы сеем. Садят картошку».

Салаты, лук, мята и другая зелень остаются в тех же стаканчиках, в которых проросли. Их помещают в культивационные желоба. Внутрь желоба через капельницу подается раствор: это метод проточной гидропоники.
Теплица –салатная линия –представляет собой медленно движущийся конвейер: молодые растения размещают в дальнем конце теплицы. Через месяц их соберут на противоположной стороне. Освободившиеся желоба отвезут в начало линии и посадят в них новую партию растений.

Паразит против паразита

Считаете, что тепличные овощи напичканы пестицидами и прочей химией? Это технологии прошлого. Современные агрономы обращаются за помощью к самой природе. Ее законы просты: на каждую букашку найдется другая, которая не прочь ей закусить.
Афидиус колемани, паразитическая оса-наездник размером два миллиметра уничтожает тлю, откладывая в нее свои яйца. Это называется энтомофагией (от греческого entomon – насекомое и phagos — пожирающий).

«Крошечный афидиус чувствует тлю на расстоянии до ста метров! – говорит Инна Кривицкая. – В лаборатории на пенопластовом «островке» выращивают пшеницу, заселяют ее злаковой тлей, которая безопасна для овощных, и разводят на ней афидиуса. Мы расставляем эти «островки» внутри теплиц».
Та же участь – быть сожранным –ждет и паутинного клеща. Его биологический враг –тропический клещ с названием фитосейулюс персимилис. Организм, питающийся клещами, называется акарифагом.

Углекислый газ и идеальный огурец

В тепличном комплексе надпочвенный обогрев. Отопительные трубы здесь называют «калачами». Они служат еще и направляющими для тележек, с помощью которых овощеводы ухаживают за растениями. Наверху, под стеклянной крышей, тоже есть отопление. Когда снегопад заваливает теплицу, температуру повышают, и снег тает. В самые лютые морозы стекла все же замерзают, но такое бывает редко и не несет последствий.

Зимой, при закрытых форточках, агрономы сталкиваются с проблемой: концентрация углекислого газа, основного поставщика углерода для растений, быстро падает. Недостаток углекислоты приводит к торможению роста и развития растений: без нее фотосинтез попросту невозможен.
«В совхозе проблема решается с помощью котельной, которая отапливает теплицы. Из дымовых газов выделяют CO2 и пускают по трубам к растениям. Летом котельная не работает, а необходимое количество углекислоты поступает в теплицы через открытые форточки», –рассказывает начальник пятого участка Андрей Форгер.

Огуречное царство

Пятый участок – царство огурцов. Гибриды исключительно партенокарпические, то есть не требующие опыления. Стебли достигают длины 15 метров – с пятиэтажный дом — и растут со скоростью 10 сантиметров в день. Здесь нет отдельных теплиц: участок представляет собой одну огромную теплицу площадью шесть гектаров. Зарево от подсветки пятого блока часто видно по вечерам.
«Досветка включается в 18.00, выключается в двенадцать-два ночи, –рассказал начальник пятого участка Андрей Форгер. – У нас четыре очереди по полтора гектара – и везде огурцы».

На очереди работают 22 человека. У каждого четыре грядки длиной 104 метра. Грядка только называется «грядкой». На самом деле это мат из минеральной ваты – никакой земли. На высоте трех метров натянута стальная проволока – горизонтальная шпалера. К ней привязывают вертикальные шпалеры – полипропиленовый шпагат, за который цепляются огурцы. В день работники пятого участка собирают около 20 тонн плодов. В понедельник, после выходных – в два раза больше.
Овощеводы – женщины. Мужчин в совхозе немало, но они заняты другими делами: погрузкой продукции, обслуживанием систем и так далее. Так что созревают огурцы под присмотром женщин. В теплицах играет радио, слышны разговоры, смех.
«У нас тут каждый день 8 Марта», –шутит Андрей Форгер.
Огурцы растут быстро. Но они не должны виться по верхней шпалере. Поэтому дважды в неделю их прокручивают: шпагат спускают и сдвигают вглубь по проволоке, а провисший стебель укладывают вдоль грядки. Несмотря на свои гигантские размеры, огурец –очень нежное растение. Малейшее повреждение стебля приводит к гибели.

Огурец живет несколько месяцев, достигая длины полутора десятков метров. В принципе, можно вырастить и 25-метровое растение, но тогда питательные вещества будут слишком медленно двигаться по стеблю, что скажется на качестве плодов.
«К повышенной влажности я привыкла, не замечаю даже. Когда есть работа, там уж не до этого. У нас ведь условия созданы для растений, а не для людей, –говорит овощевод Ирина Русскина. – Если грядка сильно отросла, могу и два с половиной часа на ней работать. Если поменьше – полтора часа. Зависит от растений. В день собираю примерно пару сотен килограмм огурцов. В понедельник больше, за выходные нарастает много. Выходит килограммов четыреста».

Огурцы любят влагу. Автомат поливает их по 18-20 раз в день, по 100 миллилитров за полив на каждое растение. Таким образом, за сутки огурец «выпивает» около двух литров питательного раствора. Лаборатория регулярно берет вытяжки их грядки-мата и корректирует состав раствора. Необходимые огурцам влажность воздуха (75-80%) и температура (22-23 градуса) поддерживаются автоматически.
Стандартный огурец весит 250 граммов, и не должен быть толще пяти сантиметров. Работникам выносить продукцию запрещено, но никто не против, если овощеводы сорвут пару огурцов с грядки и съедят. Хотя, говорят сотрудники Суховского, чем дольше работаешь в огуречном царстве, тем реже появляется такое желание. Но за обедом кто-нибудь обязательно хрустит огурцом.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.