Исчезнувшие навсегда: 13 домов Лукии Муриной

Томская художница Лукия Мурина бережно относится к прошлому. Вместе с мужем Николаем Исаевым она возвращает городу память о снесённых памятниках архитектуры в рамках проекта «Сжечь нельзя сохранить».
Художница пишет картины в жанре индустриального пейзажа, напоминая о былом величии советских предприятий и жизни современных. Участвует в выставках по всей России и организует проекты в Томске. Последняя – «Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны» – собрала работы художников из 17 регионов. Мы поговорили с Лукией Муриной о космической красоте заводов Кемерова, индустриальных яйцах и старинных домах, которых больше нет.

«Помните, здесь был я»

Томск – город из дерева и камня с 400-летней историей. Музей под открытым небом – деревянное зодчество, сибирское барокко и каменный модерн гармонично соседствуют друг с другом. Порой кажется, что время здесь остановилось. Старинные дома хранят память об истории Сибирской губернии и всей страны. Но люди далеко не всегда относятся к прошлому бережно. Многие архитектурные памятники заброшены и забыты. Дома пустуют, разрушаются, их поджигают ради забавы, выбивают окна. Или ещё проще – сносят, как бараки или любое другое жильё, лишённое исторической ценности. Затем возводят на их месте торговые центры, парковки, новостройки.
Художники Лукия Мурина и Николай Исаев напомнили Томску об утраченной красоте. Они придумали арт-проект «Сжечь нельзя сохранить». На месте исторических зданий авторы нанесли уникальные трафареты – каждый из них повторял очертаниями погибший дом. Над трафаретом слова: «Помните, здесь был я». Читаешь их, и дом уже становится живым, вызывая искреннюю горечь утраты. Встреча с ним – это разговор с прошлым.

Николай Исаев и Лукия Мурина
История арт-проекта началась с выставки-акции в старинном доме. Пустующее здание произвело на соавторов проекта такое сильное впечатление, что они решили привлечь внимание к его судьбе.
«В 2011 году мы с Николаем попали в заброшенный «гоголевский дом» в Томске. Его построил архитектор Федоровский в 1904 году. Это памятник федерального значения. Он выглядел удручающе: окна выбиты, территория не огорожена… В наше время такое возможно – памятники в центре города могут быть брошенными и никому не нужными. Нас это тронуло. Мы решили сделать в доме выставку-акцию совместно с молодыми художниками. Назвали её «Сжечь нельзя сохранить». Изначально там не было никакой запятой, и мы предлагали всем посетителям поставить её там, где они считают нужным. Конечно, все выбрали – сжечь нельзя, сохранить», – вспоминает Лукия Мурина. И отмечает, что в 2016 году «гоголевский дом» начали реставрировать.

Выставка «Сжечь нельзя сохранить», 2012 год
В 2013 году в Томске снесли двухэтажный каменный дом в стиле классицизма на Ленина, 143. Его уничтожили, чтобы построить торговый центр. Лукия и Николай пытались защитить архитектуру города, ходили на общественные слушания и пикеты. Но этого было мало. Художники решили выразить свою позицию через искусство.
«Нам с Николаем пришла одна и та же мысль – сохранить в памяти людей дома, которые навсегда исчезли из города. Сначала мы хотели напечатать снимки или нарисовать плакаты, но потом обратились к лаконичному языку уличного искусства. Работа была кропотливой. Мы собирали фотографии каждого дома, исследовали его историю и вручную создавали трафарет – уникальный, повторяющий облик дома. На сегодняшний день мы сделали 13 трафаретов исчезнувших памятников архитектуры», – говорит Лукия Мурина.

Художники презентовали арт-проект о «погибших» памятниках архитектуры на Всероссийском молодёжном форуме «Таврида» в Крыму. «Сжечь нельзя сохранить» уже увидели жители Томска и Новосибирска. Сейчас проект, посвящённый сохранению культурного наследия, представлен на межрегиональной выставке «Молодая Сибирь» в Красноярске.
Акция живёт в формате выставочного проекта – необычного, пронзительного. Художники организовали пространство так же, как в родном городе – гостям предлагают ходить прямо по работам.
«Мы распечатали фотографии трафаретов в натуральную величину – метр на метр. Устлали ими пол в выставочном зале и разрешили по ним ходить, – объясняет Лукия Мурина. – В экспозицию мы включили артефакт – обгорелую деталь деревянного дома, которую мы нашли и поместили в витрину. Она внесла трагический акцент в наш проект. Но тема ведь и вправду грустная… Нас упрекали, что мы не показываем положительного. Но наш проект – о памяти. Мы не можем спасти всё. Но мы можем помнить».

Индустриальный космос

Первым индустриальный пейзаж представил английский художник Уильям Тёрнер в 1844 году. Это был движущийся поезд, картина «Дождь, пар и скорость». Англичанин раньше других обратил внимание на технический прогресс. И пока развивалась индустрия, искусство шло в ногу с ним. Так происходит и сегодня.
«Мы живём в постиндустриальную эпоху. Индустрия, которая вдохновляла художников своей мощью, безумными темпами строительства, сейчас стала уходящей натурой. В то же время в современном индустриальном пейзаже живут новые городские объекты. Например, находит отражение тема строительства многоэтажек, новых торговых центров и так далее. Современное производство тоже отражено в искусстве», – объясняет художница.
Лукия Мурина пишет индустриальные пейзажи с тех пор, как побывала в Кемерове. Именно здесь она нашла своё направление. Её работы передают красоту индустриальных объектов.
«В Кемерове я впервые увидела панораму – трубы ГРЭС и «Коксохим». Меня до глубины души поразил этот вид. Вернулась в Томск и написала одну из первых работ. Родилась идея: почему бы не сделать серию «Сибирь индустриальная», по аналогии с советскими художниками. Туда вошли Новокузнецк, Юрга, Томск», – вспоминает художница.

Серия «Сибирь индустриальная». Кемерово. Гуашь, темпера, акрил
Художница написала вид из автобуса на Юргинский машиностроительный завод. Она несколько лет проезжала мимо него по дороге в Кемерово, в годы учёбы в аспирантуре КемГУКИ. Каждый раз думала запечатлеть Юрмаш, и со временем ей это удалось. Графический лист подтолкнул автора к созданию другой масштабной работы, посвящённой Кемеровской области.
«После «Юрги» появился триптих «Это Кузбасс». Я попыталась передать монументальный, индустриальный и тяжёлый образ региона. Написала три работы метр на метр: элементы предприятий Прокопьевска, Юрги и Новокузнецка», – описывает Лукия свой проект.

Панорамы «Коксохима» (вверху) и «Азота». Работы с индустриального пленэра
В этом году Лукия Мурина приняла участие в индустриальном пленэре сибирских художников на предприятиях Кузбасса. Его организовали новосибирский галерист Вадим Мишулин и кемеровский искусствовед Наталья Попова. За 10 дней участники побывали на Кемеровской и Беловской ГРЭС, а также на заводе «Азот». Работать нужно было быстро и в условиях строжайшей дисциплины.
«Это была очень важная поездка, потому что я впервые попала на территорию завода. Если до этого у меня была возможность созерцать панорамы и дымящиеся трубы, то теперь я могла побывать в самом сердце завода, увидеть гигантские механизмы очень близко. На «Азоте» мы практически не сталкивались с рабочими. Казалось, что завод живёт сам по себе. Он поразил меня своими объектами, похожими на космические аппараты. Постаралась в графических листах передать эту фантастическую мощь», – восхищается художница.

Серия «Азот»
Сейчас она продолжает работу по этюдам, воспоминаниям, зарисовкам. Три графических листа с видами «Азота» представлены на выставке «Рисунок России» в Художественном музее Томска.

Тонкая красота гаражей и цистерн

Лукия Мурина организовала выставку «Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны». В зале сибирского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) она собрала работы художников из 17 регионов России.
«Когда я начала увлекаться индустриальной темой, у меня не раз возникали идеи по организации выставки. Но тогда она мне представлялась совсем не такой, какой вышла. Мы с Ильёй Храбрым, новокузнецким художником, встречались и обсуждали проект. Мы видели выставку мощной, масштабной, соответственно теме. Мечтали провести её где-нибудь на заводе. А потом в Томске мне предложили провести выставку в филиале ГЦСИ. И я подумала – почему бы и нет? Но там пока небольшие площадки. Так родилась идея маленьких видов», – делится Лукия Мурина.
Куратору удалось гармонично организовать выставочное пространство. На фотографиях зал выглядит просторным, потому что работы выполнены в едином размере, все они – небольшие. Произведения посвящены избранному сюжету – стране заводов и фабрик, цистерн и гаражей, строек и товарных вагонов. Только посмотрели на неё художники иначе.

«Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны»
«Индустриальная тема – это чаще всего монументальные полотна. Мы же решили рассмотреть её в камерном пространстве и маленьком формате, придать лиричности и интимности видам. Приблизить индустрию к зрителю. Все промышленные объекты абсолютно несоразмерны человеку, они его поглощают. А здесь мы старались сделать их не такими угрожающими, более тёплыми и человечными. И передать их тонкую красоту», – говорит куратор выставки.
Многие авторы писали картины именно для выставки, поскольку предпочитают масштабные формы в своём творчестве. Индустриальный пейзаж – лидирующий жанр. Александр Кабин из Северодвинска рисует ржавые гаражи, цистерны и железнодорожные тупики. Александр Дашевский из Северной столицы работает над темой новостроек Петербурга. Илья Храбрый привёз из Новокузнецка в Томск диптих «Дирижёр» – изобразил на нём угольный карьер и кран.
В экспозиции представлены и другие объёмные работы. Это трёхмерный пейзаж Аксиньи Сарычевой из Томска и индустриальные яйца Лукии Муриной.

Индустриальные яйца. Гипс, темпера, акрил.
«В этом году Пасха совпала с 1 мая, праздником труда. Поэтому я совместила присущие им смыслы – индустриальные виды как символ труда и растущего государства, а также пасхальные яйца – часть православной традиции. Меня многие спрашивали: наверное, это шутка и стёб? Мне кажется, это не так. Оба символа гармонично сочетаются в нашей жизни», – рассказала художница.
Лукии Муриной удалось создать более изящный образ индустриальной России, чем мы привыкли видеть. Недостроенные дома, заводские трубы и пустые пространства обрели свою красоту, имя и голос – так же, как уничтоженные архитектурные памятники Томска. А мы получили возможность посмотреть на них другими глазами.

Открытие выставки. Фото: Павел Рыскаленко

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.