Будущее. Напечатанное в 3D-формате.

Еще три года назад кемеровчанин Николай Уйманов работал директором центра информационных технологий одного из кузбасских вузов. А сейчас он предприниматель, выбравший себе не самую обыденную бизнес-стезю – работу с 3D-технологиями. Теми самыми, с помощью которых не сегодня-завтра наступит давно ожидаемое будущее, когда ни у кого не будет проблем с покупкой вещей, одежды, мебели, да и еды тоже. Потому, что все это можно будет взять – и напечатать.
Однако пока это будущее еще не наступило, и здесь и сейчас Николай Уйманов решает более приземленные задачи. Приземленные – но все равно звучащие вполне революционно. Об этих задачах, о способах их решения, и о том как 3D-принтеры и 3D-сканеры способны изменить наш мир, и поговорили с бизнесменом корреспонденты «Газеты Кемерова».

Кубки, стопки, мясорубки

«С тех пор, как я начал заниматься этим делом, 3D-технологиями, уже много воды утекло. Хотя по времени получается и не слишком много, всего несколько лет, но ситуация начала меняться. Прежде всего потому, что я четко вижу и понимаю – все было затеяно не зря, бизнес развивается, у меня появились надежные поставщики и заказчики. А главное – многих в Кемерове и Кузбассе удалось заинтересовать перспективами 3D-технологий, люди поверили в них, поняли, что это не просто там какие-то детские игрушки. Конечно, заинтересованность не на пустом месте образовалась – я 24 часа в сутки бегал на деловые встречи, «пропадал» на разнообразных презентациях, обзванивал сотни людей. Вот так клиентская база и формируется, появляются партнеры».

Все это Николай Уйманов рассказывает, сидя за столом в офисе своей компании «Виктория». На том же самом столе, на расстоянии вытянутой руки, мерно работает 3D-принтер – «вытачивает» из пластика по заданной схеме деталь. Забегая вперед, скажем: за время разговора аппарат довел деталь до готовности – и оказалась она подставкой для наградного кубка.

«Это у нас целую серию таких кубков заказали – заказ, кстати, срочный, за несколько дней надо сделать полтора десятка экземпляров. А на такую деталь 3D-принтер тратит по несколько часов работы – так что придется еще потрудится. А вообще подобных заказов сейчас хватает, причем это может быть решительно что угодно – от сувениров и каких-то дизайнерских вещей до деталей мясорубки и компьютера, шестеренок, коньячных стопок. Еще раз – что угодно! Была бы модель, схема – а дальше уже дело техники в прямом смысле слова. Показать готовые модели? Это можно, но, к сожалению, наглядной «выставки» у нас не получится – почти все сразу уходит заказчикам, образцы мы не очень-то на полках оставляем. Так что показать могу разве что немногочисленный оставшийся брак», – смеется Николай.

Всекузбасский центр и «задача всех задач»

Если же продолжать серьезный рассказ, говорит кемеровский бизнесмен, то преимущество 3D-технологий именно в их всеохватной универсальности – во всяком случае, если дело касается материального мира. Хочешь сделать уникальную сувенирную машинку в подарок – пожалуйста. Нужна помощь при проведении экспертизы повреждения на настоящем автомобиле – тоже не проблема, ведь можно создать идеальную копию той самой машины и по ней ориентироваться.

Впрочем, точно также можно отремонтировать, например, и сломанную куклу – создать столь же идеальную копию оторванной руки. Или прирастить конечности Венере Милосской – если предположить, что кому-нибудь пришла бы в голову такая «неординарная» идея. Неординарная-то неординарная, но технически вполне осуществимая. Как, между прочим, и возможность сканирования человека – полного или частичного, в медицинских целях. Применить это можно, да и уже применяется, в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии, кардиологии. Напечатать новую челюсть – чем плохо?
И это уже не говоря о таких «мелочах» как изготовление моделей зданий для нужд строителей и архитекторов – подобные заказы, по словам предпринимателя, поступают к нему достаточно часто.

Фотоистория: как мы делали А42-мобиль

«Тут все дело в абсолютном соблюдении пропорций – что позволяет специалистам с легкостью работать с моделью. И это куда практичнее, чем самому склеивать какой-то макет, боясь ошибиться. Плюс все модели разборные, и всегда можно посмотреть – вот так выглядит первый этаж, а вот так третий. Что-то поменять, переставить – без проблем! Не скажу, что все архитекторы оценили такое по достоинству – многим ведь ничего нового не надо, привыкли работать по старинке. Но есть и заинтересовавшиеся, и их немало. Среди наших больших заказов – модель торгового центра, а также часовни».
Но заказы от архитекторов, пусть и масштабные, это вовсе не то на чем Николай, по его словам, собирается останавливаться. Глобальная же заявленная цель – создание в Кузбассе полноценного центра прототипирования со всем набором 3D-услуг. То есть и сканирования, и моделирования, и возможности для представителей фирм и предприятий заказать собственные 3D-принтеры и сканеры, и дальнейшего сервисного обслуживания. В принципе, всем этим бизнесмен Уйманов занимается и сейчас, но одно дело небольшой офис с небольшим же количеством сотрудников, и совсем другое – всекузбасский, ну, или хотя общекемеровский центр.

«В настоящий момент пытаюсь вдохновить этой идеей несколько серьезных организаций – в частности Кузбасский технопарк. Думаю, наш опыт и наработки могут быть здесь полезны. Тем более, что не с нуля ведь придется начинать, а лишь расширяться. Но «задача всех задач» даже не в расширении, а в создании на базе центра прототипирования другого центра – учебного. 3D-технологии – это наука молодых, тут нужен энтузиазм, азарт, такая хорошая спортивная злость. И еще – способность творить, нестандартно мыслить. Пусть даже и ошибаться иногда – это ничего, главное на месте не стоять. 3D-оборудование пока не из дешевых, но цены на него все-таки снижаются, и, возможно, не за горами тот момент, когда оно перейдет в общедоступную категорию. Да и скорость работы оборудования тоже увеличивается, без потери качества, появляются новые образцы. А вот кто будет на них работать – это совсем другой вопрос. И решать его надо прямо сейчас».

«В поиске молодых» и пластиковая нить

Вот Николай Уйманов и решает – правда, пока в рамках своих нынешних возможностей. А именно сотрудничает с кемеровскими вузами и ссузами, готовящими дизайнерские «кадры», проводит мастер-классы, присматривается к молодежи. И, говорит директор ООО «Виктория», потенциал тут есть, кое-кто из студентов всерьез заинтересовался 3D-технологиями, начал профессионально работать в этой сфере.
«Хорошо еще, что и сами учебные заведения проявляют заинтересованность – так, некоторые их центры и лаборатории заказывают у нас оборудование. А оно у нас тоже самое разное – скажем, с осени 2014 года появились в ассортименте специальные 3D-ручки, вещь очень практичная и пригодная для многих операций».

Тут же Николай и демонстрирует эту самую 3D-ручку – нечто среднее между ручкой обычной и выжигателем по дереву. Вот только выжигание здесь ни при чем, а «пишет» ручка пластиковой нитью, которая выдавливается из острия и моментально застывает.
«Для чего конкретно вы ее будете использовать – это уже ваше дело, и ваша склонность к креативу. В принципе, можете ею рисовать – только рисунок, само собой, получится объемным. Есть и более «обыденные» возможности – ручка идеально подходит для всяческого ремонта. Причем, в прочности отремонтированных вещей можно не сомневаться – все очень прочно и на совесть».

Тем временем 3D-принтер в кабинете Николая заканчивает послойно наращивать подставку для кубка – и тут же принимается за следующую: программа заложена, машина знает, что делать. Вот только объяснить это ей сперва должен все-таки человек – и вот тут уже многое зависит от его фантазии. Сегодня – шестеренки, стопки и детали от пылесоса, завтра – напечатанные протезы и сердечные клапаны, а послезавтра, кто знает, и то самое будущее. Напечатанное. В 3D-формате.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.