Томь утомилась: купаться в Кузбассе опасно

Купальный сезон давно в разгаре, и на пляжах полно отдыхающих. Но вопрос о безопасности купания в Томи и Красном озере до сих пор остается открытым. Роспотребнадзор водные процедуры на Красном вроде бы одобрил, но при этом берег регулярно патрулирует машина ГО и ЧС, призывая людей не лезть в антисанитарную воду. Томь, наоборот, признана для купания непригодной, однако на пляжи по ее берегам завозят лежаки.
В начале июня специалисты из Роспотребнадзора провели микробиологические и санитарно-гигиенические исследования воды и пришли к выводу, что во всех зонах отдыха на реке Томи вода не соответствует нормативам. «Питьевая вода у нас нормальная, потому что есть хорошие подземные скважины и очистные сооружения (Томск, например, давно отказался использовать Томь для питьевых нужд). Но вот купаться в реке не стоит. Запрещать мы не можем, но очень не советуем, – сообщил начальник отдела управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Сергей Иванов. – А что касается Красного озера, то на данный момент вода в нем соответствует всем нормативам. Другое дело, что озеро это не проточное, поэтому со временем и повышением температуры вода в нем загрязняется. В середине сезона исследования, скорее всего, покажут, что купаться там нельзя. Если так, то мы, как и на Томи, будем не рекомендовать заходить в озеро».
Заботятся о беспечных купальщиках и в департаменте природных ресурсов и экологии: «Красное озеро – бывший отстойник, куда попадают ливневые сточные воды Ленинского района. Хотя гидравлически оно и связано с рекой, но водообмена в нем практически нет. Это озеро – зона рекреации у воды, но без каких-либо водных процедур».
Чистых участков на Томи нет
Между тем всероссийский мониторинг говорит о том, что в целом экологическое здоровье Кузбасса улучшается: в рейтинге регионов, который год назад опубликовало Всероссийское общество охраны природы, он был в числе аутсайдеров (80 место). А в последнем весеннем рейтинге за 2012 год, составленном общественной организацией «Зеленый патруль», Кузбасс замыкает 20-ку. По эффективности природоохранного управления Кемеровская область вообще первая в стране. Однако, по сведениям департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, у поверхностных вод сейчас трудные времена: по крайней мере, на Томи чистых участков давно уже нет.
Ежегодно во все реки Кузбасса сбрасывается два миллиона кубометров сточных вод, из них больше половины – без очистки. Основные загрязнители – промышленные предприятия, которые сбрасывают нефтепродукты, фенолы, взвешенные вещества (угольная пыль, которая попадает в реку вместе с шахтными водами) и другие отходы своей жизнедеятельности. Как сообщили в Отделе водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления, общая масса сброса в Томь загрязняющих веществ в 2011 году составила почти 350 тысяч тонн. Это на 50 тысяч тонн меньше, чем в предыдущем.
Согласно данным департамента природных ресурсов и экологии, количество конкретно нефтепродуктов в Томи тоже уменьшилось: их максимальная концентрация превысила предельно допустимую (ПДК) в шесть раз. Для сравнения: в 2010 году превышение нефтепродуктов составило 25 ПДК. Максимальная концентрация фенолов – 10 ПДК – зарегистрирована ниже Новокузнецка (в 2010 году в этом же месте количество фенолов было превышено в 16 раз). Железа больше всего в районе поселка городского типа Крапивинский – 17 ПДК. По этому показателю за год ситуация не изменилась.
Отдельная головная боль экологов и природоохранных ведомств – створ ниже города Новокузнецка (село Славино): в течение многих лет он остается самой грязной точкой Томи. За последний год качество воды в нем еще ухудшилось. Если раньше вода в Славино характеризовалась как «загрязненная», то в 2011 году – как «очень загрязненная».
«Чистой воды в Томи не может быть даже на юге области, недалеко от истока: в Новокузнецке в нее впадает Кондома, куда уже успевают сбросить сточные воды предприятия Таштагола и Осинников. Пусть это не гиганты, но свой «вклад» в реку они вносят исправно. Поэтому хотя Междуреченск – первый город Кузбасса, который пьет из Томи, для своих питьевых нужд он получает уже загрязненную воду», – комментирует Татьяна Чепикова, начальник отдела охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
Кто должен чистить воду?
Экологи обращают особенное внимание на тот факт, что вода, выходя из Новокузнецка очень грязной, после Кемерова характеризуется как «слабо загрязненная», несмотря на то, что города находятся друг за другом и должно быть наоборот. Объясняют это высокой способностью Томи к самоочищению. Река идет от Новокузнецка до Кемерова четыре дня: что-то уходит в донные отложения, что-то съедают рыбы. Поэтому после Кемерова она уже не в таком аховом состоянии. За это спасибо не только самой реке, но и очистным сооружениям, которые стоят на предприятиях. Например, на данный момент «Кокс» может похвастать тем, что перестал сбрасывать отходы в Томь, полностью перейдя на водооборотную систему.
За прошлый год в области построено еще 11 очистных сооружений. Больше всех в бережное природопользование вложились «Кузбассразрезуголь» (очистные сооружения на Краснобродском угольном разрезе), его филиал «Талдинский угольный разрез», «Юргинский ферросплавный завод», «Химпром». Общая сумма вложений – около 40 миллионов рублей. Самую значительную модернизацию провели в угольной компании «Северный Кузбасс» (город Березовский): усовершенствование очистки шахтных вод обошлось предприятию в 102 миллиона. Судя по отчетам, теперь вода, которую сбрасывает в реку «Северный Кузбасс», чище на 98%.
Тем не менее, промышленное загрязнение Томи остается большой проблемой. Его главной причиной специалисты называют безнадежно устаревшие технологии. «Модернизация заключается в переходе на новый уровень очистки. Нужна более глубокая очистка, а не просто хлорирование, – объясняет Татьяна Чепикова. – В Кемеровской области существует специальная программа «Чистая вода», в которую закладываются деньги для финансирования строительства и модернизации очистных сооружений, но в большей степени качество очистки остается на совести собственников предприятий. Грамотный предприниматель должен понимать, что выгоднее один раз потратиться на эффективные очистные сооружения, чем постоянно выплачивать штрафы».
Юридических лиц, нарушивших правила водопользования, российское законодательство чаще всего наказывает штрафом, размер которого составляет в среднем 20-30 тысяч рублей. Для большого предприятия эти деньги практически ничего не значат, поэтому соблазн не тратить миллионы на строительство новых очистных сооружений все-таки силен. В первом полугодии 2012 года за нарушение водного законодательства управление Росприроднадзора оштрафовало 13 предприятий Кузбасса, общая сумма штрафа – 250 тысяч рублей. В сравнении с тратами, необходимыми на модернизацию, – это копейки.
Рыба возвращается
Несмотря на больной вопрос очистки промышленной воды, ученые убеждены, что сейчас состояние Томи все-таки лучше, чем раньше: «Самым тяжелым временем для реки были 1980-е годы, тогда в Томь сбрасывали вообще все: государственным предприятиям сложно было предъявлять претензии. Исчезла рыба: осетр, стерлядь, нельма, ленок, таймень. Практически исчез хариус, вымерла манерка, – рассказывает заведующий кафедрой зоологии и экологии КемГУ профессор Николай Скалон. – А сегодня мы можем говорить о положительной динамике, потому что количество рыбы в реке увеличилось: можно встретить и хариуса, и тайменя. Из-за рыбы стало больше выдры, и мы уже почти готовы исключить ее из Красной книги Кузбасса».
Судя по всему, рыбам в томской воде плавать куда безопаснее, чем людям, но предостережения экспертов на большинство отдыхающих не действуют: в Новокузнецке купальщиками усыпан даже малоприятный берег реки Абы – самого грязного томского притока. Что уж говорить про облагороженное и с виду чистое озеро Красное. Гарантий, что здоровье вне опасности, никто не дает. Но, похоже, отдыхающим гарантии не нужны вовсе.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.