Проблемы клиентов – мои проблемы

«Чтобы я какому-то незнакомому человеку, пусть даже психотерапевту, рассказывал о своих проблемах? Ни за что!» — такова логика среднестатистического россиянина, сидящего на кухне с пряником в одной руке и кружкой чая в другой. Кухонные разговоры с друзьями сродни психологической помощи и тоже своего рода терапия. А если лучше не становится? В таком случае без квалифицированной помощи не обойтись. Евгений Янко, врач-психиатр, психотерапевт, клинический психолог, рассказал корреспонденту «Газеты Кемерова» о том, где проходит грань межу нормой и патологией, почему не стоит стремиться начать жить «с чистого листа» и отчего терапевт не дает советы своим клиентам.

Давай решим это «по-быстрому»

Обывателю трудно разобраться в тонкостях терминологии: психотерапевты, психологи, психиатры слились для нас в одно целое. Человек, не видя разницу между этими специалистами, может обратиться, как говорится, «не по адресу». Более того, есть риск нарваться на неквалифицированного «психолога», у которого нет ни должного образования, ни опыта консультирования.

«Психолог — это человек, имеющий психологическое образование. Он не имеет права выписывать лекарственные препараты или ставить диагноз, так как, в отличие от психиатра, он не получил медицинского образования. Психотерапия — это одна из областей профессиональной деятельности, которой может заниматься как психиатр, так и психолог. Существуют различные модели лечения: медицинская направлена на устранение симптома, придерживается медикаментозного лечения, психологическая рассматривает проблему шире. В ней важно не только устранить симптом заболевания, но и понять его первопричину, изменить систему отношений клиента с окружающим миром».
Придя на первую консультацию, большинство клиентов хотят решения проблемы «здесь и сейчас» и чем скорее, тем лучше. Но психотерапевт не Дон Корлеоне, который в два щелчка устранит все, что мешает вам жить полноценно и счастливо. И уж точно не даст волшебную пилюлю, на которой будет написано: «Выпей — и станет хорошо». Было бы здорово, если бы все решалось так же просто, как в видеоролике, где клиенту говорится два слова: «Stop it!» — и тот мгновенно излечивается от всех своих страхов. В реальной жизни психотерапевтическое консультирование устроено намного сложнее.

«Мне важно понять запрос клиента, какую проблему он хочет решить и к какому результату прийти. Раньше приветствовалось, чтобы психотерапевт работал в рамках одного метода, например, психоанализа, то есть был узкоспециализированным специалистом. Сейчас ситуация изменилась и предъявляются высокие требования к психотерапевту: важно уметь работать, применяя различные методы консультирования. Ведь человек и его психика много шире, чем все существующие направление психотерапии. А значит, и консультирование должно быть построено таким образом, чтобы применяемые методы были эффективны для конкретного человека, необходимо ориентироваться на клиента».

Без труда не выловишь счастье из пруда

Кроме того, эффективность психотерапии зависит не только от консультанта, но и от консультируемого. Если человек не хочет работать со своими проблемами, не выполняет требования психотерапевта, то результата не будет.
«Важна приверженность клиента. Изменить все в лучшую сторону хотят все. Измениться самому намного сложнее. Если человек не хочет начать с себя, то я его в счастье насильно тащить не буду. Допустим, я вижу, что клиент уже в который раз приходит на консультацию и при этом не хочет продуктивно работать. Тогда я его прямо спрашиваю: „Зачем вы мне деньги носите?“. Иногда приходится быть достаточно жестким».
Существует особый тип людей, которые уверены, что со всеми проблемами можно разобраться самостоятельно. Такие эрудиты набирают в магазинах «книги по психологии», вроде тех, которые Бриджит Джонс ставит на полку у себя дома. От подобного «самолечения» можно поставить себе диагноз, которого вовсе нет.
«Для того чтобы поставить человеку диагноз, необходимо шесть лет учиться в медицинском институте, затем пройти два года ординатуры, а далее — постоянное самообразование. Вопрос разграничения понятий „норма“ и „патология“ до сих пор остается одним из сложнейших. Конечно, есть крайние ситуации, когда мы наблюдаем у человека грубое расстройство личности и сразу видно, что он „не в адеквате“. Но существуют клиенты, которые психически здоровы, но жалуются на то, что, например, не видят цели в жизни. Такой человек все понимает, но ситуация „взяла его в оборот“, и он не знает, что делать. Он не может использовать опыт прошлого, чтобы понять, что происходит в настоящем. Из этого следует, что он не в состоянии выстроить перспективу будущего. Моя цель — на основе прошлого опыта клиента разобрать ситуацию, создать условия для того, чтобы он понял свою проблему».

Принять себя и стать свободным

Начать жизнь с чистого листа так же невозможно, как вернутся в прошлое и все исправить. Почитав мотивирующие фразы из социальных сетей, вы можете подумать, что достаточно соблюсти все пункты, чтобы «все стало прекрасно». Но ваши представления о том, что есть универсальные решения всех жизненных ситуаций, рухнут, как только вы окажетесь на консультации психотерапевта.
«Когда клиент приходит ко мне, я говорю о том, что мы не будем перечеркивать весь тот негативный жизненный опыт, страдания, которые были пережиты. Это необходимо осмыслить, принять и понять: удалить прожитые годы из своей жизни нельзя. По окончании лечения человек должен стать свободным, перестать зависеть от чужого мнения, пусть даже близких людей. Потому что ни один квалифицированный психотерапевт не будет жить и принимать решения за своего пациента. Давать советы — тем более».

Сохраняя профессиональное, трезвое отношение к своим клиентам, психотерапевт не может безразлично относиться к сложным жизненным ситуациям людей, обратившихся к нему за помощью. Проблемы клиента становятся его проблемами, потому что иначе нельзя. Потому что ему небезразлична ваша жизнь и он хочет вылечить. Душу.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.