Горное дело – особое искусство

4 апреля Дмитрий Медведев провел в Новокузнецке совещание, посвященное развитию угольной промышленности. На встрече присутствовали заместители председателя правительства, министры, руководители различных федеральных служб, а также главы регионов, включая губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. В ходе совещания российский премьер поднял наиболее важные вопросы, касающиеся проблем в угольной промышленности, а также выслушал предложения по их решению. Корреспондент «Газеты Кемерова» побывал на встрече и узнал о том, что ждет главную экономическую отрасль Кузбасса в будущем.
Особый гость
О приезде Дмитрия Медведева было известно заранее, однако жители Новокузнецка все равно поражались количеству полицейских и дорожных инспекторов на улицах города. Уровень досмотра в отеле Park Inn, где проходило совещание, был серьезнее, чем на ином рок-фестивале: сотрудники МВД досматривали всех без исключения посетителей, а специально обученные собаки обнюхивали их сумки на предмет взрывчатых и запрещенных веществ.
О главном
Сразу же Дмитрий Медведев отметил важность совещания, добавив, что акцент в нем будет поставлен на безопасности в угледобыче. Однако в процессе обсуждения без внимания не остались и другие не менее важные вопросы.
«Два года назад мы утвердили программу развития угольной промышленности на период до 2030 года. Для ее реализации требуется решить ряд важных задач. Первое – обеспечить сбалансированность развития отрасли, в том числе за счет поддержки внутреннего спроса на уголь и продукты его переработки. Второе – развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для продажи и перевалки угля. Третье – обеспечение максимальной безопасности при добыче», – пояснил глава правительства.

Фото: Администрация Новокузнецка
О безопасности в угледобывающей промышленности на совещании вообще говорили очень много. В какой-то момент Медведев напомнил о недавних взрывах на шахтах в Воркуте. После этого он отметил, что необходимо модернизировать системы безопасности в шахтах и тщательнее проводить геологоразведочные работы. Затем он передал слово министру энергетики Александру Новаку.
Об экономике и безопасности
«Уголь – это пятый базовый экспортный продукт Российской Федерации. Уголь – груз номер один для железнодорожников, он обеспечивает 39% грузооборота страны», – начал свое выступление Александр Новак.
Вместе с тем, добавил министр, угольная промышленность сейчас переживает не лучшие времена: цены падают, объем международной торговли сокращается. Он отметил, что по итогам 2015 года 31% всех угледобывающих компаний оказались убыточными. Среди них – такие крупные, как СУЭК, СДС-Уголь и Мечел.
Сложившуюся ситуацию, по словам Новака, осложняет рост затрат на транспортировку угля. В связи с этим министр предложил сдерживать рост тарифов на экспортные перевозки.
Затем министр перешел к теме безопасности во время ведения горных работ. Он отметил, что с 1993 года количество смертельных травм снизилось в 14 раз, хотя риск крупных аварий в российских шахтах по-прежнему остается высоким. Для решения этой проблемы предлагается выделять больше денег на обучение персонала в сфере безопасности горных работ.
Следующий вопрос – реструктуризация угольной промышленности. Предполагается определить те шахты, где опаснее всего вести добычу угля. К примеру, с 1990 года в Подмосковном бассейне выявили и ликвидировали 30 шахт, а на Урале – 27.
«Минэнерго предлагает образовать комиссию по определению шахт, осуществляющих добычу угля в особо опасных горно-геологических условиях, анализу их работы и по результатам анализа представить предложения по их функционированию», – сказал Новак.
В завершение своего доклада министр энергетики отметил, что по итогам проведенной работы в три раза выросла производительность труда в угольной промышленности. По всей России закрыли 169 опасных шахт, из ветхого и аварийного жилья переселили более 40 тысяч семей. В целом, по словам Новака, реализация программы развития угольной промышленности идет опережающими темпами.

О надзоре
Следующим выступил руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алешин. Он рассказал о том, каким образом улучшается состояние промышленной безопасности. К примеру, после аварии на шахте «Распадская» увеличились размеры штрафов за различные нарушения: для должностных и юридических лиц – в 10 раз, для граждан – в два раза.
Также Алешин отметил, что в 2015 году в России зафиксировали самый низкий показатель смертельного травматизма за всю историю наблюдения – 0,53 человека на миллион тонн добытого угля. Затем Алешин рассказал и о других мерах повышения уровня промышленной безопасности. В числе прочего нужно, по его мнению, ввести уголовную ответственность за неоднократное грубое нарушение требований безопасности.
О Кузбассе
В конце совещания выступил Аман Тулеев. Он подчеркнул, что в прошлом году объем угледобычи в Кузбассе вырос до 215 миллионов тонн (в 2014-м – 211 миллионов тонн – прим. автора), и при этом в регионе не произошло массового сокращения людей, несмотря на кризис и резкое падение цен на уголь. А зарплата горняков, по словам губернатора, в прошлом году выросла на 10%.

За счет новых технологий снизилось количество шахтеров, работающих под землей. Так, до 1998 года доля подземной добычи угля составляла около 60%, а сейчас ситуация изменилась: 66% угля добывают более безопасным – открытым способом.
«Горное дело – особое искусство. Главное, мы стремимся так выстроить производственный процесс в угольной отрасли, чтобы было невозможно нарушить нормы безопасности. Считаю, сегодня в наших силах также создать технологическую основу для перехода к безлюдной угледобыче, и начинать нужно с очистных забоев, где опасную работу будут делать машины, а люди будут управлять ими с безопасного расстояния», – пояснил Аман Тулеев.
Он также подчеркнул, что в 2015 году был зафиксирован самый низкий уровень смертельных случаев за всю историю угледобычи в Кузбассе. Но несмотря на это шахты все еще остаются одним из самых опасных производств в мире. По мнению Амана Тулеева, необходимо закрывать изношенные предприятия. Так, с 2013 года из эксплуатации вывели 11 самых старых шахт Кузбасса, а взамен их собственники получили лицензии на строительство разрезов.
Также губернатор поднял вопрос о стоимости железнодорожных перевозок. Он считает, что РЖД должны искать прибыль не через увеличение тарифов, а через повышение эффективности работы железнодорожников, с помощью новых технологий и увеличения скорости доставки.
«Если мы это будем делать, в том числе совместно с угольщиками, уверен, сможем еще и снизить тариф», – добавил глава Кузбасса.
Об итогах
На совещании были подведены промежуточные итоги программы развития угольной промышленности. В числе запланированных мероприятий – реконструкция железнодорожной инфраструктуры, строительство новых линий и создание парка вагонов для перевозки угля в тяжеловесных составах. Реализация программы позволит увеличить экспорт угля к 2030 году до 170 миллионов тонн: 85 миллионов – в восточном направлении и 85 миллионов – в западном.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.