Дом для всех: как живут постояльцы кемеровской ночлежки

Чёрные полосы в жизни бывают у каждого. В «Центр социальной адаптации населения» Кемерова попадают люди с действительно серьёзными жизненными проблемами. Одни остались на улице без документов и средств к существованию, другие освободились из тюрьмы и не знают, как им дальше строить свою жизнь, третьи потеряли связь с семьёй и друзьями.
Корреспонденты «Газеты Кемерова» побывали в социальном приюте для бездомных людей, чтобы попытаться понять, каково это – остаться без дома и без надежды.

Когда больше некуда идти

«Центр социальной адаптации населения» города Кемерово принимает постояльцев 24 года. Раньше учреждение называлось Домом временного ночного пребывания, а сегодня это – приют, в котором люди живут годами.

Впечатление от этого места складывается тяжёлое. Вроде, и ремонт свежий (даже запах краски ещё не выветрился), и обстановка уютная, и чисто везде. Но в глазах постояльцев – боль и горечь. Им живётся непросто.

«Нам здесь хорошо! Очень всё нравится», – твердят они. Но идти им некуда, семей и родственников у многих нет, или общение с ними не ладится.
Официально человек может находиться здесь до шести месяцев. Но ситуации бывают разные, и в Центре это прекрасно понимают.
«Не выгонишь же на улицу человека, если ему некуда идти…», – вздыхает директор МБУ «Центр социальной адаптации населения» Юрий Шевчук.

Так и получается, что вместо положенных нескольких месяцев человек задерживается в Центре на годы. Часто много времени уходит на оформление документов, поэтому люди остаются в приюте до тех пор, пока не получат гражданство, паспорт или пособие по инвалидности.

«Дом в деревне – это моя мечта»

64-летняя Эльвира Солдатова живёт в приюте уже семь лет. Женщина потеряла все документы и жильё, у неё не было работы. Случайно узнала о Центре помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию и обратилась сюда.
«Я ведь совсем одна – ни детей, ни мужа, ни родственников. Никого у меня нет», – Эльвира срывается на плач, вспоминать о жизни на улице ей тяжело.

В Центре Эльвире помогли восстановить документы и оформить пенсию, дали крышу над головой.
«Мне нравится здесь. Хорошо всё, заботятся о нас тут», – сквозь слёзы говорит постоялица.
Досуг этой тихой женщины – уборка комнаты и непродолжительные прогулки. Её соседка по комнате совсем на неё не похожа – она резкая, грубоватая.

56-летняя Галина Патюкова 35 лет жизни провела за решёткой. Уверенная в себе, болезненно худая, она больше напоминает девочку-подростка, нежели взрослую женщину. Галина находится в приюте третий месяц. О своём прошлом она рассказывать не любит: говорит, рано осталась сиротой, потому её жизнь и не сложилась.

«Сейчас я устроилась на работу техничкой: мою полы и палаты в нашем приюте, навожу порядок. Для меня это место – мой дом, моя семья. Другой у меня нет. Конечно, тут нельзя пить, за нарушение полагается наказание. Но лично я не обижаюсь на это. Основную часть времени мы занимаемся уборкой, из развлечений – чтение книг, шахматы, телевизор. Тут не санаторий, конечно. Но жить можно», – рассказывает Галина Анатольевна.
И тут же признаётся, что очень хочет жить в деревне, ухаживать за скотиной и огородом.

«Я очень люблю природу и животных. После приюта хочу жить в своём домике в какой-нибудь деревне. Это моя мечта», – поделилась с нами Галина.
Люди, вернувшиеся из мест лишения свободы, – частые гости приюта. Таких здесь около 30%.
«Человек, вышедший из тюрьмы, как правило, оказывается в очень тяжёлой ситуации – родственники часто отказываются от него, а то и лишают жилья, работу найти сложно, друзья потеряны. Вот и приходят они к нам, отчаявшиеся, обездоленные и совершенно потерявшиеся в этой жизни», – объясняет Юрий Шевчук.

70-80% постояльцев – люди с ограниченными возможностями. У многих ампутированы конечности из-за обморожений. Есть постояльцы с серьёзными неврологическими заболеваниями. Их не привлекают к работе в Центре.

«Мы люди, поэтому должны сопереживать»

Центр рассчитан на пребывание 120 человек круглосуточно. Сегодня здесь находятся в среднем около 85 человек. По словам директора приюта, три года назад наполняемость ночлежки была в разы выше – 130–140 человек.
«Наша жизнь очень разнообразна и, увы, каждый может оказаться в трудной жизненной ситуации. Зачастую человеку необходима обыкновенная, но такая важная помощь – психологическая, юридическая, медицинская, консультационная, и, в конце концов, материальная», – говорит Юрий Шевчук.
Примерно 30-40% постояльцев приходят сюда сами. В некоторых доставляют сюда сотрудники полиции, скорая помощь и медицинские учреждения города.

Нередко в Центр приезжают погорельцы, оставшиеся без крыши над головой. Иногда люди остаются здесь только на сутки – например, один из супругов селится в учреждение после ссоры, пока не разрешится конфликт. Случаи разные, но всех постояльцев объединяет одно – каждый столкнулся с какой-то бедой.
Нового постояльца помещают в отделение срочной помощи. Здесь с ним работают психолог, юрист, фельдшер, специалист по социальной работе и заведующий отделением. В первую очередь, специалисты выясняют, есть ли у человека документы. Если да, то его отправляют в санпропускник, где он моется и проходит дезинфекцию.

Затем назначают медико-социальную экспертизу, когда это необходимо – оформляют пенсию по инвалидности или каким-то заболеваниям. Если же документов нет, то начинается кропотливая и сложная работа по их восстановлению.
До 10 дней человек может находиться в центре абсолютно бесплатно. Затем он оплачивает своё проживание здесь – 45 рублей в сутки. Отделение социальной гостиницы немного дороже – 130 рублей за сутки. Там условия более комфортные – в комнатах есть телевизоры, небольшие холодильники, посуда.

В отделении социально-трудовой адаптации нуждающимся помогают найти работу. Учреждение работает с «Центром занятости», который подбирает для подопечных Центра вакансии. Есть рабочие места и в самом учреждении. Например, сейчас там требуется плотник.
«Опуститься на дно, упасть, попасть в сложную жизненную ситуацию – легко, а вот выбраться – куда сложнее. Мы же не звери, среди которых идёт так называемый естественный отбор. Мы люди, и должны помогать друг другу, сопереживать. Какими бы ни были наши постояльцы, всё равно их жалко. Да, многие из оказавшихся здесь выпивали, кто-то совершал плохие поступки. Но сочувствовать им нужно в любом случае», – считает Юрий Шевчук.

В приют не заселят людей с алкогольной и наркотической зависимостью, а также туберкулёзом. Таким людям сначала окажут медицинскую помощь. Всем постояльцам обязательно выдают талоны на анализы и флюорографию. Если медики обнаружат заболевание, то пациенту окажут квалифицированную помощь.

Помощь в начале пути

Центр помогает людям наладить свою жизнь. Недавно здесь родилась крепкая семья. Будущая невеста освободилась из колонии, жених – человек с ограниченными возможностями здоровья. Они оба не имели работы и средств к существованию. Но полюбили друг друга и боролись за будущее уже вместе. В приюте им помогли встать на ноги, дали толчок к началу нормальной жизни. Сейчас супруги работают на «Азоте» и снимают квартиру.

Ещё один случай: после развода мать осталась со взрослым сыном, а тот начал принимать наркотики. Оба не работали, у семьи отобрали квартиру за долги, затем молодой человек попал в тюрьму. Одинокая женщина устроилась работать на рынок, но там у неё украли все документы. Она обратилась в приют, с неё не стали брать плату, а предложили пожить в Центре столько, сколько понадобится для восстановления документов. Закончилось всё хорошо: сейчас у бывшей постоялицы есть постоянная работа и стабильный доход, она ждёт возвращения сына из колонии.
Конечно, приют для бездомных людей помогает не каждому. Всё зависит от нас самих, от желания избавиться от прошлого и начать новую жизнь. Но «Центр социальной адаптации населения» даёт главное – поддерживает в начале пути. А первый шаг иногда становится решающим.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.