Я ненавижу свадьбы

Это вульгарное, жалкое в своем убожестве нелепое мероприятие, со всеми этими выкупами, проездами по тысяче мостов и венчающим торжество сборищем желающих пожрать и нажраться в какой-нибудь провинциальной забегаловке. С пошлыми конкурсами, с обязательным раздеванием и потрясыванием далеко не симпатичных голых частей тела, с вызывающим омерзение «обносом» гостей каких-нибудь блинов (это когда надо блин откусить, стопку водки выпить и сказать, что ты даришь молодоженам с желанием, чтобы все остальные поняли, какой ты щедрый) и, конечно же, танцами под самую что ни на есть лютую попсу, от которой в обычное время рот сводит от отвращения.
Я знаю многих людей, которые ненавидят свадьбы так же, как и я. Но что интересно: эти самые ненавистники ходят на эти самые свадьбы, перекатывают яйца под одежами, дарят дорогие китайские сервизы и танцуют, самозабвенно вскинув руки вверх под какую-нибудь «Рюмку водки». Скажу больше –я знаю некоторых людей, которые ненавидят свадьбы так же, как и я, но справляют их абсолютно по такому же сценарию.
Так вот, свадьба – это не мероприятие по большому счету, свадьба – это отражение национального характера и национального самосознания. Того самосознания, которое раскрывается в самом слове «горько», когда оно звучит на одном из самых казалось бы важных и веселых событий, как оптимистичный призыв, но на самом деле означает пребывание в довольно печальном состоянии. И да, Жора Крыжовников снял гениальное кино, которое рассказывает о нас больше, чем все другие снятые российские фильмы за этот год. Да, мы такие. Глупые, высокомерные, чванливые, завидующие, сентиментальные, добрые, шумные. И режиссер талантливо, с неимоверно-выверенным вкусом повторяет для всех зрителей давно известную истину: «надо уметь над собой смеяться». Некоторые же от увиденного нос воротят. И плюют на зеркало (а некоторые и желчью харкают) почем зря.

За последние годы не видел ни одной картины, где бы были так точно и ярко, абсолютно достоверно ухвачены и показаны узнаваемые психологические типажи и социальные элементы. Такое ощущение, что каждую фразу, звучащую в картине ты уже где-то слышал. Такое подозрение, что своих героев режиссер срисовал точь-в-точь с тех персонажей, которых встречаешь ежедневно уже в реальности. Причем достоверность во всех жестах, во всех взглядах, во всех движениях. И это точное попадание во все выставленные цели не просто радует, а восхищает, вызывает желание аплодировать и конечно ржать во все горло. Не смеяться над этим может только человек, либо лишенный чувства юмора напрочь, либо тот, кто вдруг обнаружил про себя и окружающих то, что до этого сознательно скрывал (или лживо отрицал), находясь в «страшно далеком» состоянии от своих соотечественников. Я, например, никогда в жизни не стану играть свадьбу, но я не буду лицемерно отрицать что на какой-нибудь очередной гулянке, выпив пару бокалов, не зайдусь в экстазе (больше, конечно, эпатажно надуманном, чем реальном, но ведь зайдусь) под «Одиночество сволочь» и не буду зарекаться что все может закончиться расставанием с содержимым этих бокалов несколько противоестественным способом.

Причем режиссер опять же подает все с неимоверной долей стеба и иронии. Да за одну походку Светки, которая «завтра, чтоб самая красивая у меня была» и кожурой от семок в дорогом бокале для мартини, можно отдать все гэги российских комедий последних лет. Да за один заливистый смех будущей свекрови, которой «главное не нажраться», можно отдать все диалоги российских вымученных поделок, сделанных на потребу публики. Вот пусть эту публику лучше вот так в лоток макают, чем, ублажая «Елками», довольно убого заставляют убедить себя через бытовую пошлость в принадлежности к великой нации.
Что же касается смутившей многих надписи «посвящается нашим родителям», то в этом тоже есть добрая и незлобная ирония (а не издевательство, как некоторые посчитали). Вот моя мама плачет от счастья, когда смотрит концерт Стаса Михайлова и с интересом следит за убогими российскими сериалами. Мне ее ненавидеть за это? Орать про ее плохой вкус, демонстративно выключая телевизор? Или мягко подтрунивать, понимая что это все-таки приносит ей какую-никакую, а простую человеческую радость? Так что вставать в позу тогда, когда можно просто над этим посмеяться как минимум признак собственной гордыни.

Противники фильма не отрицают, слава Гайдаю, хотя бы очевидного. «Горько!» выгодно отличается на фоне всего остального российского кино своим профессионализмом. Четкий выверенный сценарий, отличная актерская работа (Юлия Александрова просто великолепна, но там дифирамбы можно петь даже девушкам в мини, появляющимся на заднем плане, танцующим на стойке – все достоверны до каждого вздоха). Порой, конечно, авторы прибегают к гиперболизации и сгущению красок, но даже это выглядит как отражение обычной российской действительности. Крыжовников до этого снимал только короткометражки, одной из которых кстати, под названием «Проклятие» активно некогда делились в соцсетях друг с другом с призывами: «Посмотри! Как офигенно и правдиво!» В ней рассказывалось об актере, который приходит на кинопробы в какой-то сериал и саморазоблачительно для своей профессии рассказывает о своем житие-бытие. Там тоже эффект юмора достигался через осознание довольно нелицеприятных для персонажа вещей. И когда это касалось актеров, все удовлетворенно улыбались и смеялись. А когда режиссер замахнулся на более широкие слои населения, почему-то у многих это вызвало неприязнь и отторжение. И это очень по-русски. Пусть смеются над кем-то, но только не надо мной.
А вообще, создатели отлично проводят процесс суггестирования. Вот посмотришь фильм, сидишь, лыбишься и думаешь: «Ну, страна моя, ты конечно убогая, жалкая, но ведь родная ты мне, люблю я тебя!» Так что эта комедия куда более патриотичное кино, чем лживо-глянцевый «Сталинград» и иже с ним. Горько!

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.