Небольшие города все-таки умеют удивлять своими жителями. Так, например, в Киселевске живет чемпион Сибири по скоростному спуску на велосипеде — Виктор Усачев. Он блистательно выиграл велогонку DownMall Siberia по торгово-развлекательному центру в Новосибирске, а также участвовал в Чемпионате мира по даунхиллу в Австрии. При всем при этом 28-летний киселевчанин работает в компьютерном магазине и воспитывает двоих детей. Увлечение свое не бросает и регулярно находит время, чтобы совершенствовать свои спортивные навыки. Виктор рассказал корреспонденту «Газеты Кемерова» о своих начинаниях, победах и о даунхилле в целом.
— Как-то мой друг выкатил свой горный велосипед, я решил попробовать прокатиться, — вспоминает Виктор. — Понравилось. Появилось ощущение, что с такой техникой реально проехать на заднем колесе, прыгнуть. В отличие от «Камы», где какие-либо трюки делать крайне неудобно. Мне стало интересно чему-нибудь научиться: трюкам, прыжкам. Сделать что-то большее, чем просто кататься по городу. Через неделю я уже купил свой первый горный велосипед. Катался постоянно, как только появлялось свободное время. Как наркоман (смеется). С этого и началось.
Фотографии Анастасии Антонович
— А как вы решили серьезно заниматься даунхиллом?
— Катался я как-то вечером по парку, выпрыгнул с бордюра. Это заметил какой-то парень и остановил меня. Познакомились, разговорились. Оказалось, что он в Новокузнецке катает даунхилл уже несколько лет. Я о таком велике, как у него, еще только мечтал. Для меня даунхилл тогда казался чем-то недостижимым. Конечно, хотелось попробовать, но я не думал тогда, что могу такое осилить: у нас ведь негде.
Обменялись телефонами. Потом довольно долго не виделись. И вот, примерно через год, мы снова случайно встретились у меня в магазине. Он рассказал, что они построили трассу в Новокузнецке, и там есть подъемник. Пригласил покататься и посмотреть. Через пару дней я уже впервые гонял с горы по специальной трассе. С тех пор каждую неделю тренируюсь там. Специально езжу покататься, так как вариантов поближе у нас нет. В Новокузнецке сейчас, пожалуй, самый лучший байк-парк в Сибири. Там есть несколько трасс и подъемник. Такое встретишь не так часто.
Постепенно я стал участвовать в соревнованиях в Новокузнецке, Барнауле, Новосибирске, Томске и Кемерове. Я везде ездил — мне же интересно. У меня была некоторая предрасположенность к велогонкам: в первый же год стал догонять самых быстрых гонщиков. А уже спустя пару лет начал выигрывать. Сначала редко, потом почаще, сейчас вообще всегда. Теперь от меня всегда ждут если не победы, то хотя-бы призового места, по крайней мере, у нас — в Западной Сибири. Конечно, есть спортсмены с Центральной России, которые гоняют покруче. У них и для тренировок возможностей больше, они упорней, старательней. На самом-то деле нужно заниматься каждый день: подтягивания, упражнения разные выполнять. Тогда будет и результат! Есть ребята, которые более профессионально подходят к делу. В Ангарске живет спортсмен, который катается каждый день по три часа по очень качественной трассе, которую он сам и построил. Отрабатывает сложные повороты, прыжки. Если каждый день накатывать, то в голове уже все на автомате будет четко.
— В Киселевске совсем нет мест, где можно тренироваться?
— В Киселевске нет. Большую часть времени я уделяю работе, семье. Да и в одиночку не смогу построить подобную трассу.
— А как относится семья к вашему увлечению?
— Хорошо. Отец меня всегда поощрял, когда был живой. С его помощью я начал кататься. Если бы он меня не поддержал на начальном этапе, я бы, наверно, не смог это все осилить. Это же надо было ездить на соревнования в разные города. У меня тогда машины не было. Я родителям очень благодарен.
Мы с женой, кстати, познакомились на соревнованиях. Помните парня, который пригласил меня в Новокузнецк? Вот его жена позвала мою будущую жену на соревнования поболеть, так сказать. Она из Новокузнецка, в то время жила и училась в Новосибирске. А я из Киселевска. А познакомились на Алтае в безлюдных местах, на холмах. Это судьба! Нашей старшей дочке четыре года, а младшей — год с небольшим. У старшей уже есть велосипед, такой маленький. Она на нем постоянно катается.
— Дорого обходится спортивная техника и экипировка?
— Достаточно. Это одна из основных статей расходов в семье. Хоть я уже и приобрел все необходимое оборудование, но приходится много тратить на поездки по соревнованиям.
Чтобы начать, нужно купить велосипед, это от 50 тысяч рублей, если бу, и от 100 тысяч рублей, если новый. Шлем и минимальный набор защиты обойдется примерно от 10 тысяч. Плата за подъемник в Новокузнецке достаточно посильная и составляет 3000 рублей в месяц. Поездка на соревнования в соседний город обходится от двух до восьми тысяч рублей, а вот серьезная вылазка на всероссийские соревнования потребует вложения в размере 15-30 тысяч.
— А вы не хотели бы переехать туда, где есть хорошие трассы?
— Прямо сейчас нет. Здесь держит работа, дом. Как-то обжился уже.
— Выезжали на соревнования за пределы Сибири?
— Да. Я от Байкала до Урала проехал. Был на нескольких этапах Кубка России, на Чемпионате России. Участвовал даже в Чемпионате мира по даунхиллу от сборной России в Австрии. Это было в 2012 году. Занял 104 место в своей категории из 130. Всего было четыре возрастных категории: юниоры до 19 лет, элита от 19 до 30, от 30 лет мастера, и еще женская категория.
— Расскажите про соревнования в торговом центре, это ведь были первые в Сибири соревнования? Не было страшно спускаться по эскалаторам?
— Это было забавно! В техническом плане это гораздо проще, чем спуск в горах — просто ровная площадка и немного лестниц. Единственная трудность — скользкий пол. По ощущениям, будто едешь по льду. На грунте намного легче, если занесло, то еще есть возможность выровнять. А по кафельному полу едешь боком, пока куда-то не упрешься.
— А когда вы приезжаете на соревнования, то вы перед заездом просматриваете трассу?
— Конечно, всегда есть возможность походить и посмотреть. Даунхилл — это такой вид спорта, в котором ты должен знать трассу досконально. Только тогда можно реально выложиться по полной. А вот ехать быстро наугад — это опасно. Поэтому сначала обязателен пеший просмотр, выяснить все опасные места, чтобы знать, где заранее притормозить и не разбиться. Это же горы, там всегда есть какие-то опасные камни или крутые спуски. На хорошем уклоне не всегда есть возможность остановиться, если что-то пошло не так, поэтому нужно все просчитывать заранее.
Я один раз сломал ключицу, но не в горах, а тут, в городе. На ровном месте. Пытался перепрыгнуть через руль другого велосипеда — немного не дотянул. Было неприятно. Хотя в гонках никогда не было серьезных травм. Вообще, я считаю разговоры об опасности этого вида спорта сильно преувеличенными. Если взять в качестве примера мотокросс, где скорости выше раза в три, а мотоцикл раз в десять тяжелее велика, то даунхилл — совсем как детские шалости. В мотокроссе любое падение — это почти всегда травма. В даунхилле — это почти всегда поднялся, отряхнулся и поехал дальше. Нужно просто разумно подходить к защите: налокотники, наколенники, шлем. Это обязательно.
— Есть ли у вас трасса-мечта?
— В Европе очень классные трассы. Там этот вид спорта очень развит. Есть огромные байк-парки, где проложены целые километры трасс: можно весь день кататься и все не объехать. В России есть нечто подобное, но не настолько классно построено. Возле Магнитогорска есть горнолыжный курорт на озере Банное, вот там есть классная горка. Съездил бы туда еще не раз.