Город поваров, воров и водителей

Сочи становится понятнее, если получше присмотришься к людям, которые там живут. Только поговорив с ними, выслушав их истории, поняв их проблемы, можно представить, как живет и чем дышит город сегодня. Журналист «Газеты Кемерова» продолжает рассказывать о столице зимних олимпийских игр.
Читайте также: Сочи – мертвый город,Лыжник Бессмертных: охота «золото», но оно – одно
На следующий день после того, как я прилетел в Сочи, я, конечно же, пошел гулять по центру города и ради любопытства заглянул на рынок, который находится на улице Роз. Кстати, по рассказам старожилов, улица получила такое название потому, что раньше вдоль нее росли кусты розы. На рынке я разговорился со светловолосой продавщицей – одной из нескольких женщин, торгующих мясом в крытом павильоне. Она предложила мне купить кусочек «нежной телятинки», а я поинтересовался, каково жить в Сочи.
«Единственное, о чем хочу жаловаться, что «скорая» приезжает через четыре часа, – говорит мне Анаида, заворачивая в целлофановый пакет кусок говядины для одной из постоянных клиенток. – У меня ребята рабочие жили из Сибири. Им негде было остановиться, я их на день-два взяла: хотела помочь, потому что у нас олимпийский город. Один парень заболел. Я семь раз звонила в «скорую». Я им объясняла: парень отравился, 35 лет, если, не дай бог, умрет – приду и взорву вашу скорую помощь».

В итоге, ее муж сам повез больного сибиряка в больницу, а бригада медиков приехала уже после. Говорят, что местные врачи хотят, чтобы сочинцы пользовались услугами платной скорой помощи, вызов которой стоит порядка трех тысяч рублей, отмечает женщина.
На вопрос, гостеприимны ли сочинцы, женщина говорит, что лично она готова приютить любого нуждающегося в крове, и накормить того, кто попросит кушать. Сама Анаида родом из Абхазии. В войну (Грузино-абхазская война 1992-1993 годов, – «Газета Кемерова») перешла с двумя детьми в Сочи и живет уже здесь 20 лет.
«У меня семь дней жили чеченцы, и я с них ничего не взяла, потому что им не заплатили, – говорит продавщица. – Там, где они остановились, им ни один час не дали пожить бесплатно, и ведь там тоже были армяне, а я пустила их, как только они попросились. Уходя, один из них сказал, что нельзя о человеке судить по его нации. Он низкий поклон сделал мне, мужу и ушел».

Население города-курорта насчитывает около 360 тысяч жителей, но в сезон оно увеличивается до миллиона человек и более. По протяженности Сочи является вторым городом в мире, после Мехико, а значит самым длинным курортом. Кроме того, Сочи славится своим уникальным климатом: самые северные в мире субтропики соседствуют со снежными горными вершинами… А еще у местных есть такая присказка: «Сочи – город поваров, воров и водителей». Со вторыми мне, к счастью, не довелось встретиться, о первых я расскажу чуть позже. Сейчас же поделюсь своими наблюдениями о сочинских маршрутках.
Хотя центральный Сочи – небольшой, и его за час можно обойти пешком, несколько раз мне пришлось проехаться в маршрутном такси. Вместо «ПАЗиков» там бегают небольшие импортные автобусы. Цена проезда, как и в Кемерове, составляет 16 рублей, но рассчитываться принято при выходе.

В основном я ездил на седьмой маршрутке, и так получалось, что попадал на одного водителя: молодого парня, похожего на актера Колина Фаррелла, только по-смуглее. Не знаю почему, но в Сочи между пассажиром и маршрутчиком существует какая-то теплая, почти дружеская связь. Неважно, по какой пробке ползет автобус и сколько осталось до остановки, ты говоришь: «Открой здесь», и он без проблем открывает. На лице водителя не заметишь никакого недовольства и раздражения. Он спокоен, умиротворен и даже приветлив, чего мне не доводилось увидеть в Кемерове.
Но один раз «Колина» подрезал другой маршрутчик и свернул ему правое боковое зеркало. Автобус, который влез перед нашим, двигался очень медленно и конструкция зеркала лишь отошла в строну. Но смуглый «Фаррелл» рассвирепел: вышел из автобуса и, распахнув дверь обидчика, стал предъявлять ему по всем статьям. В итоге, он под одобрительные смешки пассажиров забрал у того две тысячи рублей.

Спустившись по ступеням в подземный переход неподалеку от памятника Святому Михаилу Архангелу – покровителю города Сочи, я встретил настоящего переходного музыканта. Он пел «Вальс-бостон» Розенбаума, играя на потертой восьмиструнной гитаре, которую когда-то нашел на свалке и доработал самостоятельно, прикрутив при этом две дополнительные струны. Звук инструмента мне понравился: приятный, мягкий, немного глуховатый. На вид музыканту было около 50 лет, на его красный от загара широкий лоб спадали пепельные волосы, а на губах играла веселая улыбка.

Певца звали Герман. По профессии он оказался клоуном. Забавно, но его сценическая эмблема, которая приклеена к внутренней стороне корпуса гитары и видна через отверстие – пиковая дама. Помните повесть Александра Сергеевича? Герман уже 25 лет стоит в этом самом переходе и играет прохожим. Конечно, у него есть другие виды заработка, но ему это «по кайфу». Петь в переходе – это совсем не то, что выступать в кабаке – это для души, говорит мужчина. «Я – олицетворение сочинского перехода, – откровенно заявляет Герман. – Меня знают отдыхающие из Питера, Москвы, Белоруссии…».

«Хочешь знать правду о Сочи? – рассказывает Герман. – Тут есть один дом неподалеку 1953-го года постройки. Жильцам сказали, что он аварийный, и надо всех выселять. Почему? Потому, что мэр хочет это место себе купить. А десятерых человек, которые жили в этом доме, переселяют в однокомнатную квартиру на границе с Абхазией. А в этой новостройке еще окна не вставлены. Дети ходят в школу, в садик, а тут раз – и на границу: там ни садика, ни горячей воды. Придет женщина с ребенком и будет обживаться. Если она без мужика? А большинство – без мужей, потому что в Сочи семьи хрупкие. Грузинские, армянские, греческие семьи нормально живут. А вот русские – все разведенные бабы. Если есть сожитель, то мастерок он в руках не держит…».

Герман объясняет, что всеми черновыми работами в городе занимаются приезжие: местные молодые люди не привыкли работать. Потому что его (сочинского парня) мама построила три-четыре сарайчика и туда пускает отдыхающих. Она за это имеет деньги и на работу не ходит. Пацанчик ходит – руки в брюки. Ну, поможет немного, но, опять же, он не подметает, не убирает за отдыхающими. У него с детства нет понимания того, что он должен работать на заводе, за руль садиться. Если мама ему денег не дала – он украдет у нее. Если не может у нее украсть, то украдет у отдыхающих. Это, как закон города, подытоживает переходный музыкант.

Администратор одного крупного кафе поимени Елена рассказал мне, что их заведение к олимпиаде попросили оборудовать местами для инвалидов, в туалеты поставить специальные унитазы и поручни, а в меню включить калорийность блюд и перевод на английский и французский языки. Кроме того, олимпийский комитет проводил для работников общепитов трехдневные курсы, где первый урок был посвящен английскому языку, второй – истории олимпийских игр, а третий – паралимпиаде. «Нас предупредили, чтобы не было никакой жалости к паралимпийцам, никаких печальных взглядов, – говорит Елена. – После курсов мы написали тест на «отлично» и получили сертификат, в котором написано, что мы можем обслуживать гостей олимпиады».

Гуляя по сочинским улочкам, сложно найти заведение, не оборудованное пандусом. К магазину, ресторану, банку, памятному месту обязательно ведет специальная дорожка для слепых. Во всех, или почти во всех, подземных переходах города установлены подъемники для инвалидных колясок. На крупных перекрестках работают светофоры с голосовым сопровождением.

Не знаю, связано ли это с олимпиадой или нет, но на табличках с указанием улицы рядом c надписью на русском языке есть вариант на английском, над постом сотрудников полиции – пояснение для иностранцев – police. Еще в Сочи есть такие круглые киоски по форме напоминающие консервные банки, которые разбросаны в самых оживленных местах города, они служат витринами для продавцов солнечных очков. На каждой из будок на английском и русском написана краткая история города Сочи или информация о его устройстве.

В Сочи есть длинная лестница, которая ведет к храму Михаила Архангела. Недавно местные активисты превратили ее в краеведческий календарь, начертав на ступеньках всю историю города начиная момента основания форта Александрия и заканчивая проведением зимних Олимпийских игр в 2014 году. На этом «отрезке» отмечены такие знаковые события как избавление от малярии (1956), утверждение первого генплана курорта Сочи (1933), основание парка Ривьера (1898) и так далее.

Через дорогу от Сочинского морского торгового порта установлены олимпийские часы. Они сделаны из гигантских ромбовидных пластин, одна из которых полностью выполнена в стиле сочинской олимпиады – состоит из различных узорчатых ромбиков. Часы двухсторонние: с одной стороны идет отсчет дней, часов, минут и секунд до начала зимних олимпийских игр в Сочи, с другой – до начала паралимпийских.

Ни одна экскурсионная группа не обходит стороной эти олимпийские часы, и почти круглые сутки с ними фотографируются туристы со всего мира. Однажды я наблюдал, как японская журналистка, одетая в белый короткий сарафан с русским платком на плечах, видимо для антуража, снимала сюжет об олимпийском хронографе. Она очень забавно отсчитывала на японском секунды вслед за часами.

Таким же признаком надвигающейся олимпиады можно назвать растущие как грибы после дождя – отделения Сбербанка. Официальный банк олимпиады открыл в Сочи более сотни отделений и банкоматов. Но символика олимпиады преследовала меня не только на вывесках банка, но и на упаковках продуктов. Хлеб, сок, шоколад, печенье были украшены олимпийским кольцами.
Дальше – больше. На улочке, которая тянется вдоль пляжа, находится множество сувенирных магазинчиков, торгующих помимо всего прочего олимпийской атрибутикой: это мягкие игрушки, полотенца, канцелярия, посуда, какие-то щетки и много еще чего. В одной лавке я нашел олимпийскую жвачку. Стоила она, как и все олимпийское в России, намного дороже своих импортных аналогов. Купил одну со вкусом зеленого яблока, чтобы показать коллегам – посмеяться. Когда мы ее потом распаковали, жвачка оказалась, мягко говоря, неважной на вкус, и примерно через три минуты появилось желание ее выплюнуть.

Самым монументальным и зрелищным воплощением грядущей олимпиады, помимо самих объектов, на мой взгляд, являются огромные олимпийские кольца, будто разбросанные вокруг развязки «Адлерское кольцо». Каждое возвышаются на 18 метров в высоту, на внутренней стороне прорезан снежный орнамент, а на внешней – цветными буквами выделены названия континентов.
Как бы стремительно Сочи не менялся внешне, истинный дух города несут в себе люди, который в нем живут. Рассказы о стройке, олимпиаде и сочинцах читайте в следующих материалах проекта.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.