Россия и Турция: «Что мешает стать нам братьями?», часть 2

Мы продолжаем разговор с кандидатом исторических наук доцентом КемГУ Вадимом Шиллером о проблемах во взаимоотношениях России и Турции. Сегодня речь пойдет о Крыме и о Курдистане.
— Вадим Викторович, давайте начнем нашу сегодняшнюю встречу с разговора о Крыме. Итак, почему же Крым является одной из причин напряженности в российско-турецких отношениях?
— Крым до 1783 года являлся вассалом и союзником Османской империи. То есть большую роль играют давние обиды турецкой стороны на Россию за владение бывшей территорией. Сам факт постоянных русско-турецких войн для стороннего наблюдателя не делает удивительным то, что в один из исторических периодов одна сторона потеряла территорию, а другая ее получила. То есть большинству стран не принципиальна история, важен лишь текущий политический момент. Но есть определенный круг лиц, активно муссирующий тему «неисторичности» владения Россией Крымским полуостровом, получая в этом активную поддержку со стороны турецких властей.

— Общественные организации крымских татар, например?
— Да, наиболее активна в этом направлении возглавляемая «Меджлисом крымскотатарского народа» часть крымских татар, издавна населяющих этот регион.
— А какова роль этого «меджлиса» в нынешнем российско-турецком противостоянии? За кого они? Или против кого?
— В данном случае об этой организации и ее лидерах говорят факты. Буквально недавно — в апреле — Министерство юстиции России внесло «Меджлис крымскотатарского народа» в перечень организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Можно, конечно, усмотреть происки «Кремля», поддерживающего противников меджлиса, однако, именно, представители меджлиса, говорящие о себе как о представителях народа, в 2015 году организовали так называемую торговую блокаду Крыма, а затем стали участниками энергетической блокады, блокировав подходы к ведущим на полуостров поврежденным опорам ЛЭП. Налицо представление интересов, чьих угодно, но только не народа. А в конце 2015 года в СМИ много писалось о том, что глава меджлиса Джемилев попросил турецкого лидера Эрдогана профинансировать военное подразделение непосредственно возле границ с Крымом.
— А Джемилев и его сторонники как-то обосновывают свою неприязнь к России реальными фактами? Крымских татар притесняли?
— Есть достаточно интересный факт — доля крымских татар в Крыму за более чем два века упала с почти 100% до 12%. Однако речь идет не о геноциде, а лишь о том, что Россия осваивала Крым, в том числе переселяя на его территорию представителей других национальностей. Более того, крымскотатарский язык в Крыму был признан одним из трех государственных. А если сравнивать отношение к татарам как к меньшинству, то, например, в той же Турции, к которой так тянутся некоторые татары, курды длительное время вообще не имели права говорить на своем языке.

— Разительное отличие отношения к национальному меньшинству.
— Да, сравнивая отношение России к крымским татарам, а Турции к курдам, можно очень легко понять, почему среди курдов не просто единицы, а большинство их хотят образовать свое государство — Курдистан. Не смотря на широко распространенный в ходе Великой Отечественной войны коллаборационизм крымских татар, стремящихся хоть сотрудничеством с фашистами освободиться от власти России, дело ограничилось депортацией. А про политику турецких властей в отношении курдов мы уже говорили ранее.
— А кого в мире больше, крымских татар или курдов?
— Конечно, курдов. Курды вообще самая многочисленная народность на Земле, не имеющая своего государства. Согласно расчетам этнографов, не менее 25 миллионов (а по некоторым оценкам, около 40 миллионов) курдов проживают в Турции, Ираке, Иране, Сирии. Вот примерно на стыке этих стран и хотят они создать свое государство Курдистан. Естественно, владеющие его предполагаемой территорией страны в этом не слишком заинтересованы, но тема эта в настоящий момент очень актуальна для курдов.
— Их можно понять, 25 миллионов — не каждая европейская страна может похвастаться таким количеством жителей.
— Вы удивитесь, но, например, в Австралии проживает как раз около 25 миллионов человек, и при этом не каждого из них Вы бы назвали представителем национальности «австралиец».

— Возвращаясь к Крыму… В настоящее время Крым обеспечивает полноценное присутствие ВМС России в регионе, что, конечно, же, не может нравиться Турции. Однако имеются ли шансы, что позиция России по Крыму в плане российско-турецких отношений как-то изменится?
— В ближайшее время маловероятно. Большинство крымчан ощущает себя частью историко-культурного наследия России. Вообще, не стоит забывать о разном отношении к Крыму со стороны Турции и России. Что такое Крым для Турции сейчас? Бывший вассал, ушедший к сопернику. Что такое Крым для России сейчас? Это символы борьбы с фашистами: города-герои Керчь и Севастополь; Ялта – место проведения в 1945 году конференции о послевоенном устройстве мира. Это уже упомянутый Черноморский флот. Это православная «Мекка» Херсонес, где крестился сам креститель Руси Великий князь Владимир Святославович. И многое другое, что в нашей памяти однозначно определяет Крым как часть России.
В следующей части мы все-таки расскажем о месте Турции в современном мире, ее внутренних противоречиях и связи с ИГИЛ.

This entry was posted in Газета Кемерова and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.