Слезы – это хорошо: психолог МЧС об особенностях профессии

Недавняя катастрофа в аэропорту Ростова-на-Дону в очередной раз подтвердила: никто не застрахован от того, что в вашу дверь внезапно и очень уверенно постучится беда. Да и все мы знаем простую истину: невозможно прожить без единой потери. У каждого эти потери свои, но для каждого из нас – самые большие и трагичные.
В тот момент, когда кажется, что жизнь не имеет дальнейшего смысла, когда все, ради чего ты жил, рухнуло, а принять случившееся – нечеловеческая ноша, приходят они. Их работа – стать твоим верным напарником в борьбе с самым непосильным горем, помочь справиться с тем, что выжигает тебя изнутри. Они – психологи МЧС, те, кто консультирует людей по телефону доверия и те, кто выезжает оказывать помощь семьям пострадавших на места различных катастроф.
Один из их ярких представителей – специалист по психологическому обеспечению оперативно-дежурной смены ГУ МЧС по Кемеровской области Елена Холодова. В интервью «Газете Кемерова» психолог рассказала, почему слезы – это хорошо, можно ли научиться сопереживанию, как не сойти с ума от эмоционально тяжелой работы и многом другом.

Мотив простой – помогать людям
В МЧС я работаю уже шесть лет. За это время было многое, но я хорошо помню один из первых своих разговоров с обратившимся за помощью человеком. Это было в 2011 году, случилось ДТП с автобусом из Новосибирска, и у нас была открыта горячая линия. Мне позвонила женщина, которая потеряла сына. Но в тот момент она еще не знала, что с ним – она не могла до него дозвониться, его не было ни в каких списках пострадавших и погибших. Просто его очень долго деблокировали, и все это время мать была со мной на телефоне. Я старалась поддержать ее, постоянно давала новую информацию. Она очень часто перезванивала – в таком состоянии у человека нет чувства времени. Я слушала ее, говорила о каждой новой подробности, каждой мелочи, которую удалось узнать. Все это сохранилось в памяти.
Вообще, первое образование у меня медицинское, я долго работала в родильном доме акушеркой, но потом поняла, что хочу расти и двигаться вперед. Так я пошла учиться на психолога и, получив эту профессию, осталась работать там же – в перинатальном центре. Ко мне приходили девушки, которые принимали тяжелое решение – оставить ребенка или сделать аборт, а также я работала с матерями, которые потеряли детей. Набравшись опыта, я устроилась на работу в МЧС, где смогла получить новые знания и улучшить квалификацию.

В родильном доме было сложно, потому что я все равно оставалась не психологом, а медиком. В МЧС я попала именно в среду психологов, чему очень рада. Хотя, признаюсь, первое время было тяжело: очень много направлений, работы в целом. К тому же смена у нас длится 24 часа, но со всеми необходимыми условиями: обед, ужин, сон, зарядка и так далее. Но я этого хотела, я к этому шла и очень рада работать в МЧС.
Хорошо помню, как смотрела по телевизору новости про Беслан. В тот момент я только училась, но уже очень хотела помочь всем этим людям. Мы даже с мужем переводили какие-то деньги, что-то делали, а сейчас у меня есть возможность оказывать реальную помощь в рамках своей профессии.

«Нам звонят все, кто не знает, куда обратиться»
На работе я занимаюсь психологическим сопровождением оперативно-дежурной смены, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций оказываю психологическую помощь по телефону горячей линии. Помимо этого собираю информацию о психологической обстановке и докладываю своему руководителю, чтобы она приняла решение: какое количество психологов необходимо на месте происшествия, сколько людей нуждается в психологической помощи, чтобы вовремя ее оказать и предотвратить различные массовые негативные реакции.
Несмотря на то, что в названии службы присутствует словосочетание «психологическая помощь», это составная часть телефона доверия ГУ МЧС, и звонят нам чаще всего по любым информационным вопросам. Дело в том, что МЧС курирует много различных областей, так что звонки поступают и по поводу нарушений пожарной безопасности, аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве, землетрясений и тому подобного, вплоть до того, как себя вести, когда разбился градусник. Если короче, то сюда звонят все люди, которые не знают, куда обратиться.

У многих людей уже сложилась уверенность, что здесь всегда помогут справиться с любой проблемой, потому что даже если какой-то вопрос находится не в нашей компетенции, мы подключим необходимые службы.
Но, конечно, звонят нам и те, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию. Как минимум один подобный звонок есть каждую смену: многие оказались на грани из-за усложнившейся экономической ситуации в стране, у кого-то проблемы в семье, другие сложности личного характера. Бывает и такое, что звонки носят серийный характер: человек звонит одному и тому же специалисту много раз до тех пор, пока вопрос не разрешится.
Большую помощь нам оказывают смежные структуры, например, медицина катастроф, когда речь идет о каких-то серьезных происшествиях, или социальные психологи, если говорить о частных случаях. Люди звонят нам на телефон доверия, мы помогаем им, а дальше передаем под опеку социальных психологов на местах.

От спасения кошек до самоубийц
Одна из самых сложных ситуаций – это звонки людей, которые хотят покончить жизнь самоубийством. Для этого требуется наибольшая квалификация, здесь нужна огромная эмоциональная включенность и профессионализм.
Если же говорить о последних примерах, то часто звонят мужчины, у которых есть семья, дети и очень много долгов. Они просят помочь им разобраться, что делать и как жить дальше. Или вот недавно звонила девушка, которая живет с детьми у своей матери. Между женщинами произошла ссора, мать ее избила, и она позвонила, потому что просто не знала, какой выбор сделать – сообщить в полицию или по-другому решить вопрос.
Как-то раз был такой звонок: мужчина с другом находился на стоянке, внезапно его друг падает. Он вызвал скорую, но пока ждал ее, позвонил нам с вопросом, что ему делать. И все то время, пока ехала скорая, пока медики работали с потрадавшим, он находился с нами на связи. Мы объяснили, как оказать первую помощь, постарались успокоить его самого. Навыками оказания первой медицинской помощи, кстати, владеет не только каждый штатный психолог, но и вообще каждый сотрудник МЧС, у которого есть квалификация «спасатель».

Бывали за время моей работы и забавные звонки. Например, позвонила женщина, у которой этажом выше что-то красили, и пожаловалась, что у нее ребенок, ей нечем дышать и пусть ее определят в пункт временного размещения. Я ее выслушала, она поняла, что она не одна, выпустила пар и в итоге решила, что просто пойдет пару часов погуляет, пока все проветрится.
Был случай, когда позвонила женщина и рассказала, что напротив ее окон на четвертом этаже на дереве сидит кошка. Мы связались со службами, организовали спасение кошки, после чего женщина перезвонила и поблагодарила нас за оперативную помощь.

Научиться понимать
Многие сомневаются, можно ли вообще этому научиться – пониманию, состраданию и подобным вещам. На самом деле некоторые вещи постигаются теоритически, а потом отрабатываются и оттачиваются на практике. Но, конечно, психологами могут работать далеко не все. Человеку должна быть свойственна эмпатия, сопереживание. Психолог ежедневно сталкивается с самыми разными проблемами других людей, поэтому необходимо быть стрессоустойчивым.
Но могу сказать, что сейчас мы работаем с молодежью, студенческими отрядами, учим ребят оказанию первой психологической помощи. На их примере я отмечаю, что при желании человек может постичь подобные вещи.
Интересно, что психологами-практиками работают в основном женщины. Мужчины чаще всего пишут книги, разрабатывают методики. Наверное, дело в том, что эмпатия более свойственна женщинам, а без этого практикующим психологом работать сложно. Думаю, женщине проще эмоционально. У нас в службе нет ни одного мужчины, и при всем желании включить в нашу команду хотя бы одного молодого человека, сделать это не удается.

Просто быть рядом
Часто можно услышать, мол, когда у человека горе, ему не до каких-то там психологов и незнакомых людей, которые его пытаются успокоить. На самом же деле это не так. Человеку в такой ситуации нельзя оставаться одному, ему нужно переживать горе с кем-то. Когда психолог вступает с ним в контакт, человек начинает рассказывать и этим самым выражать эмоции и принимать ситуацию – плакать. Слезы – это самое лучшее, что может быть в подобном положении. Заплакав, человек начинает осознавать, а значит, процесс горя пошел, и он завершится. Завершится он нескоро, для этого нужно много времени, но тем не менее.
Если человек позволил себе плакать в ситуации горя – это очень важно. Одно дело, когда к человеку подходит кто-то неподготовленный и начинает говорить: «Да все хорошо, не ты первый, не ты последний, переживешь» – это лишь усугубит отношение. Это очень тонкая работа, нужно знать стадии горя и правильный подход – как подойти, как встать, как начать разговор. Зная все это, специалист правильно реагирует на поведение того, кому нужна психологическая помощь, и вызывает правильную реакцию у него.
Часто при работе с мужчинами можно столкнуться с подобной ситуацией: убитый горем человек просто не реагирует ни на что. И здесь существуют профессиональные приемы, которые помогают вывести человека на правильное эмоциональное реагирование.

Если же вы оказались в ситуации, когда психологическую помощь можете оказать только вы сами, то нужно помнить некоторые минимальные правила и не допускать банальных ошибок. Во-первых, не нужно говорить, что все будет хорошо. Если у человека случилось горе, то он должен это осознать и пережить. Во-вторых, нужен определенный контакт, умение слушать, вызвать какую-то степень доверия у человека. В-третьих, не нужно избегать больной темы, нужно говорить о ней: «Сейчас плохо, жизнь разрушена, так, как прежде, уже не будет. Будет по-другому, и очень много времени пройдет, прежде чем ты примешь эту ситуацию». Все это нужно проговаривать, не успокаивать человека, а наоборот. Кроме того, нужно быть осторожнее с фразами вроде «я понимаю», потому что если в вашей жизни ничего подобного не случалось, вам все-таки не удастся понять, что чувствует человек, и это может вызвать негативную реакцию. Если же вы действительно сталкивались с чем-то схожим, то это поможет вам установить контакт с тем, кому нужна помощь.
Порой бывает достаточно просто подойти и взять за руку. Не нужно оставлять человека одного – он может не говорить об этом, но он ждет, что ему помогут.
Например, однажды у меня был случай: мужчина потерял сына. Родственники его оставили – пусть посидит один, он всегда такой молчун. А когда я просто подошла, дала ему стакан воды, взяла за руку и сказала: «Плачьте, вам станет легче» – он действительно заплакал.
Довольно типична такая реакция родственников – оставить человека наедине с собой. Повторюсь: делать этого не нужно.

У каждого психолога должен быть свой психолог
Психологи тоже люди, и им тоже необходимо все проговаривать. У нас есть определенное правило: когда происходит какая-то трагедия с участием детей и мы оказываем психологическую помощь, после этого мы все вместе с другими психологами садимся и рассказываем друг другу, что мы чувствуем, что мы думаем, что мы пережили, и благодаря этому поддерживаем свое эмоциональное состояние. Не буду углубляться в понятия, но есть определенная техника, которая позволяет справляться с подобными вещами, не унывать от огромного количества людского горя вокруг, не сойти с ума. Все это очень тяжело, особенно если у тебя самого есть дети. Но на то мы и специалисты, чтобы отслеживать свое состояние и корректировать его.

Несмотря на то, что работа у меня непростая, дома я о ней разговариваю. Потому что семья – это то, что меня поддерживает, и если я буду от нее скрывать такую большую часть моей жизни, ничего хорошего не выйдет. Но дома я прежде всего мама и жена, а психолог – только на работе. Хотя бывают и моменты, когда психолог все-таки включается где-то внутри, потому что это уже настолько в тебе, что выкинуть невозможно. Часто знание того, что говорить можно, а чего нельзя, помогает в семейной жизни.
Конечно же, работу свою я люблю. Здесь я чувствую себя нужной. У меня многое получается, а если даже что-то не выходит, то после определенных усилий я все равно добиваюсь положительного результата. У меня нет каких-то карьерных целей – я просто чувствую, что я на своем месте, и хочу продолжать развиваться в своей профессии.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.