Цех вместо пиццерии

Необходимость импортозамещения. Острая потребность в квалифицированных технических кадрах. Нехватка молодых профессионалов на производстве. Все эти проблемы на слуху, рассуждают о них многие. Но кое-где не только рассуждают. А что-то делают. Как происходит это в шахтерском Междуреченске, где вот уже год работают студенческие мастерские, главная цель которых — подготовить «технарей»-теоретиков из вузов к той самой реальной работе на производстве. А попутно решить еще множество столь же важных проблем — или, по крайней мере, попытаться это сделать. Впрочем, обо всем по порядку.

Мастер Петрович и белые перчатки

Итак, юг Кемеровской области, 10 километров от города Междуреченск, крупнейшая в России угольная шахта «Распадская». Именно здесь год назад на базе научно-производственного центра «Горные машины, инновации, конструирование» (ГМИК) и появились на свет те самые студенческие мастерские, где проходят практику учащиеся Кузбасского государственного технического университета. Это студенты третьего, четвертого и пятого курсов, отличники и «хорошисты». Те, кто в теоретической части вполне подкован, кто вот-вот станет дипломированным специалистом, и кто… порой очень приблизительно представляет себе реальный рабочий процесс на той же шахте. А ведь многие молодые спецы после получения диплома пойдут на производство — и как это будет выглядеть?

«Да примерно так — приходит молодой парень на производство, его направляют, чтобы „пообтесался“, на слесарные работы, в обучение к какому-нибудь Ивану Васильевичу или Петру Петровичу. Нет, я об опытных мастерах хорошего мнения, но иногда ведь бывает и так — начинают ремонтировать какой-то механизм, перебирать детали. Все это прямо на месте, в грязи, „на глазок“. Понятно, что такое „учение“ далеко не всегда к хорошему приводит. А у нас здесь ребята приходят на практику в цех — и работают с тем же механизмом буквально в белых перчатках! Да еще и предварительно составят четкую дефектную ведомость, все просчитают — сроки, издержки. Это уже вполне „здоровое“ соединение теории и практики», — говорит директор ГМИК Данил Ольховиков.

Вместо работы в пиццерии

Данил Юрьевич как раз и является главным энтузиастом развития студенческих мастерских — сперва в Кузбассе, а затем и по всей России. Это его идея, над которой он бьется уже несколько лет — чтобы студентам технических вузов была обеспечена возможность еще на стадии учебы пройти полноценную практику на производстве, получить «рабочий» разряд, да еще и денег при этом заработать. Как? Да очень просто.

«Вообще первый импульс идеи я помню более-менее отчетливо — это было в Китае, куда я поехал на выставку, связанную с угледобычей. А надо сказать, что я сам горняк с многолетним стажем, и в забое работал, в том числе, и далее по той же специальности. Соответственно, стараюсь быть в курсе всего, что с шахтами связано. И вот я на выставке, иду вдоль стендов — и начинаю замечать презентации китайских студенческих мастерских. Да еще и с конкретными образцами продукции. То есть, студенты работают, им поступают от предприятий заказы, они их выполняют — и опыт им в копилку, и зарплата!».

Такие же мастерские, добавляет Данил Ольховиков, функционируют далеко не только в социалистическом Китае, но и на Западе, в той же Германии. А все потому, что и там, и там понимают — квалифицированные инженеры, знающие производство не понаслышке, всегда будут нужны.

«Да и пусть даже далеко не все из этих ребят пойдут работать на шахту — это не беда. Важно, что они уже освоили рабочие профессии, у них наработан стаж — что очень важно при трудоустройстве. А что касается „здесь и сейчас“, то смотрите — в последнее время зарплата студентов у нас составляет стабильно 15-20 тысяч. Деньги неплохие, если учесть, что они ведь не полный рабочий день здесь трудятся. После учебы несколько часов пришел, поработал — не особенно „напряжно“. Куда-нибудь в пиццерию при таком раскладе ему уже устраиваться не надо — да и где в пиццерии ему „присвоят“ сварщика третьего разряда? Получается польза со всех сторон».

Не хуже, чем в Германии

Существует и еще один полезный аспект, говорит директор ГМИК. Студенты, работающие сейчас в арендованном у «Распадской» цехе, занимаются ремонтом и изготовлением различного шахтного оборудования — заказчиком тут выступает та же междуреченская шахта. В основном, конечно, такого, которое не требует суперотточенной профессиональной квалификации — вроде заземлителей для кабелей или очистителей конвейерных лент. Но, во-первых, все это тоже совершенно необходимые для нормальной работы в шахте приспособления, а во-вторых, у предприятий-заказчиков есть возможность порой существенно сэкономить, сотрудничая со студенческими мастерскими.

«Понятно же, что мы сделаем им все, отнюдь не заламывая цену. Условно говоря, что-то, что можно было заказать за 200 рублей, мы сделаем всего за 130. Плюс произведем все из добротных и надежных, но подручных средств — дорого это точно не выйдет. И еще плюс — почти наверняка что-нибудь дополнительно усовершенствуем, технических идей у ребят масса. Да вот, чтобы далеко за примером не ходить — только что возили нашу продукцию в Новокузнецк, на форум „Уголь России и Майнинг“. И это вызвало достаточно большой интерес. В частности, прозвучало такое мнение — ближайшие аналоги нашей продукции производятся только в Германии. Вот вам и вопрос импортозамещения — зачем заказывать за тридевять земель, когда можно и у нас?».

Со словами руководителя студенческих мастерских вполне согласен и четверокурсник междуреченского филиала КузГТУ Кирилл Кочетков. Кирилл — один из тех, кто проходит сейчас учебу в мастерских. Он уже получил третий «сварочный» разряд и останавливаться на достигнутом не собирается.

«Идея эта мне очень нравится — и заработок есть, и опыта прибавляется. Окончу вуз уже с реальными знаниями — разве плохо? Понятно, что не всем студентам это надо, но какая разница? Мне-то надо, да и еще такие люди есть, это главное», — говорит студент.

«Заронить зерно», Гагарин и Королев

О том, что «надо» далеко не всем, говорит и Данил Ольховиков. Причем, дело касается далеко не только студентов. Это сейчас у студенческих мастерских есть по крайней мере свое помещение и возможность для полноценной работы, а сперва свою идею Данил Юрьевич продвигал довольно тяжело. Да и сейчас трудности далеко не закончились.

«Прихожу я с предложениями к разного рода начальству. И первая реакция почти всегда — о, молодцы какие, отличное начинание, все такое прочее. А когда начинаешь разговаривать на конкретные темы, многие сразу скучнеют. Это ведь что-то новое, непонятное — не уверен, может, по России и есть нечто подобное нашим мастерским, но в Кузбассе нет точно. Поэтому и идет какая-то инерция неприятия — хотя, казалось бы, никаких возражений ни у кого не возникает. Но хорошо, что такая инерция возникает далеко не у всех. Так, я очень благодарен КузГТУ и конкретно его ректору Владимиру Ковалеву за большой интерес к нашему начинанию. Сейчас решается вопрос о выделении мастерским помещений непосредственно в Кемерове — а это и расширение возможностей для новых заказов, и, надеюсь, увеличение числа студентов, желающих с нами сотрудничать. За год обучение у нас прошли всего восемь человек, но понятно, что в областном центре возможностей будет куда больше», — говорит Данил Ольховиков.

На вопрос о том, как он видит положение дел в Кузбассе со студенческими мастерскими через условные пять-десять лет, Данил Юрьевич отвечает осторожно — главное, это хотя бы заронить зерно понимания, насколько нужны и востребованы ныне такие мастерские. Почти как когда-то, еще в советские времена, нужными и важными считались различные объединения студентов-«технарей» — да хотя бы даже и технические кружки.
«Ведь и Королев с Гагариным, кажется, их посещали — и что, получилось же все у них?», — улыбается директор ГМИК.

Читайте также:
Собор на правом берегу
Лумумба с Омской улицы
Кемерово, год 1436-й
На связи «Орбита»
Все пути ведут в депо

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.