Уроки Крыма

Министерство образования и науки России опубликовало рекомендации по проведению в школах страны уроков «Крым и Севастополь: их историческое значение для России». Педагогам советуют подчеркнуть на уроках «обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм», а также «показать миротворческий и гуманистический характер действий России». В некоторых кемеровских учебных заведениях подобные занятия прошли раньше, чем Минобрнауки выступило со своей инициативой. Педагоги акцентировали внимание детей на истории полуострова и старались не касаться политических аспектов. Однако не все родители за изучение новейшей истории, которая творится здесь и сейчас.
Открытые уроки «Россия и Крым» в кемеровской школе №37 провела учитель истории и обществознания Юлия Карпенцева. Занятия в рамках внеклассной работы шли в течение двух последних недель апреля. В результате с историей Крыма успели ознакомиться ученики шести девятых и одного 10-го класса, в которых Карпенцева ведет обществознание.
«Мои уроки не носили политического характера. Абсолютно, – говорит преподаватель. – Передо мной стояла задача: рассмотреть историю Крымского полуострова как неотъемлемую часть Российского государства. Сама я человек аполитичный, высказывать свое мнение на уроках считаю неправильным, поэтому беспристрастно рассказывала детям хронологию событий – с самых древних времен до референдума 16 марта 2014 года».
По словам Юлии Карпенцевой, подростки с удовольствием прослушали обзорные лекции по истории Крыма и Севастополя, потому что многие из них ее не знали или уже успели забыть: в учебниках она подавалась частями.
«Уроки хоть и носили лекционный характер, в конце дети задавали вопросы, – отмечает заместитель директора школы №37 по воспитательной работе Людмила Игнатьева. – Видно, что они небезучастны, наверное, и дома разговоры ведутся, но острых политических вопросов не звучало».
В городском лицее №62 также старались не затрагивать политику, но совсем без нее обойтись не смогли. Здесь «урок Крыма» под названием «Мы вместе» прошел по инициативе родителей 10 «В». В актовом зале лицея занятие вел преподаватель истории одной из кемеровских гимназий, участник проекта «Гражданский университет» Максим Сущенко. Он показал десятиклассникам небольшой фильм о Крыме, познакомил их с историей полуострова. Не остались в стороне и вопросы новейшей истории: дети выразили свое отношение к тому, что происходит в Крыму и на Украине сейчас.
«Политическую сторону вопроса на занятии не обсуждали, – комментирует завуч Ирина Осинцева. – Педагог спросил ребят о том, хорошо или плохо то, что Крым вошел в состав России. Поговорил с ними об общечеловеческих ценностях. Ребята достаточно взрослые, имеют свою точку зрения. Но никто не говорил, что присоединение – это плохо».
По замечанию завуча, школа – не место для политики. Школа – место, где дети должны получать общечеловеческие знания и ценности и понимать, что хорошо, что плохо. Ирина Осинцева также отметила, что после майских праздников подобные ознакомительные уроки пройдут и в других классах. Скорее всего, про Крым детям будут рассказывать учителя истории и обществознания в рамках своих занятий – не больше 10-15 минут. По словам педагога, в конце учебного года идут уроки повторения, поэтому учебному процессу тема Крыма не помешает.
Хотя учителя отмечают аполитичность «уроков Крыма», не все родители согласны с тем, чтобы эти занятия проводились. Сын кемеровчанки Елены Силиной учится в восьмом классе школы №93. По мнению женщины, давать такие уроки сейчас – неправильно. «Мой сын учится в историко-правовом классе, но об уроках про Крым он не рассказывал, – замечает Елена. – Мое отношение к подобной инициативе негативное. Я считаю, что люди сами еще не разобрались в том, что происходит на Украине. Когда эти события станут историей, их надо включать в учебники. А сейчас, как это преподносить детям, я не знаю».
Доктор политических наук, профессор КемГУ Сергей Бирюков отметил, что подобные уроки «с учетом исторической значимости Крыма и Севастополя для России, а также с учетом современной крайне непростой геополитической ситуации» выглядят оправданно. По его мнению, эту «тему не следует излишне политизировать, но определенные политические акценты должны быть расставлены. Сделать это необходимо спокойно и взвешенно».
Сами ученики не против уроков по истории Крыма. «К сожалению, сейчас мы плохо помним собственную историю, а на таких занятиях школьники узнают, что этот край издавна был связан с Россией, – говорит ученик 10-го класса городского классического лицея Михаил Атепаев. – Но я считаю, что уроки должны быть факультативными, заставлять никого не нужно, так как это вызовет отрицательную реакцию». Школьник подчеркнул, что нужна именно история, так как сейчас каждый человек вовлечен в политику через СМИ и интернет. «Мы все уже устали от излишней политизированности, а история – это тот базис, тот стержень, который объединяет общество. И чем чаще мы будем вспоминать «дела давно минувших дней», тем лучше».

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.