Воспитателю важно оставаться большим

В январе в силу ступил федеральный стандарт дошкольного образования. Согласно новому документу, к выпуску из детского сада у ребенка должны быть развиты такие личностные характеристики как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям, отзывчивость и так далее. «Газета Кемерова» попросила рассказать о воспитании в детских садах психолога, воспитателя и двух педагогов.
«Я работаю с детьми от четырех до пяти лет. В группе – 24 ребенка. Утром я должна поздороваться, принять ребенка. Потом, когда все соберутся, мы обсуждаем, какая погода была с утра. Затем можем посадить группу рисовать или вырезать, если знаем, что у какого-то из детей это плохо получается, – говорит Оксана Казакова, воспитатель детского сада №5. – После утренней гимнастики и завтрака начинается образовательная деятельность по плану. В понедельник, допустим, – это математика, во вторник – чтение художественно литературы, в среду – экология. Занятия интегрированы: что-то рассказываем, потом подвижная игра и скороговорка».
В программе детского сада, где работает Оксана четко прописано, что ребенок должен уметь в сентябре и что – в конце года. Три раза в год развитие детей диагностируется. Если ребенок в чем-то не успевает, то его берут на карандаш и затем стараются подтянуть до высокого уровня. Индивидуальная работа с такими детьми проходит утром, когда у остальных – свободная деятельность. Если родители приводят своего ребенка поздно, то они остаются без индивидуальной работы, отмечает воспитатель.
По словам Оксаны, такое качество, например, как инициативность, в ребенке развивается посредством дежурств в столовой или на занятиях изо, когда нужно помочь расставить баночки с краской. Кроме того, очень много настольных и сюжетно-ролевых игр, которые содействуют развитию этого качества.
«Каждый день мы вывешиваем план для родителей, чем занимаемся в течение дня. Если учим скороговорку, то записываем ее текст, что бы они дома могли позаниматься. Но почему-то родителям не до этого. Мы стали давать домашние задания, – например, написать слава на букву «Ш» на листочек и принести в сад. Нам нужно чтобы дома тоже шла работа», – рассказывает Оксана.
По словам педагога Марии Маметьевой, в бесплатном детском саду ребенку расскажут сказку, с ним, может быть, порисуют, хотя, скорее всего, просто выдадут карандаши, плюс проведут зарядку. Но об индивидуальном, глубоком развитии речи там не пойдет.
«Есть неплохие бюджетные детские сады, но тут есть другая проблема. Каким бы хорошим ни был сад, воспитателю на 30 человек не разорваться, чтобы провести какое-то занятие и посмотреть, кто как пишет буковку, как кто читает. Кроме того, часто в садики берут не квалифицированных педагогов, а утраивают мамочек, которые хотят быть рядом со своим ребенком», – говорит Мария.
Любой вид развития ребенка дошкольного возраста – это игра. В детских садах есть командные и коллективные игры, но насколько они развивают целеустремленность и самостоятельность – не ясно. «Когда три-четыре года ребенок по звонку кушает, по звонку ложится спать, как и все, скорее, наоборот, он становится серой массой», – отмечает педагог.
Но не отдавать ребенка в садик – не выход, потому что ребенку необходимо общаться. С трех лет у детей начинается период ролевых игр. Если он живет в семье – это значит, что вся семья будет в них задействована. Например, мама окажется принцессой, а папа – лошадкой, а домик будет под диваном. Вряд ли кто-то сможет играть с ребенком каждый день, кроме того, наверняка взрослые будут делать это с оттенком скептицизма, утверждает Мария.
Хорошая, но, правда, не бесплатная альтернатива муниципальным детским садам – частные детские центры. Мария Маметьева работала в одном из таких, и, по ее словам, прогресс у детей, которые посещали ее группу, намного выше, чем у тех, кто занимается в обычных учреждениях.
«Разница в том, что на шесть-восемь человек в такой группе работает два педагога: ребенок получает больше заботы и внимания, он не находится в стрессовой ситуации, – отмечает Мария. – В центре использовали в том числе методику Монтессори, которая ориентирована на индивидуальное развитие и учит учиться. Малыш спокойно сам разбирается с материалом, с тем, что его окружает. А его окружает ориентированная на развитие среда».
На вопрос, как понять родителям, что воспитатель детского сада делает что-то не так, Мария Маметьева рекомендует обращать внимание на то, как ведет себя ребенок дома. Если он агрессивен, хотя мама с папой не дерутся, не ругаются, – есть вариант, что пример он взял с других детей или, возможно, воспитатель неправильно себя ведет. Или если ребенок наказывает свои игрушки, он может копировать поведение воспитателя. Когда ребенок вдруг стал робким, зажимается, во время громких разговоров, то возможно, в детском саду на него кричат.

По словам педагога-дефектолога Марии Головиной, традиционная классическая педагогическая система, используемая во всех бюджетных детских садах, не позволяет развивать ребенка таким образом, чтобы поддерживать его инициативность, самостоятельность, активность. Преобладает, как правило, авторитарный вид воспитания, который навязывается педагогами. Воспитатель идет не за интересами ребенка, а составляет план занятия, в который ребенок должен быть включен. Во время занятий в качестве мотивации могут использоваться разные игровые способы, но очень для многих детей такая мотивация никак не действует. Возможно, как театральное действие, такое занятие может быть интересно ребенку, но никак не стимулирует его на познавательную деятельность.
«По новым стандартам все занятия должны проводиться в игровой форме. Нельзя, как раньше, усаживать ребятишек за столы и проводить занятие, похожее на школьное. Однако переход на такую игровую систему развития ребенка крайне сложен. Воспитатели и даже методисты во многих детских садах не понимают, как это сделать реально, – говорит Мария Головина. – Сейчас педагог поставлен в сложные условия, когда программы и нормы не позволяют учитывать интересы ребенка. Такие условия вряд ли могут способствовать живому контакту. Контакт получается формальный и развитее – формальное».
Как считает педагог, группы в детских садах должны быть разновозрастные, чтобы у ребятишек формировались разные интересы: кто-то из четырехлетних сверстников готов переходить к игровой деятельности, а кто-то еще на «трехлетнем» уровне. При разноуровневом развитии детей формирование разновозрастных групп позволит ребенку найти свою нишу в детском коллективе.
Отмечая большую важность игровой среды в детском развитии, Мария Головина сетует, что игровое пространство сейчас заполняется, как правило, проработанными до мелочей игрушками, например куклами, у которых детально прорисованы черты лица. Они не оставляют пространства для развития воображения.
«Раньше игрушки были очень простые, ребятишки могли играть с палочкой, платочком, было пространство, чтобы поупражнять свое мышление, воображение, дополнить чем-то, попредставлять. Игрушка стала развлечением, а не развивающим моментом», – говорит педагог.

Детский психолог Ольга Пенкина, работающая в детском саду №49, также отмечает «заорганизованность» детей со стороны воспитателей и говорит о недооценке свободной игровой деятельности. Кроме того, порой в детском саду воспитание построено по школьному принципу: воспитатели усаживают детей за столы и показывают что-то на доске, требуя усидчивости.
«Ребенок в этом возрасте не должен себя заставлять сидеть и учить, потому что впереди его ждет школа. Обучение должно проходить через интерес, через игру. Задача дошкольного образования в том, чтобы и дальше ребенку хотелось узнавать, учиться, – поясняет Ольга Пенкина. – В дошкольном образовании очень много тревоги за ребенка. Воспитатели боятся, что он что-то пропустит, что-то не возьмет сам. Готовят малыша к будущей жизни и забывают, что он живетсегодня. Все считают, что ребенок пришел в этот мир пустым и его нужно наполнить, а, по сути, его надо раскрыть».
Бывают такие ситуации, когда дети становятся неуправляемыми: истерят, ломают игрушки и мебель, колотят воспитателя, когда тот пытается их успокоить. На вопрос, как должен вести себя педагог в таких ситуациях, детский психолог ответила: «Воспитатель должен сделать так, чтобы ребенок впредь больше с ним так не обращался. Мы однажды так поступили, когда оодин из детей ломал мебель: брали его игрушки и говорили, что если он впредь позволит себе ломать мебель, то с его игрушками тоже что-то произойдет. Дети адекватно реагируют, если на них реагировать. Воспитателю нужно искать способы воздействия, а не говорить родителям: это ваша ответственность, ваш ребенок – псих, сделайте с ним что-нибудь. По сути дела, воспитатели часто боятся детей, потому что ребенок может пожаловаться и рассказать все в своем свете, и тогда педагог получит. Когда ты боишься ребенка – он получает власть, он начинает тебя контролировать, становится большим и главным. Воспитателю важно оставаться большим».

Федеральный стандарт дошкольного образования построен на принципах уникальности и самоценности детства. Обучение детей по новому стандарту должно быть организовано, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. При этом развитие личности ребенка должно происходить по следующим направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Также в стандарт включено понятие развивающей предметно-пространственной среды. На основе требований этого стандарта детские сады будут разрабатывать и утверждать свои программы в 2014 году.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.