«Мне нужен феминизм»

О том, что мужчина и женщина находятся в неравном положении, стали задумываться еще в XIX веке: тогда зародилось феминистское движение на Западе. Сегодня этот вопрос, на первый взгляд, не так актуален – девушки наравне с парнями водят автомобили, устраиваются на работу, стремительно поднимаются вверх по карьерной лестнице и участвуют в политической жизни страны.
Однако, как мы все прекрасно понимаем, до полного гендерного равенства нам еще очень далеко. Феминистки убеждены: до тех пор, пока в обществе преобладают люди, уверенные, что «место женщины на кухне» и «главная задача слабого пола в жизни – выйти замуж и родить детей», ни о каком равноправии не может быть и речи. К слову, само по себе разделение на «сильный пол» и «слабый пол» сторонники феминизма считают неправильным и шовинистским.
Корреспонденты «Газеты Кемерова» пообщались с активисткой феминистского движения из Москвы, участницей «Фем-клуба» Софико Арифджановой. Подробности – в нашем интервью.

Борьба за равноправие

– В чем суть феминизма: к чему вы идете и чего хотите добиться? Каков идеальный мир, в котором просто не будет необходимости в этом движении?
Только в России каждая четвертая женщина как минимум один раз становилась жертвой изнасилования. А ведь не в последней стране живем – представьте, какова картина по миру в целом. Феминизм будет нужен до тех пор, пока эта ситуация не сохранится разве что на страницах учебников по истории.
Но, конечно, речь не только о сексуальном насилии. Посмотрите, что пишут под хэштегом #мненуженфеминизм.

– В глубинке движение «феминизм» не так развито, как в крупных городах. Почему?
Действительно, движение пока существует лишь в крупных городах. Здесь еще играет немаловажную роль то, что Юрий Левада называл «ресурсом терпения». Люди приспосабливаются, не возмущаясь, даже на фоне усугубляющегося кризиса. И, к сожалению, по мнению социологов, этот ресурс еще не скоро будет исчерпан.
Но, конечно, нужно развиваться дальше Москвы, Питера и прочих «центров». Вразрез с общественным представлением, речь идет не о ярких лозунгах на митингах, а о таких элементарных вещах, как кризисные центры для женщин, доступные аборты, защищенное материнство, безопасные улицы, в конце концов.

– Многие люди имеют искаженное представление о феминизме и его приверженцах. Мол, это странные женщины, ненавидящие мужчин, чаще всего нетрадиционной сексуальной ориентации или вовсе одинокие, обиженные на мир «кошатницы». Как вы относитесь к стереотипам о феминистках?
Я летом ездила читать лекцию на Летнюю Школу Русского Репортера. После того, как меня представили ученикам, меня тут же начали засыпать различными вопросами. В первую очередь спрашивали, брею ли я ноги, есть ли у меня парень и сколько кошек живет у меня дома. Спрашивали на полном серьезе. А потом какой-то парень побежал рассказывать своим друзьям: «Я только что общался с феминисткой! И она совсем не злая! Она нормальная!».

Раньше я злилась от постоянно повторяющихся вопросов, не имеющих к движению никакого отношения. Теперь же просто расстраиваюсь: каждый раз подобное подтверждает, какую большую работу нам еще предстоит проделать. Эксперты ООН считают, что человечество достигнет гендерного равенства через 80 лет. Из России такие прогнозы кажутся чересчур оптимистичными.
А когда речь идет о «не любит мужчин», то идеи феминизма просто утрируются. Естественно, среди феминисток встречаются мужененавистницы, но эта ненависть не берется из ниоткуда. Плюс тут, как в случае с утверждением «я ненавижу чиновников», речь идет не о какой-то группе в вакууме, а об общественной системе, уродливой и уродующей, в рамках которой один класс задвигается на вторые роли и лишается права голоса, права на распоряжение самим собой, а второй класс имеет существенные привилегии.
Кстати, в нашем движении есть и мужчины, которые поддерживают нас. Ну а что касается нетрадиционной сексуальной ориентации, равно как и нежелания создавать семью – каждый сам для себя решает, как распорядиться своей жизнью.
– Современная феминистка – кто она? Можете составить словесный портрет?
Не существует собирательного портрета феминистки. Это может быть и маленькая девочка, которая не отдает машинки своей бабушке, кричащей «Ты же девочка!»; это и офисная работница, пробивающая стеклянный потолок; это та же бабушка, которая вместо того, чтобы учить внучку «безопасно» одеваться, учит внуков не насиловать. Понимаете?

Ой, только что прислали отличнейшую цитату журналиста из интервью РБК: «Вы – самая известная женщина-шеф Словении. Как вы можете объяснить, что женщины делают потрясающие карьеры в бизнесе, в политике, но при этом до сих пор остаются вторыми на кухне, хотя готовка – это их прямая обязанность?».
– Какое у феминисток отношение к семье?
У феминисток нормальное отношение к семье. Главное, чтобы отношения не носили насильственный характер. Собственно, критика современной семьи исходит из этого положения: у нас слишком распространена проблема домашнего насилия, причем она активно замалчивается, а правительство все никак не примет закон, направленный на профилактику этого явления. Кроме того, «традиционная» семья предполагает переложение репродуктивного труда полностью на женщин, при этом он остается невидимым.

– Есть ли в этом движении вещи, с которыми вы принципиально не согласны?
Нет, в целом в феминизме нет ничего, с чем бы я была не согласна. Я могу быть не согласна с действиями некоторых людей, но это единичные и очень редкие случаи, в целом же в этом движении я согласна со всем.
– В каких акциях и мероприятиях вы участвуете?
Вообще проходит очень много просветительских мероприятий. Последнее, в чем я участвовала – благотворительная ярмарка, выручка с которой пошла на нужды кризисного центра для жертв сексуального насилия «Сестры».

Ну а так, постоянно проходят пикеты, распространяются листовки, конечно, организовываются митинги. Плюс в прошлом году впервые состоялся замечательный фестиваль «ФемФронтир»: это несколько дней лекций, кинопоказов, обсуждений. Прошлым летом проходил в Нижнем Новгороде, в этом году повезем его в Самару.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.