Кузнецкое счастье Достоевского

Прокопьевский предприниматель Эдуард Вистерман ищет по всему миру единомышленников, чтобы увековечить имя великого русского писателя в образе человека, проповедующего любовь. Автором такой скульптуры он видит известного английского скульптора Пола Дэя. Его произведения украшают не только лучшие музеи Канады, США, Новой Зеландии, Франции, но и улицы европейских городов. Открытие экспозиций Пола Дэя посещают Елизавета II и члены королевской семьи.
Эдуарду Вистерману удалось познакомиться со скульптором лично. И заручиться его творческой поддержкой. Дело остаётся за малым – найти деньги на монумент.

Богатство и благотворительность

Кто не был в Прокопьевске, тот удивится, что шахтерский город называли «столицей мира» — рекламный щит именно с такой надписью какое-то время украшал одну из улиц города. С одной стороны, забавно. Какая столица?! Да еще и мира. С другой – в Прокопьевске живут потомки ссыльных, репрессированных, а также немцев, поляков, татар. Кто-то из них уехал за границу, кто-то остался, но сохранились связь, желание быть причастным к интересным людям, событиям, создавать что-то новое и полезное в больших масштабах.
Эдуард Вистерман занимался строительным бизнесом в Прокопьевске. Ровно до тех пор, пока не увлёкся биографией Достоевского.
«Главная цель любого бизнеса – получение прибыли. А зачем Бог посылает богатство? Достоевский отвечает на это просто: помогать бедным. В любом виде, не обязательно деньгами. Если ты не помогаешь – деньги начинают губить. Заметьте, в России в третьем поколении нет состоятельных людей. Думаю, из-за плохо развитой системы благотворительности. Государство не верит народу, народ не верит государству. Неверие порождает разобщённость, разобщённость – эгоизм. По всем законам жизни чрезмерная любовь к себе порождает зло», – уверен Эдуард Робертович.
К своим работникам Вистерман относился с большим вниманием, а не так: зарплату получил, утрись. Наверное, год назад это спасло его семью от гибели. Посреди глубокой ночи из горящего дома Вистерманов с маленькой внучкой вывели именно те, кого Эдуард Робертович когда-то в чем-то поддержал.
Теперь Эдуард Вистерман живет в Кемерове и полностью посвятил себя реализации международного общественного историко-литературного проекта «Федор Михайлович Достоевский в Сибири – навстречу любви!».

Вокруг него собрались не только историки, литературоведы, художники, но и, что нынче удивительно, представители власти и бизнеса. Удивительно – потому, что часто активисты, обращаясь за финансированием, натыкаются на стену непонимания сути предложений, жалобы на отсутствие лишних денег.
При этом в бизнесе деньги по-прежнему есть.
«Я знаю пример из жизни, когда в караоке один из гостей за раз выложил 300 тысяч рублей, чтобы спеть парочку песен», – делится Вистерман.

Другой Достоевский

Всерьёз биографией Достоевского предприниматель заинтересовался семь лет назад. В квартире, расположенной в центре Кемерова, от старых хозяев осталась богатая библиотека. Среди множества книг Вистерман обнаружил любопытные экземпляры о пребывании писателя в наших краях: «Достоевский в Сибири» авторства Николая Якушина и «Иртыш и Нева» Павла Косенко. Затем связался со школьной учительницей Светланой Чуфистовой из Старобачат – она рассказала, что в архиве Томска хранятся документы, свидетельствующие о посещении Достоевским посёлка.
Познакомился с работами Мэри Кушниковой «Чёрный человек сочинителя Достоевского», Альбины Шадриной «22 дня из жизни Ф.М. Достоевского». В ходе обращения к самым разным источникам у Вистермана появилась мысль – стереть шаблоны мрачности писателя, увековечить его память на земле Кузнецкой, где он пребывал в полной гармонии и был счастлив, обвенчавшись в 1857 году в Одигитриевской церкви с Марией Исаевой. Посещение литературно-мемориального музея Достоевского в Новокузнецке только укрепило идею.
«В прихожей деревья с печальными масками, на потолке паутина, на шконке – скорпион. Спрашиваю, почему так мрачно всё. А мне отвечают, ссылаясь на Фёдора Михайловича, мол, в каждом человеке живёт паучья душа. Разумеется, у каждого из нас есть теневая сторона. Отрицательные герои произведений писателя отнюдь не абсолютные негодяи, все они наделены хорошими чертами. Нет и абсолютных добродетелей. Идеалы просто не жизнеспособны. Пример того – князь Мышкин. Мне было не понятно, почему художник так мрачно видел кузнецкое счастье Достоевского. Здесь, в Кузнецке, Достоевский обрёл счастье с Марией Дмитриевной, женщиной с хорошим образованием, благородными манерами, интересным происхождением – её дед Франсуа Констант был прототипом капитана де Тревиля из «Трёх мушкетёров» Дюма. А экспозиция посвящена безысходности…».

По мнению Эдуарда Робертовича, опровержением мрачности писателя служат переписка и свидетельства современников. Например, на жалобы романиста Всеволода Соловьёва, что его беспокоят постоянные неврозы, ощущение, что земля уходит из-под ног, Достоевский с долей юмора говорил: вам бы на каторге побывать.
Сам Фёдор Михайлович был тоже объектом для шуток. Как-то его жена отправилась на службу пораньше, остановилась у церкви, накинула платочек, просит подаяние. Проходящий мимо Достоевский, не глядя на женщину, подал монеты, и тут-то нищенка, смеясь, показала лицо.
Как признаётся Вистерман, другой Достоевский не может не вызывать критику. «Порой наука бывает исключительно для науки. Мне не понятно, к примеру, пристальное изучение паузы в произведениях писателя», – говорит энтузиаст.

Европейский взгляд

Менять образ писателя Эдуард Робертович намерен с помощью федеральной программы празднования 200-летия со дня рождения Фёдора Михайловича. Он уже связывался с депутатами Госдумы, представителями Министерства культуры, там пока ждут выхода указа президента.
Меж тем предложения Вистермана необычны, привлекательны во всех смыслах, а главное – при желании вполне реальные.
Первое, открыть в Новокузнецке музей ХХI века, отражающий эпоху Достоевского. Знакомые Эдуарда Робертовича готовы передать в новый музей антикварные вещи (мебель, шкатулки, саквояжи), другие шесть музеев Достоевского присоединятся к интерактивным экскурсиям. В музее обязательна детская площадка. Родители просвещаются, малыши – развлекаются.
Второе, установить в городах и посёлках, на всём пути следования писателя из Семипалатинска через Барнаул в Кузнецк (Новокузнецк), памятные верстовые знаки. Потом это привлечет внимание к туристическому маршруту «По местам Достоевского». А в Кемерове, Новокузнецке и Барнауле – памятники Фёдору Михайловичу.
И третье, совместно с РЖД организовать движение фирменных поездов и электричек: «Фёдор Достоевский» сообщением – «Омск – Москва», «Новокузнецк – Москва», «Барнаул – Москва», «Санкт-Петербург – Москва», «Берлин – Москва».
Конечно же, это лишь часть озвученных идей. При том что уже сделаны невероятные вещи. Взять хотя бы знакомство с британским скульптором Полом Дэем.
«В России памятники Достоевскому однотипны: писатель в раздумьях, в страданье, тяжёлый взгляд… А я хочу, чтобы скульптор увидел другого Достоевского, отошел от шаблонного видения. Как ни искал, не смог найти у нас такого мастера. Тогда обратился к творчеству европейцев. Больше всего мне понравились работы Пола Дэя. Он отличается необычным видением перспективы, лучше всего она проявляется в глиняных скульптурах с детальным изображением повседневных сцен жизни. Самая знаменитая работа Пола – «Прощание Влюблённых», установленная в здании вокзала Сент-Панкрас в Лондоне», – говорит Эдуард Вистерман.

Дальше – больше. Эдуард Вистерман не только выбрал скульптора, но и нашёл его электронную почту, написал письмо с просьбой создать монумент, лично познакомился и убедил художника в успешном начинании. Пол готов предложить формы для отливки в России или Китае. Словом, рассматривает разные варианты, посильные сибирякам. К проекту привлекли и тестя Пола – члена Французской академии литературы. Он напишет стихи о Достоевском, а новокузнечанка Нина Лучкина их переведёт на русский.
Сбор средств на памятник будет идти по всему миру. В Европе этим займется Катрин Врангель из Дании. Примечательно, Катрин – праправнучка барона Александра Врангеля, друга Фёдора Михайловича. Ко всему прочему, Эдуард Вистерман намерен добиться благословения на сбор пожертвований у Папы Римского Фрациска. Письмо отправлено, ответ придёт в конце года. От Русской православной церкви благословение получено.
«Памятник Достоевскому, выполненный таким знаменитым мастером, не прихоть. Это дань памяти. Это культурный обмен. В конце концов, это привлечет инвестиции в экономику. Недальновидно не использовать исторический факт проезда Достоевского по нашим местам в развитии туризма. Эта личность мирового уровня», – рассказывает о своём видении Эдуард Робертович.

Однако «необычный» Достоевский всё же будет совершенно точно. Скульптор из Нижнего Новгорода Алексей Щитов победил в конкурсе Союза писателей Кузбасса, главного партнёра проекта «Достоевский в Сибири – навстречу любви». Художник изобразил писателя вместе с Марией Исаевой.

Точно будут экскурсии. Первыми в однодневное путешествие в преддверии Дня шахтёра по памятным местам ранним утром 25 августа отправятся ветераны. Они посетят Старобачаты, Карагайлу, Прокопьевск, Новокузнецк.
Но очень хочется увидеть, как вскоре воплотятся в жизнь все идеи Эдуарда Вистермана.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.