Сабли наголо

Предельная собранность и концентрация, выражающиеся в каждом движении, сочетаются в нем с приветливой улыбкой. Кемеровчанин Сергей Осипов — региональный руководитель Федерации современного мечевого боя, создатель и педагог Школы исторических боевых искусств. На его занятиях по фехтованию строгая дисциплина. Так что новички сразу понимают: боевые искусства, даже если в руках у тебя пока только тренировочная шашка, — это серьезно. О том, что такое фехтование, о серьезном отношении к оружию, об интересе к тренировкам у молодых людей, о польских саблях и персидской технике боя, а также о многом другом Сергей Осипов поговорил с корреспондентом «Газеты Кемерова».

— Почему фехтование?
— Я как раз вернулся домой после армии, а мой друг с истфака изучал историю фехтования. Он меня заинтересовал этим. Сначала я воспринимал все как хобби. Но через год решил организовать в родном Березовском свой первый клуб.
— То есть это уже стало больше, чем просто хобби?
— Можно и так сказать. Я понял, что фехтование — это интересно, и решил развивать эту тему в регионе. Секция в Кемерове существует пять лет, но открыть ее здесь было сложнее, чем в Березовском. Как ни странно, столкнулся с проблемой аренды зала, хотя казалось бы, Кемерово — большой город! В Березовском с этим проблем не возникало.

— Какие сейчас основные тенденции в развитии фехтования?
— Многие думают, что фехтование — это такое «махание мечами». Действительно, есть направление, которое со стороны может показаться таким, называется историческое фехтование. Это чем-то напоминает бои без правил. Существует ролевое фехтование, но оно, на мой взгляд, изжило себя. Люди не хотят просто одеться «под эпоху» и тусоваться — сейчас хочется знаний, навыков. Поэтому одно из направлений, которое меня интересует, это HEMA, Historical European Martial Arts. Фехтование неразрывно связано с историей — необходимо читать трактаты, манускрипты, чтобы понять, как все происходило тогда. Разбираться в оружии: в какой период и для чего оно применялось, вникать в различные техники боя. Без этого невозможно создать полноценную программу обучения для секции фехтования.

— Постоянное саморазвитие?
— Именно. Важно обучать не только своих учеников, но и заниматься саморазвитием в различных областях боевых искусств, повышать уровень собственной подготовки. Несмотря на то, что я развиваю фехтование в Кемерове, я в курсе того, что происходит в других регионах и за рубежом. Очень плотно общаюсь с иностранцами, прохожу обучение в европейских школах. Ездил в Англию, изучал бой на палашах. Целеустремленно потратил на это год — и стал ментором четвертого уровня в данном виде. А сейчас изучаю персидские техники боя, беру уроки у иранского педагога, приобретаю соответствующую литературу. Книги хорошие, но дорогие. Последняя обошлась в 10 000 тысяч рублей, но я понимаю: это необходимое вложение в саморазвитие.

— Помимо основных занятий проводите выездные семинары?
— Да, летом выезжаем за город. Плюсы таких занятий в том, что на природе мы не ограничены по времени, как в зале. Можно сделать работу над ошибками в технике за одну поездку. Из семинаров уже два года практикуем знакомства с дуэлями на пистолетах XIX века. Изучаем кодекс, какие виды дуэлей существовали, по каким правилам проходили. Стараемся в точности воссоздать. Нам очень повезло найти мастерскую в Москве, которая производит копии пистолетов, стреляющих войлочными или валяными шерстяными пулями. Это намного безопаснее страйкбола, где пластмассовый шарик может пробить кожу. Поэтому семинары по дуэлям активно посещают девушки.

— Наверное, фехтование — все-таки не женское занятие…
— Не согласен. Девушки тоже успешно тренируются в секции. В основном заниматься приходит молодежь. И не имеет значения, есть ли у тебя плоскостопие, сколиоз и прочие заболевания. Фехтованием можно заниматься со всем вышеперечисленным, просто надо подбирать индивидуальную программу для каждого. В Европе ситуация противоположная: фехтованием занимаются люди постарше, у них более осознанный подход. Отсев у нас есть: кто-то уходит, не прозанимавшись и года, но таких процентов тридцать, не больше. Если человек занимается год, а потом уходит, то чаще всего только потому, что попросту переезжает. Многие ребята, окончив школу в Кемерове, отправляются учиться в Томск и Новосибирск. При этом им не хочется прекращать заниматься. Вот эти студенты и будут организовывать студенческие фехтовальные клубы.

— Ученики, прошедшие обучение, получают сертифицированный диплом?
— В нашей секции ученик может получить сертификат, который будет признан в Европе, например, если проходит программу палаша. Но по современному мечевому бою придется проходить аттестацию в Москве.
— Как проходит адаптация новичков, которые начали заниматься недавно?
— Фехтование — это контактное единоборство. В процессе занятий мы приучаем ребят не бояться противника. Оппонента нужно уважать, но не испытывать при этом страх. Фехтование требует сосредоточенности, так что зачастую побеждает тот, кто элементарно более собран. Здесь надо постоянно тренироваться, проводить как можно больше учебных поединков с разными противниками до соревнований и турниров. Также необходимо сразу воспитывать уважительное отношение к оружию — оно баловства не терпит, даже если в руках тренировочный инвентарь.

— Каковы планы на будущее?
— Схема простая: клуб — секция — федерация. Поэтому хочу создать Федерацию конноспортивного фехтования. Я делаю этот проект совместно с поляками и швейцарцами, мы обмениваемся опытом и необходимыми пособиями. Это направление мне кажется актуальным, так как ориентировано на жителей города. Думаю, обычный горожанин не воображает себя в мечтах рыцарем, но приобщиться к истории хотят многие. Если говорить о себе лично, то планирую поехать в Германию и Польшу, чтобы пройти аттестацию по польской сабле.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.