Маугли, Индира Ганди и ночной Бомбей: история трёх картин

Сказочная Индия с её многолюдными пёстрыми базарами, узенькими улочками, по которым ходят и люди, и священные в этой стране коровы; древние храмы; мудрецы; торговые суда с заморским товаром; великолепие гор, вершины которых окутаны волшебной дымкой – всё это могло бы стать излюбленной темой кемеровского живописца Андрея Ивершина.
Но жизнь распорядилась иначе. Художник более 25 лет не хотел даже вспоминать об Индии.
Однако пару лет назад всё-таки решился написать три полотна, восстановив в памяти светлые образы.

Ура, мы едем в Индию!

Кемерово, 1983 год. Инженер средств радио и телевидения, начальник станции космической связи «Орбита» Николай Ивершин сообщает жене и сыну-второкласснику о предстоящем путешествии в страну великого новеллиста и поэта Редьярда Киплинга. Министерство связи и Министерство иностранных дел СССР делегировали нашего специалиста в командировку в Дели на два года.

Семья в лёгком замешательстве: далёкая незнакомая страна, как что сложится. Только маленький Андрей в предвкушении приключений.
Представление об Индии у мальчика сложилось по рассказам о Маугли, храбром мангусте Рикки-Тикки-Тави, восточным сказкам о радже и, конечно же, по иллюстрациям к ним. Если бы тогда Андрей писал картины, он выбрал бы ярко-бирюзовые, синие, жёлтые, оранжевые, зелёные краски.
Полет в Дели пришелся на ноябрь.
«У нас, да и в Москве тоже уже лежал снег, был морозец, градусов 13. Поэтому из самолёта мы вышли в шубах и тёплых шапках. А кругом лето. На территории аэропорта буйным цветом цвели диковинные цветы, деревья», – вспоминает Андрей Ивершин.
Не успели Ивершины далеко отойти от главного входа воздушной гавани, как по ним ударил резкий запах нечистот. Оказалось, местные ходили справлять нужду прямо за кустами у здания. И в этот момент сказочная страна стала рушиться прямо на глазах.
«Всю дорогу, пока мы ехали до нового дома, стояло зловоние, по улицам бегали нищие дети и выпрашивали деньги, ходили старики в лохмотьях. Убожество чередовалось с роскошью – великолепными виллами, автомобилями класса «Люкс», ресторанами. Для меня всё увиденное стало каким-то потрясением, и я даже стал гордиться, что живу в СССР», – рассказывает художник.

Встреча с Индирой Ганди

Семья Ивершиных поселилась в посольском городке. Андрей посещал русскую школу, хотя в ней учились болгары, венгры, даже монголы. Со всеми передружился и потом ещё долгие годы вел переписку.
Жизнь начала бить ключом, увлекая в водоворот прогулок, открытий и любопытных встреч.
Много, конечно, Андрей не может рассказать, поскольку для ребенка творческая и политическая элита не представляла тогда никакого интереса. Тем не менее, именно в Индии мальчик чувствовал сопричастность чему-то великому.

«На площади старинного Красного форта во время празднования Дня независимости я видел премьер-министра Индиру Ганди. Она выступала перед большим количеством народа, срывая аплодисменты. Через несколько месяцев «железную леди Индии» предательски убили. А с первым индийским космонавтом, совершившим полет на корабле «Союз Т-11» и станции «Салют-7» Ракешем Шармой, попал в один кадр. После успешного полета он встречался с людьми, рассказывал о работе, фоторепортёры делали постановочные снимки. На один из них я и попал. Также в нашем квартале часто выступали знаменитости Советского Союза: ансамбль «Песняры», композиторы Александра Пахмутова, Микаэл Таривердиев, поэты Расул Гамзатов и Роберт Рождественский. Кстати, Рождественский и Таривердиев были частыми гостями – в Дели жили их дети», – продолжает Андрей Ивершин.

Календарь памяти

Спустя год после возвращения в Кемерово, не стало папы Андрея. Онкология… Жара, резкая смена климата, вредные условия работы спровоцировали болезнь.
Трагедия навсегда осталась неразрывно связана с поездкой в Индию. На этом этапе сказочная страна просто исчезла для художника. О ней он никогда не хотел вспоминать, не переносил ничего, что так или иначе напоминало душевную боль.

Но в один из предновогодних вечеров по телевизору шёл фильм об Индии. Он-то и стал отправной точкой в создании трёх картин. Образы городов детства стерлись, их выместили другие эмоции…
«Тогда я, разумеется, пролистал книги, посмотрел фотографии и взялся за карандаш. Через три-четыре дня «Ночной Бомбей» был готов. Затем появились две картины с видами Дели. Получилась фактурная живопись: большие формы, цветовые пятна, без чёткого акцента на детали и предметы, в основном силуэты», – объясняет Андрей.
На этом история с Индией закончилась окончательно. Художник перелистнул страницу старого календаря. Казахстан, родная Алма-Ата – вот истинный источник вдохновения.
На одной из выставок «Ночной Бомбей» приметил ценитель живописи. Андрей без колебаний продал полотно. В мастерской теперь хранятся две работы. Как память о памяти.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.