Русский Иван

«Унас всемье было сдетства заведено: идешь вбаню, пьешь травяной чай. Ядосих пор помню его вкус. Онзависит оттого, где, вкакое время собирать тоили иное растение, исамое главное— как его сушить. Некоторые травы можно просто-напросто испортить неправильной сушкой. Одни сушат только втени ипри постоянном проветривании, другие— только насолнце. Естьте, которые при сушке недолжны касаться друг друга, иначе сопреют. Если знать эти хитрости, тополучится качественно ивкусно».
Иван Кудрявцев занимается производством травяных чаев около трех лет. Впутешествиях поГорному Алтаю стал замечать, что травяной чай продается чутьли ненакаждом шагу. При этом впродаже имеются ирастения, занесенные вКрасную книгу: маралий корень, красная щетка, красный корень идругие— десятки килограммов.

«Местные „целители“ преподносят эти травы как лечебные, нокилограммового пакета, который предлагается туристам, хватит, наверное, насто лет. Ведь эти травы нельзя каждый день ложками есть»,— говорит Иван Кудрявцев.
Однажды мой собеседник даже провел своего рода эксперимент: проехал поЧуйскому тракту икупил травяной чай вдевяти местах. Потом отвез купленное влабораторию. Оказалось, что содержимое ниодного пакета неотвечает нормам, акое-где даже были обнаружены тяжелые металлы.
«Все оттого, что травы собраны около дороги. Срезал по-быстрому, подсушил, впакет ипродаешь как нечто „лечебное“. Правда, вкус утакого чая больше напоминает сено».

Иван Кудрявцев стал изучать специальную литературу иоткрыл для себя целый пласт новых знаний. Тогдаже онпознакомился систорией русского чая, традиции которого были утрачены около столетия назад. Поего словам, этот напиток стал возвращаться наотечественный рынок лишь впоследние 10-15лет.
«Недавно мне довелось побывать намероприятии под названием «Битва чаев». Суть конкурса: рассказать одвух чайных традициях— русской икитайской. Первым выступал представитель русского чая. Буквально подвум-трем произнесенным фразам стало понятно: человек признал свое поражение ипревосходство китайского чая. Унего небыло заинтересованности— ниввыражении глаз, нивинтонации. Даиантураж соответствующий отсутствовал. Ясмотрел наэто все идумал: «Неужели, помнению выступающего, урусского чая нет традиций?Откуда тогда все эти самовары, подстаканники, выражения типа „чай вприкуску“ или „чай внакладку“?»,— задается вопросом производитель русского чая Иван Кудрявцев.

Принято считать, что история чая вРоссии начинается спроникновения в17веке нароссийский иевропейский рынки китайского чая. Нарубеже 18-19 веков закладываются первые традиции русского чаепития. Дворяне пили чай изфарфорового сервиза (дораспространения фарфора это были стеклянные стаканы сподстаканниками— тоже чисто русская диковинка, которая неприжилась более нигде вмире). Люди встречались для общения, ичай, посути, играл вспомогательную роль. Тогда врусском языке появилось выражение— чай внакладку, когда вчашке чая растворяли кусочек сахарной головы.
Более распространенным был другой способ питья чая— вприкуску.

«Наверное, видели вфильмах, как глава семейства сидит застолом ссамоваром, откусывает сахар изапивает его чаем изблюдца,— говорит Иван Кудрявцев. —Это иназывалось „вприкуску“. Однако здесь есть ошибка. Кусать можно только рафинированный сахар, раньшеже сахар продавался вголовках. Ихкололи нанесколько частей, откоторых потом специальными щипцами откалывали мелкие кусочки сахара. Ихзажимали зубами ичай какбы цедили через сахар. Отсюда ихарактерные звуки— швырканье, ведь чай пили горячим».
Еще одно выражение— чай сприкуской. Когда вместе ссамоваром ичаем настол выставлялись варенье, мед, выпечка. Такое чаепитие длилось долго, заэто время выпивалось донескольких десятков чашек чая.
Между тем возникает закономерный вопрос: чтоже пили русские допроникновения нанашу землю китайского иостальных чаев? Логично, что использовались такие напитки, как сбитни, квасы, кисели. Однако достоверно известно ито, что урусских был исобственный, русский, чай, который изготавливали изкипрея (иван-чая). Второе название— копорский. Его производили крестьяне села Копорье под Санкт-Петербургом. Копорский чай продавался нетолько навнутреннем рынке, ноиэкспортировался зарубеж. Пообъему продаж онприносил примерно столькоже дохода, как пенька, золото или меха. Носовременем производство копорского чая было остановлено. Возможной причиной, пословам Ивана Кудрявцева, стала ценовая конкуренция. Сейчас многие воспринимают русский чай как совершенно новый продукт.

«Иван-чай— наиболее массово произрастающее навсех континентах растение,— поясняет производитель русского чая Иван Кудрявцев. —Ноделать изнего чай придумали только русские. Впринципе копорский чай прост впроизводстве, для себя его может сделать каждый. Есть две технологии. Первая заключается втом, что иван-чай ферментируется ссохранением листа. Из-за легкой степени ферментации такой чай имеет неглубокий вкус ибольше схож скитайским зеленым чаем. Повторой технологии чайный лист подвергается механической переработке, врезультате чего выделяется большое количество сока. Аферментация, как известно, происходит как раз сего участием. Процесс ферментации заканчивается, когда урастения появляется карамельный запах. Потом чай сушат. Кто-то врусской печи, кто-то вдуховке. При такой обработке получается гранулированный чай сглубоким вкусом. Мне лично второй способ нравится больше».
Пословам Ивана Кудрявцева, крусскому чаю необходимо привыкнуть. Кому-то этот напиток ненравится, кто-то, наоборот, «подсаживается» накопорский чай ипьет только его, экспериментируя сдобавками. Например, умоего собеседника добавками служат лист вишни, зверобой, душица, мята. Противопоказаний урусского чая нет: его разрешено пить даже сонкологическими заболеваниями. Кроме того, уиван-чая есть лечебный эффект: онвыводит изорганизма вредные вещества, втом числе тяжелые металлы.

«Унас есть такая часть населения, как староверы. Они живут далеко отцивилизации истрого соблюдают свои правила, традиции иобычаи. Япрактически каждый год общаюсь салтайскими староверами. Иоднажды спросил уних, пьютли они чай. Оказалось, что нет. Они непринимают ничего чужого, поэтому китайский ипрочие чаи вихсреду непроникли. Уних даже притча есть. Бог шел поземле, ивсе птицы, все животные, кто его встречал, кланялись доземли, выражая свою благодарность зато, что онихсоздал. Когда бог встретил чай, тот ему поклонился только впояс. Бог сказал: бог стобой, живи для себя. Потом онвстретил табак, итабак лишь кивнул вего сторону. Поэтому староверы некурят инепьют традиционный чай. Авкачестве напитков они используют травяные чаи, настои, морсы».
Сейчас впроизводстве уИвана Кудрявцева пять сочетаний травяных чаев. Наихотработку ушло отвосьми месяцев доодного года. Еще несколько наданный момент отрабатываются— навыходе каждый должен иметь свой особенный вкус инеповторяться суже имеющимися. Травы заготавливаются вразных районах Горного Алтая. Конечно, все секреты Иван Кудрявцев мне раскрывать нестал, ноодним поделился. Оказывается, лист смородины нужно заготавливать ветками. Если просто лист сушить, онтеряет большую часть своего аромата.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.