Экспедиция сто лет спустя: Иванов прошёл дорогой Иванова

Новокузнецкие географы восстановили часть маршрута экспедиции по Кузнецкой земле известного в прошлом столетии алтайского топографа и землеустроителя Георгия Иванова. И дали высоте 1054 метра его имя.
Спустя 103 года кузбассовцы прошли теми же дорогами, что и легендарный топограф. По словам руководителя экспедиции Юрия Иванова, члены Кузнецкого отделения Русского географического общества мечтали об этом давно. В 1913 году Георгий Иванов первым совершил экспедицию по реке Мрассу и подробно описал жизнь аборигенов. Кроме того, фотографии Горной Шории появятся лишь на волне великих строек 1930-х. Все, что было до этого – осталось только в записях миссионера Алтайской духовной миссии Василия Вербицкого, крестившего местный народ, да на снимках Георгия Ивановича.

Рахитичные дети, босые бабы

Цель ивановской экспедиции до сих пор точно не ясна – часть документов уничтожена, остальные разбросаны по архивам Омска, Томска и Барнаула. По предположению некоторых ученых, скорее всего, это была разведка дороги от Кузнецка на юг – в сторону Алтая – на случай военных действий на территории Сибири. А может быть, в преддверии революции Иванов докладывал о нищенском и полудиком существовании подданных императора Николая II.
Фотолетопись, посвящённая быту коренных жителей бассейна Мрассу, поражает правдой жизни.
«Молодые женщины и даже старухи таскают из тайги брёвна на дрова, абсолютно голые и босые дети, многие из них с явными признаками рахита, нищенский вид мужчин, собравшихся на сельский сход. Почти нет никаких признаков, что охота кормит людей. Снимок семьи с тремя малыми ребятишкам на фоне убогого жилища просто убивает: как эти изможденные люди выживали зимой в хибаре, по которой ветер гуляет», – делится впечатлениями учёный секретарь Кузнецкого отделения Русского географического общества Юрий Иванов.

По итогам экспедиции в 1914 году Георгий Иванов был награждён орденом Святого Станислава третьей степени. Через год его командировали заведовать лесничеством недалеко от Семипалатинска. Гражданскую войну и власть Советов Иванов пережил в Шульбинске, безрезультатно борясь с массовой вырубкой леса. Оставшись безработным в 1922 году, он вернулся в Барнаул, где занимался топографической съёмкой, составлением чертежей домов, планировкой новых городских кварталов.
Георгия Ивановича не стало 17 мая 1930 года. В газете «Красный Алтай» лишь вышло объявление о дате похорон, а в личном деле Алтайского географического общества значится сухая запись: «…считать выбывшим из состава в связи со смертью».
«О Георгии Иванове известно очень мало. Впервые информацию о нем и его экспедиции стал собирать Сергей Смолин. Именно он, известный в Новокузнецке энтузиаст детского туризма, учитель географии гимназии №59, в 2007 году на средства выигранного гранта стал восстанавливать историю по крупицам. В своей книге «Река Мрассу от истока до устья» он впервые опубликовал часть фотографий Горной Шории из архива Георгия Иванова. К сожалению, в ноябре 2015 года Сергея Павловича не стало, и нам приходится заново отыскивать и складывать все части поистине уникального наследия», – рассказывает Юрий Иванов.

По следам таинственной экспедиции 1913 года

По фотографиям, на которых новокузнечане обнаружили пометки о том, где они сняты, почти полностью удалось восстановить маршрут экспедиции Иванова.
Первую экспедицию по среднему и нижнему течению Мрассу от посёлка Усть-Анзас до Мысков совершил Максим Гилёв, член Совета Кузнецкого отделения Российского географического общества, имеющий большой опыт организации полевой исследовательской работы. В поездку с ним отправилась жена Оксана, учитель географии и биологии, и две шестилетние дочки Анастасия и Елизавета. Также в экспедицию вошли учитель математики и информатики Станислав Долгин с супругой Галиной и священник Храма великомученика Георгия Победоносца Новокузнецка Михаил Малышкин.
«Из-за трагических событий в Карелии возникли сложности со сбором многочисленных документов на участников, поэтому поездка откладывалась несколько раз. В итоге 1 июля все-таки выехали», – объяснил Максим Гилёв.

Перед новокузнечанами стояло несколько задач: по пути следования попытаться установить места стоянок экспедиции Георгия Иванова и сделать современные снимки, отметить их на карте точками, сделать географическое описание местности, нанести координаты и высоты по GPS-навигатору. Так же они планировали совершить ряд радиальных выходов по намеченным ранее вершинам в бассейне реки Мрассу, чтобы в дальнейшем дать одной из них имя Георгия Ивановича.
На первом километре Хомутовских порогов встали базовым лагерем и совершили радиальный выход на вершину 1054 метра. По пути делали описание достопримечательностей и фотографии маршрута, поэтому до самой вершины так и не дошли. На следующий день отправились вниз по порогам – пешком по левому берегу реки, проводя лодки через пороги, так как чем меньше уровень воды, тем опаснее по ним спускаться.

Чуть ниже Хомутовских порогов на правом берегу исследователи обнаружили удобное место для стоянки – скорее всего, там останавливались и «ивановцы» перед штурмом порогов.
«Здесь же, на подмытом берегу, обнаружили старый ржавый багор. Мы его сфотографировали, сделали описание и взяли с собой в Новокузнецк для определения его возраста и принадлежности к экспедиции Георгия Иванова. Завершилась водная часть маршрута в поселке Чувашка, откуда потом выехали обратно в Новокузнецк», – добавил Максим Гилёв.
После водной «разведки» участники экспедиции отправились уже вместе с Юрием Ивановым в путь от Хомутовских порогов к высоте 1054.
«За сто лет шорская тайга не изменилась, следов человека не видать, лишь заброшенное урочище с одним жителем, — делится впечатлениями Юрий Иванов. — Пескарей руками можно ловить – не боятся, не знают человека. Редкие рыбаки ловят рыбу меньше 20 см, кроме хариуса. Встретилась нам на тропинке и выдра – даже внимания на нас не обратила.
Разные высотные пояса поражают первозданной красотой природы. То черничные поля, то черневая, то темнохвойная тайга. На деревьях 20-килограммовая чага, а олений мох на скалах образует целые подушки, такого нет даже в Золотой Долине. Кстати, огромные валуны на гранитной скале округлые. Это свидетельствует о том, что тысячелетия назад здесь, возможно, находился ледник».

На плоской вершине высотой 1054 метра с удобной для осмотра плоской площадки новокузнечане обнаружили геодезический пункт с обрушившейся от времени деревянной вышкой, построенной примерно в 1930-1940-х годах. Среди полусгнивших бревен лежали кованые гвозди, длиной в 40 сантиметров. Их участники экспедиции передали в фонд Новокузнецкого краеведческого музея. Оказалось, таких больших экземпляров в музее раньше не видели.
«Добравшись до высоты 1054, мы взобрались на вершину и установили памятный знак в честь выдающегося географа земли Кузнецкой – Георгия Ивановича Иванова на менее удобной, но более высокой скальной поверхности этой же вершины.
Теперь мы уже имеем более четкое представление о маршруте. Сегодня он как нельзя лучше подходит для туризма, особенно молодежного и семейного. Дорога доступная, в конце июля-августе мошки нет – ветром сдувает», – говорит Юрий Иванов.

Уточненная карта экспедиции 1913 года ляжет в основу нескольких учебно-познавательных маршрутов по реке Мрассу и окружающим её вершинам. Юрий Иванов к концу года подготовит подробный путеводитель – авторский коллектив уже приступил к работе. А еще географы вплотную займутся присвоением имени Георгия Иванова высоте 1054. Всё-таки не зря гласит мудрость: из прекрасных камней прошлого складываются ступени грядущего.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.