Четвероногие напарники

Не каждому футбольному болельщику из Кузбасса удастся попасть на чемпионат мира по футболу в 2018 году. А вот некоторым служебным собакам из Кемерова такая возможность представится. Хвостатые бойцы будут помогать там сотрудникам МВД охранять общественный порядок. Корреспондент «Газеты Кемерова» разузнал, как отбирают для службы верных четвероногих и какую они проходят подготовку, чтобы стать полноправными напарниками полицейских.
За ответами мы отправились в кинологический центр при управлении МВД России по городу Кемерово. Именно в этом месте собак растят, содержат и готовят к будущим рабочим испытаниям.

Собачий «городок»

На территории больше одного гектара расположены питомник и тренировочная площадка. В первую очередь мы пошли к вольерам, откуда доносился заливистый собачий лай: овчарок, лабрадоров и спаниелей.

Когда мы подошли ближе к клеткам, собаки оживились еще больше: встали на задние лапы, упершись о железные прутья, и стали громко гавкать. Казалось, они готовы были выскочить из своих собачьих жилищ и закусать. Но наше мнение было ошибочным. Когда кинолог выпустил одну их овчарок, она не накинулась на незнакомцев: сначала направилась к клеткам хвостатых соседей, затем обнюхала хозяина и только потом мельком обратила внимание на нас с фотографом.

«Вы теперь ей неинтересны! Она не чувствует в вас агрессии и опасности, поэтому и не рычит», — объяснил старший инспектор-кинолог Центра кинологической службы управления МВД России по городу Кемерово, капитан полиции Алексей Колокольцов.

Все собаки живут во вместительных чистых вольерах, в которых есть теплая будка, миски для еды и даже мячики в качестве игрушек.
Кормят четвероногих бойцов два раза в день профессиональными сухими кормами.

Что касается площадки для тренировки, то на ней тоже есть обязательный стандартный набор: тренировочное бревно, барьер и лестница. Иногда устанавливают подвесные мосты и колеса.
«У нас имеется и щенячий городок. В нем все снаряды в уменьшенном размере», — добавил Алексей Колокольцов.

Серьезный отбор «напарников»

Собак для службы в кемеровский кинологический центр закупают в основном в Кузбассе.
«Но есть у нас и малинуа — разновидность бельгийской овчарки — из Санкт-Петербурга», — уверил Алексей Колокольцов.
Средняя цена одной породистой овчарки — 25 тысяч рублей. Всего по области насчитывается около 300 служебных собак.

«Не каждого щенка мы начинаем тренировать. Прежде всего собака проходит восемь-девять тестов, которые выявляют какие-то присущие ей характерные черты. Допустим, смотрим, как собака реагирует на различные световые и звуковые раздражители. Например, наблюдаем, как она относится к оружейному выстрелу. Еще есть такой эксперимент: ставим на землю пустое железное ведро, потом специально его пинаем. Если собака от громкого звука заскулит и, поджав хвост, убежит, то значит, уже не боец. А если остановится, проявит интерес к объекту, тогда есть уже какой-то толк», — пояснил Алексей Колокольцов.

Еще кинолог рассказал, как они проверяют реакцию щенков на незнакомых людей.
«Это называется „тест с переодеванием“. Один из наших сотрудников специально надевает, к примеру, длинный плащ, неожиданно выходит в нем в темноте из-за угла дома. Мы смотрим на поведение собаки в этой ситуации. Если щенок начинает агрессивно кидаться на человека, то мы пресекаем это. У служебной собаки злоба должна быть в работе, но умеренная».

Когда щенок успешно пройдет все испытания, его начинают тренировать. Однако бывает так, что собаку спустя время перестают готовить к службе.
«Была у нас одна способная овчарка, которая четко выполняла все команды. Но ей мешала лишь одна проблема: она не могла работать на асфальте, так как подушечки на лапах были слабые. Они стирались в кровь, причиняя ей боль».

Перед началом тренировок, да и во время всей службы, собака проходит медицинский осмотр. Готовить к будущей службе щенков начинают в возрасте одного-двух месяцев.
«Приучаем этих малышей к месту, выгулу, кормлению, социальной адаптации, городу, машинам, световым и звуковым раздражителям. Специальная же тренировка проводится, когда собаке исполняется шесть-семь месяцев. На всю подготовку согласно нормативным документам дается один год», — разъяснил Алексей Колокольцов.

Тренировки проходят два раза в неделю по два часа. Каждый кинолог сам выбирает, с кем ему работать.
«Мне нравится больше тренировать „девочек“. Они преданнее кобелей, хорошо идут на запахи. Кроме того, их проще привязать к себе в условиях питомника», — рассказал Алексей Колокольцов.

Говоря о запахах, кинолог добавил также:
«Есть одна сложность при выполнении собаками служебного задания — это пищевые раздражители. Когда овчарка, например, забегает в квартиру, а в ней на столе лежит колбаса или что-то еще мясное, это ее сильно отвлекает. Я стараюсь заходить первым, все убирать и потом только запускать собаку».

После восьми лет службы собак отправляют на пенсию. «Старички» живут либо в питомнике, либо в домах у кинологов.
«Вообще служебная собака внешне и инстинктами не отличается от домашней. Главное различие — в натренированных умениях: работа по следу, розыск по запахам и следам человека, поиск наркотиков, психотропных веществ. Мы еще начнем скоро тренировки по поиску человеческих останков», — конкретизировал кинолог.

«Стоим молча, я отпускаю собаку!»

У этих служебных собак с преданным бойцовским взглядом отличие от других своих сородичей не только в особых тренировках и содержании, но и в присвоенных кличках. Так, в питомнике живут овчарки Тойфеланд Царина, Виолетта, Ниагара, Конферикера, Царская роскошь, Жасмин. Такие собачьи имена у них записаны в родословных документах. Кинологи зовут их проще: Санта, Кент, Пуфа, Бира.
Посмотреть на тренировку этих удивительно выносливых и умных собак посчастливилось и мне. Поступило предложение даже поучаствовать в самом процессе.

В специальном тренировочном вольере собрались кинологи — сотрудники полиции. Есть среди них и мужчины, и женщины.

Перед началом всего действа кинолог Мария Измайлова, проработавшая с собаками восемь лет, рассказала, как приручает своих четвероногих воспитанников и чем обязательно радует их каждую встречу.
«Для меня все мои собаки как дети, переживаю за них. Им тоже необходимо дарить заботу и любовь: с похвалой, эмоциями, поощрениями. Кстати, девушки-кинологи более открыты и эмоциональны, чем мужчины: собаки это хорошо чувствуют. Я с собой ношу сумочку с вкусняшками, угощаю ими своих „деток“ всякий раз во время тренировок».

Сейчас у Марии дома живут семь собак: чау-чау и овчарки. В кинологическом центре же ее подопечными за все время были пять собак. Овчарка Санта уже на пенсии, а смышленую Биру взяли на патрульно-постовую службу. Самая маленькая из оставшихся на воспитании — почти годовалая малинуа Цара. Она не только обучается всем рабочим навыкам, но еще и знает цирковые движения: родители были очень благородными бельгийскими овчарками, которых усиленно тренировали.

«Про Санту отдельно хочется сказать. Она всегда отлично справлялась со всеми заданиями, раскрывала даже самые безнадежные преступления. Например, помогла как-то найти похитителя номера с машины», — добавил кинолог Алексей Колокольцов.

Примечательно, что всех собак тренируют как в ливень и сильный ветер, так в и знойную жару, и сорокаградусный мороз.
«Именно из-за того, что тренировки проходят в условиях сибирских холодов, мы не берем себе ротвейлеров: они быстрее замерзают, менее выносливы», — сообщил Алексей.

Итак, я вместе с остальными сотрудниками кинологического центра нахожусь на площадке. Тренировка называется «Выборка человека».
Мы все стоим, не двигаясь и не переговариваясь между собой. Мария Измайлова дает овчарке понюхать одну из моих перчаток. Меня заранее предупреждают:
«Если будет приставать собака, не обращай внимание! Она может прыгнуть, лизнуть. Не бойся!»

«Ое-ей!» — раздается у меня внутри.
Мария командует:
«Стоим молча, я отпускаю собаку!»

Волнительно.
«Ищи!»
И собака побежала.

Буквально за 15 секунд она, пробежав мимо всех остальных и обнюхав их руки, направилась ко мне. И вот собака смиренно сидит передо мной, смотря в глаза.
«Умничка!» — произношу я.

На соревнованиях собаке нужно за шесть минут найти три вещи на местности, в разы большей, чем тренировочный вольер.

Вот такие они — служебные собаки: настоящие бойцы и верные напарники.

Видео Марии Салминой
СОВЕТ:
«По правилам безопасности любую собаку нужно считать потенциально опасной, даже если она подходит к вам и ластится. Это ничего не значит: она, возможно, спутала вас с каким-то близким человеком. Но потом она почувствует, что вы чужой и, возможно, несете какую-то угрозу. Обязательно стойте спокойно, не поворачивайтесь к ней спиной, держите руки ладонями книзу. Лучше прикройтесь сумкой или еще чем-то», — предупредила начальник центра кинологической службы Ольга Цыганова.
Она же заметила, что не важно, кто гуляет со своим питомцем — просто любитель собак или кинолог, нужно помнить Закон Кемеровской области об административных правонарушениях:
«Выгул… домашних животных допускается на специально отведенных для этого местах. До места выгула владельцы должны вести своих собак в намордниках и на поводках».

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.