«Это Россия!»: приключения араба в Кемерове

Ему всего 20 лет, а он уже знает пять языков и хочет выучить ещё как минимум три. Речь идёт о второкурснике КемГМУ Джафаре Мохаммеде.
Иностранный студент приехал в Россию из Саудовской Аравии. За два года жизни в чужой стране он успел стать преподавателем по хип-хопу и вполне сносно выучить русский, но до сих пор так и не привык к суровой зиме.
О том, какие неприятности с ним случались в морозы, чем его привлекают россиянки и какая методика помогает выучить любой иностранный язык, студент рассказал «Газете Кемерова».

«Почему врачи не знают иностранные языки?»

Джафар учится на лечебном факультете: в его семье большинство мужчин — врачи.
«После окончания школы я долго думал, куда поехать учиться: в США или Россию. В первой стране мне не понравилось: там всё как-то хаотично, из-за большого количества эмигрантов нет единой культуры, люди какие-то глуповатые. Поэтому я выбрал вашу страну. У себя на родине не остался потому, что у нас всё слишком строго, а я не люблю, когда меня к чему-то принуждают или что-то запрещают. К примеру, я не пью и не курю — и это мой сознательный выбор, а вовсе не потому, что я мусульманин».

Изначально Джафар планировал поступить в Российский университет дружбы народов в Москве, но из-за высокой платы за учёбу ему пришлось изменить решение. Да и в Кемерове по баллам он спокойно проходил на бюджет в КемГМУ. Подумал — и остался грызть гранит науки в столице Кузбасса.
«Первое время было очень сложно — почти никто не говорил на английском. Меня до сих пор это удивляет: почему врачи не знают хоть какой-нибудь иностранный язык? Профессия обязывает к этому, потому что пациенты бывают разные».
Непросто пришлось и на самих занятиях.
«Русские студенты очень быстро и слово в слово записывают лекции, а я пишу лишь то, что понимаю. Но это никак не отражается на моих знаниях: я тоже всё учу, читаю учебники, стараюсь разбираться во всём».
В России молодой иностранец также начал сверять свои стереотипы с реальностью.
«Я почему-то думал, что здесь — дискриминация иностранцев. Но это не так. По жизни я приветливый человек, поэтому мне легко подойти к незнакомцу и заговорить с ним о чём-то хорошем. Именно это я и делал в первые недели жизни в вашей стране. И мне все охотно отвечали на вопросы. Россияне показались приятными и (подбирает слово) smiley. Ещё слышал, что в России все пьют — опасался, что будут и меня заставлять. Однако и этого не случилось. Единственное, что поразило — многие совсем ничего не знают о других странах. К примеру, когда я говорил, что родился в Судане, а потом переехал в Саудовскую Аравию, люди интересовались: «А это где?»

Джафар придумал безобидный эксперимент, при помощи которого он изучает… местных красавиц.
«Если русскую девушку слегка тронуть пальцем, она не будет отскакивать и ругаться. Но попробуйте так подойти к арабке — она вообще близко никого не подпустит. Мне нравится, что здесь девчонки эмоциональные и открытые».

«Это Россия!»

Чего только ни случалось за два года в России со студентом. Но, пожалуй, самые сложные испытания ему преподнесла сибирская зима.
«Перед поездкой в Россию в 2014 году я заранее прочитал о местной погоде, купил большой тяжёлый пуховик. Летел сюда с пересадкой в Дубае — и там случайно оставил свою «тёплую ношу». На улице декабрь. Помню, как стюардесса после посадки в московском аэропорту объявила, что за бортом 30 градусов мороза. А на мне только джинсы и рубашка. Когда открыли дверь самолёта, я отключился. Очнулся там же — вокруг медики, полиция. Мне дали какую-то куртку… Таков мой первый опыт «общения» с российской погодой. У нас в Саудовской Аравии +10 — это уже зима, при +5 отменяют занятия в школе. Как-то был всего один градус тепла — по новостям передавали, что чуть ли не катастрофа случилась и люди умирают. Все ходили по улицам как зомби (смеётся)».
Но это были лишь «цветочки». Дальше — больше.
«У КемГМУ два учебных корпуса — в Ленинском районе и Кировском. Однажды я и моя сестра ехали на занятия в Кировский. Температура тогда была где-то −30. Наш автобус по пути столкнулся с другим пассажирским автобусом. Из-за этой аварии всех высадили. Вокруг — ничего. До остановки идти далеко. Я еле-еле передвигал ноги, замёрз из-за жуткого мороза. Наши телефоны перестали работать. Помню свои ощущения: «Ну всё, я сейчас умру! За что…?». Вскоре мы дошли до какого-то здания — я забежал и быстро начал искать там батарею. Все, наверное, подумали: «Кто это? Откуда? Что ему нужно?». После того случая до Кировского добираюсь только на такси, даже если осталось очень-очень мало денег — боюсь снова оказаться в такой же ситуации. Мне всего 20 лет — столько планов на жизнь. Рано умирать, да ещё и в мороз!»

А как-то во время учебной практики Джафар оказался в операционной. Пациенту поставили анестезию, а врачи на время вышли. Остался с больным лишь неопытный первокурсник.
«Вижу — мужчина открыл глаза. Водит ими туда-сюда. Потом начал поворачивать голову в мою сторону. Представляю его удивление: «Где все? Кто этот темнокожий парень? Что происходит?». Чтобы он сильно не паниковал, я накрыл его лицо простынёй, а сам пошёл за хирургом (улыбается)».
Не обошли вниманием студента и кемеровские полицейские.
«Как-то перешёл дорогу в неположенном месте. Меня остановила полиция. Попросили предъявить документы и дыхнуть в трубочку. Они подумали, что я продаю наркотики. Мой внешний вид, наверное, насторожил: длинные волосы, бандана на голове, широкие хип-хоповские джинсы. Меня отвезли в участок. Через час отпустили. На память ещё и селфи все друг с другом сделали!»
Вроде бы, иностранцев в городе немало, а всё равно наша публика удивляется экзотической внешности студента-медика — по словам Джафара, его постоянно останавливают с вопросом: «А можно с вами сфотографироваться?». Джафар никому не отказывает, но иногда испытывает от этого неудобства.
«К примеру, бегу я кросс на физкультуре. А меня начинают тормозить незнакомые девчонки с фотоаппаратом. Я им объясняю, что через 15 минут освобожусь, и мы сделаем фото. Но они не унимаются: «Давайте сейчас!». Останавливаюсь, фотографируюсь с ними, а сзади уже другие пристраиваются. Или ещё случай: подходит ко мне взрослая женщина и начинает гладить по голове: «Какой хороший! Хороший!». Я не знал, что делать: это было так неожиданно. А ведь я такой же, как все».

Но одно Джафару нравится однозначно — любимая фраза многих русских.
«Что-то хорошее случилось — «Это Россия!», плохое — то же самое. Как-то мне по скайпу звонил папа, связь всё время прерывалась из-за качества интернета. Папа так удивился этому. А я ему: «Это Россия, папа!». Знаете, у вас потрясающая страна!»

Первым делом — все плохие слова

Джафар с детства разговаривает на нескольких языках.
«Когда жил в Судане, говорил на одном диалекте арабского. Переехав в Саудовскую Аравию, пришлось выучить другой его диалект. Английский язык у нас в школе преподавали с шестого класса. Но когда я был в четвёртом, мой новый друг разговаривал только на английском и не знал моего языка — мы начали учить друг друга. В 16 лет я уже свободно говорил на этом иностранном языке. Японский стал изучать, когда полюбил аниме, французский — когда понял, что девчонки от него без ума. И уже два года я учу русский. В планах — немецкий, итальянский и испанский».
Зачем студенту знать так много языков? Всё просто.
«Это так круто, когда ты можешь что-то объяснить японцу, французу, американцу или русскому и они тебя понимают. Я вообще считаю, что, раз у нас в мире столько разных народов и языков, знать какой-нибудь иностранный язык — это не просто личное желание, а необходимость для каждого человека. Кроме того, я, как будущий врач, благодаря знанию языков смогу лучше рассказать о процессе лечения своим пациентам, среди которых могут быть и иностранцы, а также выслушать и понять их».

Самым сложным языком Джафар считает арабский: только грамматику нужно учить минимум три года. На втором месте — русский.
«Первое время было сложно изменять слова по родам и падежам. Но с этим кое-как справляюсь. Единственное, чего никак не могу запомнить — когда обращаться к людям на «ты», а когда на «вы». Порой преподавателям говорю «ты», а они меня за это ругают. А друзьям, наоборот, иногда задаю вопросы: «Как вы это решили?». Они тут же мне: «Мы же давно друг друга знаем, общайся с нами на «ты». К полицейским как-то тоже обратился на «ты». Для всех это нелепо. Но мне, правда, непонятна разница».
За годы изучения разных языков у Джафара появилась своя методика. Первое, что важно — заниматься по часу каждый день. Не пропуская ни единого дня. И тогда, уверен он, через год вы заговорите на новом языке.
«Первым делом я учу все плохие слова и маты, чтобы знать, как обо мне отзываются стоящие рядом иностранцы. Есть языки, на которых я не говорю, но такие выражения знаю. К примеру, на татарском. Для меня это почему-то важно. Но всем советую учить язык так: для начала освоить алфавит, потом выучить числительные от одного до ста, затем — названия еды, одежды, мебели и тому подобное. После приступайте к глаголам. И уже следующий этап — выстраивайте всё это в простые фразы. Такого результата можно добиться спустя месяц. Дальше — самое интересное: начинайте разговаривать с носителями языка. Не бойтесь ничего: ошибки будут всегда. Но если вы будете говорить с людьми, они вас поправят. Ещё помогают аудио- и видеоуроки. Важно освоить язык на уровне «Ты меня понимаешь — я тебя понимаю». Чтобы мой язык всегда совершенствовался, я очень много общаюсь с русскими. Кстати, мне помогал и такой вариант: я очень люблю книги Агаты Кристи — прочёл их все на арабском. Когда изучал английский, старался читать их уже на этом языке. Многое было непонятно, но, зная сюжет, я додумывал перевод некоторых слов, а потом проверял в словаре. В книге видно, как выстраиваются предложения, пишутся разные фразы. Так тоже хорошо изучать язык».

Сейчас Джафар продолжает изучать русский язык, но скоро планирует взяться уже за немецкий.
«Через шесть лет, когда получу тут образование, поеду в Германию. Там снова поступлю в медицинский университет и буду заново с первого курса всё постигать. Но, возможно, мои планы изменятся, и я останусь работать в Кемерове».

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.